«Камера – это глаз истории»: к вопросу о жанрообразующем потенциале фотографического экфрасиса в романе Г. Свифта “Out of This World”
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-2-110-119Ключевые слова:
Г. Свифт; жанр; современный роман; фотография; фотографический экфрасис; фотоэкфрастический роман; история; роман-фоторефлексия.Аннотация
В статье рассматривается роль фотографии в не переведенном на русский язык романе современного британского писателя Г. Свифта “Out of This World” (1988). Прослеживается изменившийся социокультурный статус фотографии как артефакта: от «карандаша природы» (Г. Ф. Тальбот) в середине XIX в. до «симулякра» (Л. Хатчен) в постмодернистской парадигме, предполагающей неоднозначность и многозначность «прочтения» фотообраза. Фотография репрезентирована в романе на основных поэтологических уровнях: сюжетном, персонажном, пространственно-временном, повествовательном, мотивно-тематическом. Фотография позволяет «рассказать» различные типы историй: как семейную, так и связанную с трагическими событиями XX в. Главный герой романа – профессиональный военный фотограф Гарри Бич – создает фотоснимки, находясь в горячих точках: Вьетнам, Оран, Конго и др. Он не просто фиксирует, а философски осмысляет происходящее на мировой сцене. Фотоснимки Гарри (в виде фотоэкфрасисов) являют собой историческую фотолетопись, а сам он предстает фотолетописцем, предъявляющим миру правдивые документы, имеющие обвинительный статус. Гарри осознает, что «сглаживать» жестокую реальность, особенно в век современных СМИ, злоупотребляющих манипуляциями с помощью фото и руководствующихся принципом подмены реальности симулякрами, – преступление. Представляется возможным определить жанровую форму произведения Г. Свифта, построенного на серии фотографий (как личных, так и общественных), как фотоэкфрастический роман и отнести его к субжанру так называемого романа-фоторефлексии (novel-photoreflection), получившего развитие с конца 1970-х гг.Библиографические ссылки
Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / пер. с фр. М. Рыклина. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 192 с.
Бейнбридж Б. Мастер Джорджи / пер. с англ. Е. Суриц. М.: Иностранка: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2001. 190 с.
Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое лит. обозрение, 2019. 312 с.
Джумайло О. А. Английский исповедально-философский роман 1980–2000 гг.: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2014. 40 с.
Зенкин С. Н. Imago in fabula: Интрадиегетический образ в литературе и кино. М.: Новое лит. обозрение, 2023. 624 с.
Ильин И. П. Симулякр / Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия / гл. науч. ред. Е. А. Цурганова. М.: Intrada, 2004. С. 372–373.
Кончаловский А. С. 9 глав о кино и т. д. М.: ЭКСМО, 2013. 176 с.
Полуэктова Т. А. Фототекстуальность как категория поэтики английского романа: жанровая репрезентативность // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2021. Т. 13, вып. 4. С. 110–110. doi 10.17072/2073-6681-2021-4-100-110
Проскурнин Б. М. О некоторых тенденциях развития современной английской литературы (судьбы романа в Англии 1980–2000-х гг.) // Мировая литература в контексте культуры. 2013. № 2. С. 38–51.
Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством / пер. с фр. М. Михайловой. СПб.: Клаудберри, 2014. 712 с.
Сидорова О. Г. Современная литература Великобритании и контакты культур. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; СПб: АЛЕТЕЙЯ, 2019. 312 с.
Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания / пер. с англ. В. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 96 с.
Стринюк С. А. Грэм Свифт. Персонифицированная история в романе «Последние распоряжения» // История зарубежной литературы. Современная английская литература / И. А. Авраменко, Н. С. Бочкарева, Л. В. Братухина, В. А. Бячкова, К. В. Загороднева, И. А. Новокрещенных, Б. М. Проскурнин, С. А. Стринюк, И. В. Суслова; под общ. ред. В. А. Бячковой; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2018. С. 94–110.
Судленкова О. А. Этическая проблематика романа о фотографе // Английская поэзия романтизма и современная проза: статьи разных лет. Минск: МГЛУ, 2015. С. 103–107.
Хьюитт К. Новая английская беллетристика спрашивает: «Почему?» // Иностранная литература. 1995. № 10. С. 233–238.
Хьюитт К. О Грэме Свифте: современный английский романист. Семьи, наваждения и «Последние распоряжения» / пер. с англ. В. Бабкова // Иностранная литература. 1998. № 1. С. 264–269.
Хьюитт К. Современный английский роман в контексте культуры. Комментарий как форма преподавания / пер. с англ. Н. Эйдельман // Вопросы литературы. 2007. № 5. С. 46–72.
Bate D. Daguerre’s Abstraction // Photographies. 2016. Vol. 9. No. 2. Р. 135–146. doi 10.1080/ 17540763.2016.1185881
Catanâ E. S. Revisited Photographs and the Past in Graham Swift’s Out of This World. Reshared Stories, Reshaped Memories // Romanian Journal of English Studies. 2015. No. 12(1). Р. 82–87. doi 10.1515/rjes-2015-0010
Craps S. Cathartic Fables, Fabled Catharses: Photography, Fiction and Ethics in Graham Swift’s Out of this World // European Journal of English Studies 2003. Vol. 7. No. 3. Р. 293–309.
Eastlake Е. Photography // The London Quarterly Review. 1857. No. 101. Р. 442–468.
Hutcheon L. The Politics of PostModernism. London and New York: Routledge, 2001 [1989]. 195 р.
Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. Taylor & Francis, 2004 [1988]. 288 р.
Logotheti A. From Storytelling to Historia: The Fiction of Graham Swift. Doctoral thesis, Goldsmiths, University of London [Thesis], 2002. 256 р.
Malcolm D. Understanding Graham Swift. Columbia: University of South Carolina Press, 2003. 238 р.
Popova I. Just so stories: on the novels of Graham Swift // Footpath: A Journal of Contemporary British Literature in Russian Universities. 2008. No. 1. Р. 42–55.
Swift G. Out of This World. London: Picador, 1988. 208 p.
Talbot H. Fox. The Pencil of Nature. London, Longman, Brown, Green and Longmans, 1844. URL: https://monoskop.org/images/4/4b/Talbot_H_ Fox_The_Pencil_of_Nature.pdf (дата обращения: 10.07.2023).
Widdowson P. Graham Swift. Tavistock: Liverpool, 2006. 123 р.
Woollons J. Authentic synthetics: Three novels by Graham Swift: master’s thesis. Canterbury: University of Canterbury, 1997. 113 p. URL: https://ir.canterbury.ac.nz/bitstream/handle/10092/7032/woollons_thesis.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 10.07.2023).
References
Barthes R. Camera lucida. Kommentarii k fotografiyam [Camera Lucida. Reflections on Photos]. Transl. from French by M. Ryklin. Moscow, Ad Marginem Press, 2016. 192 р. (In Russ.)
Bainbridge B. Master Dzhordzhi [Master Georgie]. Transl. from English by Е. Surits. Moscow, Inostranka: B.S.G.-PRESS, 2001. 190 р. (In Russ.)
Vasil’eva E. Fotografiya i vnelogicheskaya forma [Photography and Non-Logical Form]. Moscow, New Literary Observer Publ., 2019. 312 p. (In Russ.)
Dzhumaylo O. A. Angliyskiy ispovedal’no-filosofskiy roman 1980–2000 gg. Avtoref. diss. d-ra filol. nauk [English confessional and philosophical novel, 1980–2000. Abstract of Dr. philol. sci. diss.]. Moscow, 2014. 40 p. (In Russ.)
Zenkin S. N. Imago in fabula: Intradiegeticheskiy obraz v literature i kino [Imago in fabula: Intradiegetic Image in Literature and Cinema]. Moscow, New Literary Observer Publ., 2023. 624 р. (In Russ.)
Il’in I. P. Simuliakr [Simulacrum]. Zapadnoe literaturovedenie XX veka. Entsiklopediya [Western Literary Criticism of the 20th Century. Encyclopedia]. Ed. by E. A. Tsurganova. Moscow, Intrada Publ., 2004, pр. 372–373. (In Russ.)
Konchalovsky A. S. 9 glav o kino i t. d. [9 Chapters about Cinema and so on]. Moscow, EKSMO Publ., 2013. 176 р. (In Russ.)
Poluektova T. A. Fototekstual’nost’ kak kategoriya poetiki romana: zhanrovaya reprezentativnost’ [Phototextuality as a poetological category of the English novel: Stating the problem]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2021, vol. 13, issue 4, pp. 100–110. doi 10.17072/2073-6681-2021-4-100-110. (In Russ.)
Proskurnin B. M. O nekotorykh tendentsiyakh razvitiya sovremennoy angliyskoy literatury (sud’by romana v Anglii 1980–2000-kh gg.) [On some principal tendencies of contemporary English literature development (dynamics of novel in England of the 1980s – 2000s)]. Mirovaya literatura v kontekste kul’tury [World Literature in the Context of Culture], 2013, issue 2, pp. 38–51. (In Russ.)
Rouillé A. Fotografiya. Mezhdu dokumentom i sovremennym iskusstvom [Photography: Between a Document and Modern Art]. Transl. from French by M. Mikhaylova. St. Petersburg, Klaudberri Publ., 2014. 712 р. (In Russ.)
Sidorova O. G. Sovremennaya literatura Velikobritanii i kontakty kul’tur [Modern British Literature and Contacts of Cultures]. Yekaterinburg, Ural Federal University Press, St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2019. 312 p. (In Russ.)
Sontag S. Smotrim na chuzhie stradaniya [Regarding the Pain of Others]. Transl. by V. Golyshev. Мoscow, Ad Marginem Press, 2014. 96 p. (In Russ.)
Strinyuk S. A. Grem Svift. Personifitsirovannaya istoriya v romane ‘Poslednie rasporyazheniya’ [Graham Swift. Personalized history in the novel ‘Last Orders’]. Istoriya zarubezhnoy literatury. Sovremennaya angliyskaya literatura [History of Foreign Literature. Modern English Literature]. Ed. by V. A. Byachkova. Perm, Perm State University Press, 2018, pр. 94–110. (In Russ.)
Sudlenkova O. A. Eticheskaya problematika romana o fotografe [Ethical problems of the novel about the photographer]. Angliyskaya poeziya romantizma i sovremennaya proza: stat’i raznykh let [English Romantic Poetry and Modern Prose: Articles of different years]. Minsk, Minsk State Linguistic University Press, 2015, pр. 103–107. (In Russ.)
Hewitt K. Novaya angliyskaya belletristika sprashivaet: ‘Pochemu?’ [New English fiction asks ‘Why?’]. Inostrannaya literatura [Foreign Literature], 1995, issue 10, рр. 233–238. (In Russ.)
Hewitt K. O Greme Svifte: sovremennyy angliyskiy romanist. Sem’i, navazhdeniya i ‘Poslednie rasporyazheniya’ [About Graham Swift: A Сontemporary English Novelist. Families, Obsessions, and ‘Last Orders’]. Transl. from English by V. Babkov. Inostrannaya literatura [Foreign Literature], 1998, issue 1, рр. 264–269. (In Russ.)
Hewitt K. Sovremennyy angliyskiy roman v kontekste kul’tury. Kommentariy kak forma prepodavaniya [The modern English novel in the context of culture. Commentary as a form of teaching]. Transl. from English by N. Eidelman. Voprosy literatury [Problems of Literature], 2007, issue 5, рр. 46–72. (In Russ.)
Bate D. Daguerre’s Abstraction. Photographies, 2016, vol. 9, issue 2, pp. 135–146. doi 10.1080/ 17540763.2016.1185881. (In Eng.)
Catanâ E. S. Revisited photographs and the past in Graham Swift’s Out of This World. Reshared stories, reshaped memories. Romanian Journal of English Studies, 2015, issue 12(1), рр. 82–87. doi 10.1515/rjes-2015-0010. (In Eng.)
Craps S. Cathartic fables, fabled catharses: Photography, fiction and ethics in Graham Swift’s Out of This World. European Journal of English Studies, 2003, vol. 7, issue 3, pp. 293–309. (In Eng.)
Eastlake Е. Photography. The London Quarterly Review, 1857, issue 101, pp. 442–468. (In Eng.)
Hutcheon L. The Politics of PostModernism. London and New York, Routledge, 2001 [1989]. 195 р. (In Eng.)
Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. Taylor & Francis, 2004 [1988]. 288 р. (In Eng.)
Logotheti A. From Storytelling to Historia: The Fiction of Graham Swift: Doctoral thesis, Goldsmiths, University of London, 2002. 256 р. (In Eng.)
Malcolm D. Understanding Graham Swift. Columbia, University of South Carolina Press, 2003. 238 р. (In Eng.)
Popova I. Just so stories: on the novels of Graham Swift. Footpath: A Journal of Contemporary British Literature In Russian Universities, 2008, issue 1, рр. 42–55. (In Eng.)
Swift G. Out of This World. London, Picador, 1988. 208 p. (In Eng.)
Talbot H. Fox. The Pencil of Nature. London, Longman, Brown, Green and Longmans, 1844. 64 р. Available at: https://monoskop.org/images/4/4b/ Talbot_H_Fox_The_Pencil_of_Nature.pdf (accessed 10 Aug 2023). (In Eng.)
Widdowson P. Graham Swift. Tavistock, Liverpool, 2006. 123 р. (In Eng.)
Woollons J. Authentic synthetics: Three novels by Graham Swift: Master’s thesis. Canterbury, University of Canterbury, 1997. 113 p. Available at: https://ir.canterbury.ac.nz/bitstream/handle/10092/7032/woollons_thesis.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 10 July 2023). (In Eng.)