Идеологические смыслы социальной рекламы нового времени (на материале текстов, посвященных СВО)

Авторы

  • Наталия Васильевна Данилевская Пермский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0001-9727-3782

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-4-25-36

Ключевые слова:

социальная реклама; идеология; новая государственная идеология; ценностные смыслы; медиатизация; воспитание.

Аннотация

В статье анализируется проблема языкового своеобразия текстов социальной рекламы, посвященной теме специальной военной операции (СВО) Российской Федерации на территории Украины. В исследовательское поле включены также рекламные тексты, затрагивающие события Великой Отечественной войны как факта истории, тесно связанного с современной военно-политической ситуацией. Цель работы: изучить язык и содержание текстов социальной рекламы, посвященных СВО РФ на Украине, для выявления содержащихся в них идеологических смыслов. Методы исследования: лексико-семантический и функционально-стилистический с учетом междисциплинарных связей между собственно лингвистическими методами исследования и базовыми принципами таких близких гуманитарных областей знания, как философия, социология, медиастилистика. Результаты: в статье рассматриваются разные подходы к определению понятия «идеология» и высказывается мнение о социально-политической и духовно-нравственной значимости этого понятия в контексте Основного закона (Конституции) Российской Федерации. На фоне анализа результатов процессов глобализации, цифровизации и медиатизации современного общества делается вывод о негативных последствиях отсутствия в Основном законе сформулированных параметров государственной идеологии. Анализ языковых и содержательных особенностей текстов, проведенный в аспекте создания новой государственной идеологии, показал наличие в социальной рекламе на тему СВО большого идеологического и воспитательного потенциала; автор приходит к выводу о разнообразии выражения в рассматриваемых текстах исторических и культурных смыслов идеологического характера. В заключение утверждается, что тексты, связанные с тематикой СВО, принимают непосредственное участие в процессе поиска главных ценностных смыслов новой российской идеологии.

Биография автора

Наталия Васильевна Данилевская, Пермский государственный национальный исследовательский университет

д. филол. н., заведующий кафедрой русского языка и стилистики

Библиографические ссылки

Акулов В. Л. Что такое идеология и нужна ли она России? 2011. URL: https://vk.com/wall-5273_

(дата обращения: 17.04.2023).

Апухтин Ю. М. Нужна ли государственная идеология в Конституции или... «Нужны ли мы нам?» // Живой журнал. 2022. URL: https://mikle

livejournal.com/10619824.html?ysclid=lcvryaersz120940542 (дата обращения: 25.04.2023).

Бондарь О. Ю. Глобализация и ее философские проблемы // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2012. № 3. С. 131–141.

Гончаров И. А. Мильон терзаний (критический этюд). 1871. URL: https://ilibrary.ru/text/

/p.1/index.html?ysclid=lnmwr04wm5966219106 (дата обращения: 12.10.2023).

Данилевская Н. В. Механизмы воспитания нации в текстах социальной рекламы // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. П. Котюровой; Перм. гос. ун-т. Пермь, 2014. Вып. 18. С. 281‒292.

Добрынин Н. М. Новеллы Конституции России: настоящее и будущее. Работа над ошибками или на результат? // Государство и право. 2021. № 6. С. 124–135.

Клушина Н. И. Русский национальный стиль и его реализация в текстах современных СМИ // Stylistyka ХХI. Польша (Opole), 2012. С. 19–33.

Клушина Н. И. Медиатизация современной культуры и русский национальный стиль // Русская речь. 2014. № 1. С. 66‒73.

Кунилова К. С. Социология глобализации. URL: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_globalizacii/12.07.2022 (дата обращения: 25.03.2023).

Леви-Строс К. Структурная антропология / пер. с фр. В. В. Иванова. М.: АСТ: Астрель, 2011. 541 с.

Лившиц Р. Л. Имитация науки. Полемические заметки. Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2021. 310 с.

Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. 253 с.

Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2005. 640 с.

Миронов С. Нужна ли государственная идеология? Нужна! // Российская газета. 2016. 13 декабря.

Мусаелян Л. А. К вопросу об отсутствии в России государственной идеологии // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2022. Вып. 55. C. 6–21. doi 10.17072/1995-4190-2022-55-6-21.

Наседкина Н. И. Сущность медиатизации как явления современного общества // Universum: филология и искусствоведение: электрон. науч. журнал. 2018. № 9 (55). URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/6381 (дата обращения: 17.02.2023).

Трубецкой Н. С. Основы фонологии. М.: Аспект Пресс, 2000. 352 с.

Указ Президента Российской Федерации «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» № 809 от 9 ноября 2022 г. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?ysclid=lh948y3ht3389048995 (дата обращения^ 04.05.2023).

Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. 719 с.

Чешков М. А. Глобалистика как научное знание. Очерки теории и категориального аппарата. М.: Науч.-образ. форум по междунар. отношениям, 2005. 224 с.

Шварцмантель Дж. Идеология и политика: пер. с англ. Харьков: Гуманит. центр, 2009. 312 с.

Шмелева Т. В. Медиатизация как феномен современной культуры и объект исследования // Вестник Новгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 7(90). С. 145‒148.

Hjarvard S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change // Nordicom Review. 2008. Vol. 29. No. 2. P. 105–134.

References

Akulov V. L. Chto takoe ideologiya i nuzhna li ona Rossii? [What is Ideology and Does Russia Need It?]. Available at: https://vk.com/wall-5273_13426 (accessed 17 Apr 2023). (In Russ.)

Apukhtin Yu. M. Nuzhna li gosudarstvennaya ideologiya v Konstitutsii ili… ‘nuzhny li my nam?’ [Do we need a state ideology in the Constitution or... ‘Do we need us?’]. Livejournal, 2022. Available at: https://mikle1.livejournal.com/10619824.html?ysclid=lcvryaersz120940542 (accessed 25 Apr 2023). (In Russ.)

Bondar O. Yu. Globalizatsiya i ee filosofskie problemy [Globalisation and philosophical challenges]. Vestnik RUDN: Seriya Filosofiya [RUDN Journal of Philosophy], 2012, issue 3, pp. 131–141. (In Russ.)

Goncharov I. A. Mil’on terzaniy (kriticheskiy etyud) [A million torments (critical study)]. Available at: https://ilibrary.ru/text/1075/p.1/index.html?ysclid

=lnmwr04wm5966219106 (accessed 12 Oct 2023). (In Russ.)

Danilevskaya N. V. Mekhanizmy vospitaniya natsii v tekstakh sotsial’noy reklamy [Mechanisms of bringing up the nation in the texts of social advertising]. Stereotipnost’ i tvorchestvo v tekste [Stereotype and Creativity in Text]: an interuniversity collection of scientific papers]. Ed. by M. P. Kotyurova. Perm, Perm State University Press, 2014, issue 18, pp. 281–292. (In Russ.)

Dobrynin N. M. Novelly Konstitutsii Rossii: nastoyashchee i budushchee. Rabota nad oshibkami ili na rezul’tat? [The innovations of the Constitution of the Russian Federation: present and future. A reflection on faults… or results?]. Gosudarstvo i pravo [State and Law], 2021, issue 6, pp. 124–135. (In Russ.)

Klushina N. I. Russkiy natsional’nyy stil’ i ego realizatsiya v tekstakh sovremennykh SMI [Russian national style and its implementation in the texts of modern media]. Stylistyka ХХI. Pol’sha (Opole) [Stylistyka XXI – Poland (Opole)], 2012, pp. 19–33. (In Russ.)

Klushina N. I. Mediatizatsiya sovremennoy kul’tury i russkiy natsional’nyy stil’ [Mediatization of modern culture and Russian national style]. Russkaya rech [Russian Speech], 2014, issue 1, pp. 66–73. (In Russ.)

Kunilova K. S. Sotsiologiya globalizatsii [Sociology of Globalization]. Available at: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_globalizacii/ (accessed 25 Mar 2023). (In Russ.)

Levi-Stros K. Strukturnaya antropologiya [Structural Anthropology]. Transl. from French by V. V. Ivanov. Мoscow, АST: Astrel’ Publ., 2011. 541 p. (In Russ.)

Livshits R. L. Imitatsiya nauki. Polemicheskie zametki [Imitation of Science. Polemical Notes]. Voronezh, Voronezh State University Press, 2021. 310 p. (In Russ.).

Luman N. Real’nost’ massmedia [The Reality of Mass Media]. Transl. from German by A. Yu. Antonovskiy. Мoscow, Praksis Publ., 2005. 253 p. (In Russ.).

Matuzov N. I., Mal’ko A. V. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]: a textbook. 2nd ed., rev. and exp. Moscow, Yurist Publ., 2005. 640 p. (In Russ.)

Mironov S. Nuzhna li gosudarstvennaya ideologiya? Nuzhna! Rossiyskaya gazeta [Russian Gazette], 2016, December 13. (In Russ.)

Musaelyan L. A. K voprosu ob otsutstvii v Rossii gosudarstvennoy ideologii [On the Absence of State Ideology in Russia]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki [Perm University Herald. Juridical Sciences], 2022, issue 55, pp. 6–21. doi 10.17072/1995-4190-2022-55-6-21. (In Russ.)

Nasedkina N. I. Sushchnostʼ mediatizatsii kak yavleniya sovremennogo obshchestva [The essence of mediatization as a phenomenon of modern society]. Universum: filologiya i iskusstvovedenie [Universum: Philology and Art History: an electronic scientific journal], 2018, issue 9 (55). Available at: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/6381 (accessed 17 Feb 2023). (In Russ.)

Trubetskoy N. S. Osnovy fonologii [Basics of Phonology]. Мoscow, Аspekt Press, 2000. 352 p. (In Russ.)

Decree of the President of the Russian Federation No. 809 of November 9, 2022 ʽFundamentals of State Policy Aimed at Preserving and Strengthening Traditional Russian Spiritual and Moral Valuesʼ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?ysclid=lh948y3ht3389048995 (4 May 2023). (In Russ.)

Filosofskiy slovar’ [A Philosophical Dictionary]. Ed. by I. T. Frolov. 7th ed., rev. and exp. Moscow, Respublika Publ., 2001. 719 p. (In Russ.)

Cheshkov М. А. Globalistika kak nauchnoe znanie. Ocherki teorii i kategorial’nogo apparata [Globalistics as Scientific Knowledge. Essays on Theory and Categorical Apparatus]. Мoscow, Academic Educational Forum on International Relations Publ., 2005. 224 p. (In Russ.)

Schwarzmantel J. Ideologiya i politika [Ideology and Politics]. Transl. from English. Kharkiv, Gumanitarnyy Tsentr Publ., 2009. 312 p. (In Russ.)

Shmeleva Т. V. Mediatizatsiya kak fenomen sovremennoy kul’tury i ob”ekt issledovaniya [Mediatization as the phenomenon of modern culture and object of research]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki [Vestnik NovSU. Series: Liberal Sciences], 2015, issue 7 (90), pp. 145–148. (In Russ.)

Hjarvard S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change. Nordicom Review, 2008, vol. 29, issue 2, pp. 105–134. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2023-12-22

Как цитировать

Данилевская, Н. В. . (2023). Идеологические смыслы социальной рекламы нового времени (на материале текстов, посвященных СВО). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 15(4). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-4-25-36

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО