Жанр женского метафизического детективного романа: традиция и современность

Авторы

  • Евгения Витальевна Лапина Пермский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0002-2091-0840
  • Хулио Вильярроэль Прадо Компания «Текника и проектос СА»

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-3-105-114

Ключевые слова:

женский метафизический детективный роман; жанр; «Золотой век»; гетеротопия; феминистская школа литературного критицизма; жанровые черты.

Аннотация

Женский метафизический детективный роман рассматривается в статье как особый жанр криминальной прозы. Теоретическая база исследования включает в себя несколько взаимодополняющих концепций: структуралистский подход к теории жанра, постмодернисткую школу антидетективного романа и феминистскую интерпретацию эволюции детектива как жанра. Областью пересечения этих взаимосвязанных подходов выступает жанр женского метафизического детективного романа. Это направление детективной литературы объединяет несколько важных элементов эстетики постмодернизма, таких как саморефлексия, интертекстуальность и отказ от привычных рамок с повышенным вниманием к политической, гендерной и классовой проблематике. Специфика женской детективной прозы изучается в синхронии и в диахронии. Жанровая эволюция женского метафизического детективного романа от «Золотого века» детективной литературы до сегодняшнего дня рассматривается через призму метафизических топосов или гетеротопий, фигурирующих в женских детективах. Во-первых, показывается, что пространственная поэтика некоторых произведений «Золотого века» позволяет считать их предшественниками современного метафизического романа. Делается вывод о том, что еще до того, как феминистская школа литературного критицизма получила всеобщее признание, авторы-женщины пытались изменить традиционные представления о каноне детективного жанра как о «закрытой комнате». Далее анализируются новые тенденции, возникшие в женской детективной литературе только в последнее время. Наконец, выявляется набор характерных черт, определяющих самостоятельную жанровую природу женского метафизического детективного романа. Главным образом, произведения, относящиеся к этому жанру, отождествляют эволюцию образа героини со сложной динамикой гендерно-маркированных топосов.

Биографии авторов

Евгения Витальевна Лапина, Пермский государственный национальный исследовательский университет

к. филол. н., доцент кафедры лингводидактики

Хулио Вильярроэль Прадо, Компания «Текника и проектос СА»

Специалист BIM-GIS

Библиографические ссылки

Ascari M. Criminal minds: Reassessing the or-igins of the psycho-thriller. Criminal Moves. Modes of Mobility in Crime Fiction. Ed. by J. Gulddal, S. King, A. Rolls. Liverpool, Liver-pool University Press, 2019, pp. 95–112. (In Eng.)

Barthes R. Image, Music, Text. London, Fon-tana, 1977. 226 p. (In Eng.)

Beauvoir S. The Second Sex. New York, Vin-tage Books, 2010. 822 p. (In Eng.)

Bertens H., Dʼhaen T. Contemporary Ameri-can Crime Fiction. New York, Palgrave, 2011. 233 p. (In Eng.)

Binder S. The female detective. In: Binder S. Women and Crime in Post-Transitional South Af-rican Crime Fiction: A Study of Female Victims, Perpetrators and Detectives. Leiden and Boston, Brill, 2021, pp. 133–212. (In Eng.)

Chesterton G. K. How to write a detective sto-ry. Best Seller Mystery Magazine, March 1960, pp. 125–132. (In Eng.)

Cixous H., Cohen K., Cohen P. The Laugh of the Medusa. Signs, 1976, vol. 1, issue 4, pp. 875–893. (In Eng.)

Cook M. Narratives of Enclosure. The Locked Room Mystery. Basingstoke and New York, Pal-grave Macmillan, 2011. 224 p. (In Eng.)

Eco U. The Name of the Rose. Mariner Books, 2014. 592 p. (In Eng.)

Foucault M. Of other spaces: Utopias and het-erotopias. Diacritics, 1986, vol. 16, issue 1, pp. 22–27. (In Eng.)

Freeland C. A. (ed.) Feminist Interpretations of Aristotle. University Park, Pennsylvania State University Press, 1998. 384 p. (In Eng.)

Gavin A. Feminist Crime Fiction and Female Sleuths. A Companion to Crime Fiction. Ed. by C. Rzepka, L. Horsley. Chichester, Blackwell Publishing, 2010, pp. 258–269. (In Eng.)

Haycraft H. Murder for Pleasure. The Life and Times of the Detective Story. New York and Lon-don, D. Appleton-Century Company, 1941. 475 p. (In Eng.)

Haycraft H. (ed.) The Art of the Mystery Story. New York, Universal Library, 1946. 573 p. (In Eng.)

Holquist M. Whodunit and other questions: Metaphysical detective stories in post-war fiction. New Literary History, 1971, vol. 3, issue 1. Modernism and Postmodernism: Inquiries, Re-flections, and Speculations, pp. 135–156. (In Eng.)

Horsley L. Twentieth-Century Crime Fiction. Oxford, Oxford University Press, 2005. 328 p. (In Eng.)

Klein K. G. The Woman Detective. Gender and Genre. Urbana and Chicago, University of Illinois Press, 1995. 282 p. (In Eng.)

Knight S. Crime Fiction, 1800–2000. Detec-tion, Death, Diversity. Basingstoke, New York, Palgrave Macmillan, 2004. 292 p. (In Eng.)

Kravitz B. Thoughts on the anti-detective in Paul Auster’s New York Trilogy, Adam Ross’ Mister Peanut, and Martha Grimes’ ‘The Old Wine Shades’. Studies in Popular Culture, 2013, vol. 36, issue 1, pp. 45–61. (In Eng.)

Lefebvre H. The Production of Space. Oxford, Cambridge MA, Blackwell Publishing, 1991. 464 p. (In Eng.)

McHale B. Postmodernist Fiction. London and New York, Routledge, 1987. 264 p. (In Eng.)

Merivale P. An unsuitable genre for a wom-an... Contemporary Literature, 1996, vol. 37, is-sue 4, pp. 693–700. (In Eng.)

Merivale P., Sweeney S. E. (eds.) Detecting Texts. The Metaphysical Detective Story from Poe to Postmodernism. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 1999. 320 p. (In Eng.)

Reddy M. Women Detectives. The Cambridge Companion to Crime Fiction. Ed. by M. Priestman. Cambridge, Cambridge University Press, 2003, pp. 191–208. (In Eng.)

Rollyson C., Magill F. Critical Survey of Mys-tery & Detective Fiction. Revised Edition. Pasa-dena, Salem Press, 2008, vol. 1. 2400 p. (In Eng.)

Rowland S. From Agatha Christie to Ruth Rendell. British Women Writers in Detective and Crime Fiction. New York, Palgrave, 2001. 222 p. (In Eng.)

Salvaggio R. Theory and space, space and woman. Tulsa Studies in Women’s Literature, 1988, vol. 7, issue 2, pp. 261–282. (In Eng.)

Scaggs J. Crime Fiction. London and New York, Routledge. 2005. 170 p. (In Eng.)

Schmid D. From the locked room to the globe: Space in crime fiction. Cross-Cultural Connec-tions in Crime Fictions. Ed. by V. Miller, H. Oakley. London, Palgrave Macmillan, 2012, pp. 7–24. (In Eng.)

Seago K. ʽPhilip Marlowe in drag?ʼ – The con-struct of the hard-boiled detective in feminist ap-propriation and translation. Ars Aeterna, 2017, vol. 9, issue 2, pp. 39–52. (In Eng.)

Shaw P. William Godwin. A Companion to Crime Fiction. Ed. by C. Rzepka, L. Horsley. Chichester, Blackwell Publishing, 2010, pp. 361–368. (In Eng.)

Shklovsky V. Sherlock Holmes and the Mys-tery Story. In: Shklovsky V. Theory of Prose. Transl. by B. Sher. Champagne and London, Dalkey Archive Press, 1991, pp. 101–116 (In Eng.)

Sweeney S. E. Locked rooms: Detective fic-tion, narrative theory, and self-reflexivity. The Cunning Craft: Original Essays on Detective Fic-tion and Contemporary Literary Theory. Ed. by R. G. Walker, J. M. Frazer. Macomb, Ill, Essays in Literature, 1990, pp. 1–14. (In Eng.)

Tani S. The Doomed Detective: The Contribu-tion of the Detective Novel to Postmodern Ameri-can and Italian Fiction. Southern Illinois Univer-sity Press, 1984. 183 p. (In Eng.)

Todorov T. The Typology of Detective Fic-tion. In: The Poetics of Prose. Transl. by R. How-ard. Oxford, Blackwell, 1977, pp. 42–52. (In Eng.)

Woolf V. A Room of One’s Own. Hogarth Press, London, 1929. 172 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2023-10-14

Как цитировать

Лапина E. V., & Прадо J. V. . (2023). Жанр женского метафизического детективного романа: традиция и современность . Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 15(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-3-105-114

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ