Образ матери в романах Мануэля Пуига «Предательство Риты Хейворт», «Поцелуй женщины-паука», «Ангельский пол»
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2024-2-146-155Ключевые слова:
М. Пуиг; литература Аргентины; мать; образ матери; «кастрирующая мать».Аннотация
В статье анализируется образ матери в творчестве аргентинского писателя Мануэля Пуига. Цель работы – определить, как репрезентируется образ матери и раскрывается его роль в художественной системе произведений М. Пуига. Материалом исследования послужили три романа писателя: «Предательство Риты Хейворт» (1968), «Поцелуй женщины-паука» (1976) и «Ангельский пол» (1979), что позволило говорить о развитии и трансформации образа матери в творчестве автора. Методологической и теоретической основой работы являлись труды по литературоведению и психологии. Образ матери занимает важное место в культуре, поскольку материнская фигура оказывает значительное влияние на становление и формирование личности. В ходе исследования было выявлено, что образ матери воплощается в романах М. Пуига трояко: мать соответствует традиционной женской модели поведения и является главной опорой и поддержкой героя, становится предметом для подражания (Тото, Молина); мать соответствует традиционной женской модели поведения, но презирается героем, поскольку является отражением авторитарного патриархального общества, воплощает образ «кастрирующей матери» (Валентин, Ана); мать не соответствует традиционной женской модели поведения, герой сам воплощает образ матери (Ана). Кроме того, образ матери пересекается с образом смерти, связан с процессом взросления и становления героя, используется для раскрытия политического подтекста, что свидетельствует о комплексном характере образа матери в романах М. Пуига. Через отношения с матерью (к матери) раскрывается мотивация героев, выстраивается внутренний и внешний конфликт.Библиографические ссылки
Башкова Е. В. Мифообраз матери в латиноамериканском романе 1970–2010-х годов: дис. … канд. филол. наук. М., 2017. 199 с.
Калина Н. Ф. Основы психоанализа. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001. 352 с.
Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Основные архетипы в классических юнгианских и современных представлениях // Медицинская психология в России. 2018. T. 10, № 1(48). C. 1–21.
Кравченко А. Нарцисс и его отражения // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 2. С. 96–111.
Мелетинский Е. М. О литературных архетипах / Рос. гос. гуманит. ун-т. М., 1994. 136 с.
Сайфуллина М. Н. Образ матери в романе Энн Энрайт «Собрание» // Вестник ТГГПУ. 2017. № 1(47). С. 205–210.
Тытарь Е. Т. Архетипы родителей как основная предпосылка мироощущения индивида (практика трансперсональной психологии) // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. № 7. С. 196–197.
Чагина А. П. Пуиг Мануэль // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал. 2023. URL: https://bigenc.ru/c/puig-manuel-5d775f/?v=8800246 (дата обращения: 14.11.2023).
Aira C. El sultán // Paradoxa. Literatura y filosofía. 1991. № 6. P. 27–29.
Andrea M. El beso de la mujer araña y su transición de la novela (1976), al drama (1983) y al filme (1985). Un enfoque narratológico y decolonial. 2015. 100 p.
Essoufi M., Puig M. Entretien avec Manuel Puig // C.M.H.L.B. CARAVELLE. Toulouse, 1995. № 64. P. 173–178.
García M. Suspendido de nuevo en el vacío. Las cartas europeas de Manuel Puig // El intercambio epistolar entre escritores hispanoamericanos y españoles del siglo XX. 2013. P. 237–250
Goldchluk G. A través de las fronteras (Exilio, identidad y escritura en textos mexicanos de Manuel Puig) // Orbis Tertius. 1998. III (6) P. 1–6.
King J. Manuel Puig. Cinema and the Novel. Modern Latin American Fiction: A Survey / ed. John King. New York: Hill & Wang. London: Faber & Faber, 1989. P. 286–287.
Levine S. J. Manuel Puig and the Spider Woman. His Life and Fictions. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2000. 448 p.
Lozano E. El teatro de entrecasa de Manuel Puig: sus cartas familiares desde una perspectiva queer // Revista chilena de literatura. Abril 2013. № 83. P. 89–111.
Puig M. La traición de Rita Hayworth. 1968. 203 p. URL: http://recursosbiblio.url.edu.gt/publicjlg/ curso/trai_rit.pdf (дата обращения: 17.07.2019).
Puig M. Pubis Angelical, 1979. 726 p. URL: https://damelibros.com/?sec=ebook&id=10641 (дата обращения: 20.11.2019).
Puig M. El Beso de la Mujer Araña. Libros Tauros, 2001. 196 p. URL: http://recursosbiblio.url. edu.gt/publicjlg/curso/be_muj.pdf (дата обращения: 10.09.2019)
Ramírez T. M. Análisis De Los Tres Niveles Narrativos De “El Beso de la Mujer Araña”: Hacia La Conformación Del Homosexual Heroico. Universidad de Chile, facultad de Filosofía y Humanidades, departamento de Literatura, 2005. 81 p.
Sarlo B. ¿Pornografía o fashion? // Escritos sobre literatura argentina. Buenos Aires: Siglo XXI, 2007. P. 462–470.
Vivancos Pérez R. F. Una lectura queer de Manuel Puig: Blood and Sand en la Traición de Rita Hayworth // Revista Iberoamericana, Vol. LXXII, Núms. 215–216, Abril-Septiembre 2006. P. 633–650.
References
Bashkova E. V. Mifoobraz materi v latinoamerikanskom romane 1970–2010-kh godov. Diss. kand. filol. nauk [Mythological image of mother in Latin-American novels of the 1970s–2010s. Cand. philol. sci. diss.]. Moscow, 2017. 199 p. (In Russ.)
Kalina N. F. Osnovy psikhoanaliza [The Fundamentals of Psychoanalysis]. Moscow, Refl-buk Publ., Kyiv, Vakler Publ., 2001. 352 p. (In Russ.)
Korolenko Ts. P., Dmitrieva N. V. Osnovnye arkhetipy v klassicheskikh yungianskikh i sovremennykh predstavleniyakh [The basic archetypes in classical Jungian and contemporary considerations]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii [Medical Psychology in Russia], 2018, vol. 10, issue 1(48), pp. 1–21. (In Russ.)
Kravchenko A. Nartsiss i ego otrazheniya [Narcissus and his reflections]. Moskovskiy psikhoterapevticheskiy zhurnal [Moscow Psychotherapeutic Journal], 2001, issue 2, pp. 96–111. (In Russ.)
Meletinskiy E. M. O literaturnykh arkhetipakh [On Literary Archetypes]. Moscow, Russian State University for the Humanities Press, 1994. 136 p. (In Russ.)
Sayfullina M. N. Obraz materi v romane Enn Enrayt ‘Sobranie’ [The image of mother in Anne Enright’s novel ‘The Gathering’]. Vestnik TGGPU [Bulletin of Tatar State University for Humanities and Pedagogy], 2017, issue 1(47), pp. 205–210. (In Russ.)
Tytar’ E. T. Arkhetipy roditeley kak osnovnaya predposylka mirooshchushcheniya individa (praktika transpersonal’noy psikhologii) [Archetypes of parents as the main prerequisite for an individual’s worldview (practice of transpersonal psychology)]. Izvestiya JuFU. Tekhnicheskie nauki [Izvestiya SFedU. Engineering Sciences], 2005, issue 7, pp. 196–197. (In Russ.)
Chagina A. P. Puig Manuel. Bol’shaya rossiyskaya entsiklopediya: nauchno-obrazovatel’nyy portal [Big Russian Encyclopedia: An educational scientific portal]. 2023. Available at: https://bigenc. ru/c/puig-manuel-5d775f/?v=8800246 (accessed 14 Nov 2023). (In Russ.)
Aira C. El sultán [The sultan]. Paradoxa. Literatura y filosofía [Paradox. Literature and Philosophy], 1991, issue 6, pp. 27–29. (In Span.)
Andrea M. El beso de la mujer araña y su transición de la novela (1976), al drama (1983) y al filme (1985). Un enfoque narratológico y decolonial [Kiss of the Spider Woman and Its Transition from the Novel (1976) to the Drama (1983) and the Film (1985). A Narratological and Decolonial Approach], 2015. 100 p. (In Span.)
Essoufi M., Puig M. Entretien avec Manuel Puig [An Interview with Manuel Puig]. C.M.H.L.B. CARAVELLE. Toulouse, 1995, issue 64, pp. 173-178. (In Span.)
García M. Suspendido de nuevo en el vacío. Las cartas europeas de Manuel Puig [Suspended again in the void. The European letters of Manuel Puig]. El intercambio epistolar entre escritores hispanoamericanos y españoles del siglo XX [The Epistolary Exchange Between Hispanic-American and Spanish Writers of the 20th Century], 2013, pp. 237–250. (In Span.)
Goldchluk G. A través de las fronteras (Exilio, identidad y escritura en textos mexicanos de Manuel Puig) [Across the borders (exile, identity and writing in Mexican texts of Manuel Puig)], Orbis Tertius, 1998, issue 3(6), pp. 1–6. (In Span.)
King J. Manuel Puig. Cinema and the Novel. Modern Latin American Fiction: A Survey. Ed. by John King. New York, Hill & Wang, London, Faber & Faber, 1989, pp. 286–287. (In Eng.)
Levine S. J. Manuel Puig and the Spider Woman. His Life and Fictions. New York, Farrar, Straus and Giroux, 2000. 448 p. (In Eng.)
Lozano E. El teatro de entrecasa de Manuel Puig: sus cartas familiares desde una perspectiva queer [Manuel Puig’s home theater: His family letters from a queer perspective]. Revista chilena de literatura [Chilean Journal of Literature], 2013, (April), issue 83, pp. 89–111. (In Span.)
Puig M. La traición de Rita Hayworth [Betrayed by Rita Hayworth], 1968. 203 p. Available at: http://recursosbiblio.url.edu.gt/publicjlg/curso/trai_rit.pdf (accessed 17 July 2019). (In Span.)
Puig M. Pubis Angelical, 1979, 726 p. Available at: https://damelibros.com/?sec=ebook&id=10641 (accessed 20 Nov 2019). (In Span.)
Puig M. El Beso de la Mujer Araña [Kiss of the Spider Woman]. Libros Tauros, 2001. 196 p. Available at: http://recursosbiblio.url.edu.gt/publicjlg/ curso/be_muj.pdf (accessed 10 Sept 2019). (In Span.)
Ramírez T. M. Análisis De Los Tres Niveles Narrativos De ‘El Beso de la Mujer Arañaʼ: Hacia La Conformación Del Homosexual Heroico [Analysis of Three Narrative Levels in ‘Kiss of the Spider Womanʼ: Toward the Conformation of the Heroic Homosexual]. Santiago, Universidad de Chile, Facultad de Filosofía y Humanidades, Departamento de Literatura, 2005. 81 p. (In Span.)
Sarlo B. ¿Pornografía o fashion? [Pornography or fashion?]. Escritos sobre literatura argentina [Writings on Argentinian Literature]. Buenos Aires, Siglo XXI, 2007, pp. 462–470. (In Span.)
Vivancos Pérez R. F. Una lectura queer de Manuel Puig: Blood and Sand en la Traición de Rita Hayworth [A queer reading of Manuel Puig: Blood and Sand in Betrayed by Rita Hayworth]. Revista Iberoamericana [Ibero-american Journal], 2006, vol. 72, issues 215–216 (April–September), pp. 633–650. (In Span.)