Смысл и значение финала драмы Фридриха Шиллера «Орлеанская дева»

Авторы

  • Алла Андреевна Игнатьева Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых https://orcid.org/0009-0008-7051-1259

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-2-92-102

Ключевые слова:

Фридрих Шиллер; эпоха модерна; прекрасная душа; история; принцип субъективности.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению финальной сцены исторической драмы «Орлеанская дева» немецкого поэта Фридриха Шиллера в контексте принципа субъективности, являющегося одним из главных для модерна как маркоэпохи, а также особого понимания истории творцами искусства второй половины XVIII – начала XIX в. Этому соответствуют цели работы: проанализировать финал драмы с точки зрения философских идей Ф. Шиллера, отраженных в созданных поэтом философских трактатах, статьях, посвященных истории, и поэтически воплощенных в оде «К радости»; раскрыть своеобразие образа главной героини пьесы, связанное с творческими принципами эпохи модерна и субъективным пониманием отдельной исторической личности драматургом. Было установлено, что особую значимость как для философских работ Ф. Шиллера, так и для его драматических произведений имели размышления Иоганна Гердера о единстве и понятие предустановленной гармонии, предложенное Готфридом Лейбницем. В ходе анализа финала трагедии было выяснено, что осознанное отступление поэтом от исторической действительности при создании заключительной сцены произведения связано, с одной стороны, со специфическим изображением фигуры Жанны д᾿Арк как субъекта, способного особым образом воссоздавать действительность, с другой стороны – с индивидуально-авторским осознанием характерной для времени модерна взаимосвязи исторических эпох, что дало возможность поэту наиболее ярко раскрыть в драматическом действии философски осмысленную им на страницах трактатов идею всеединства, которая оказывается особо значимой для начала XIX в.

Биография автора

Алла Андреевна Игнатьева, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых

аспирант кафедры русской и зарубежной филологии

Библиографические ссылки

Аствацатуров А. Г. Образ человека модерна (Рокайроль Жан Поля) // Человек эпохи модерна: герменевтика субъекта в немецкоязычной культуре XVIII–XX веков / под. ред. А. А. Вольского. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. С. 36–57.

Гегель Г. Работы разных лет в двух томах. М.: Мысль, 1971. Т. 2. 630 с.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 703 с.

Декарт Р. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1989. Т. 1. 654 с.

Жеребин А. И., Аствацатуров А. Г., Вольский А. Л. Человек эпохи модерна: герменевтика субъекта в немецкоязычной культуре XVIII–XX веков / под. ред. А. А. Вольского. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. 516 с.

Клаузевиц К. 1806 год. М.: Мысль, 1995. 260 с.

Лейбниц Г. В. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1982. Т. 1. 636 с.

Тогоева О. И. Исполнение пророчеств: ветхозаветные герои Столетней войны // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. М.: Ин-т всеобщ. ист. РАН, 2006. Т. 7. С. 88–106.

Тураев С. В. Фридрих Шиллер – мыслитель, поэт, драматург // Шиллер Ф. Коварство и любовь: Драмы, стихотворения. М.: Эксмо, 2005. 640 с.

Фишер К. История новой философии. Т. 3. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 814 с.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003. 415 с.

Шиллер Ф. О грации и достоинстве // Шиллер Ф. Собрание сочинений в семи томах. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1957a. Т. 6. С. 115–171.

Шиллер Ф. О нравственной пользе эстетических нравов // Шиллер Ф. Собрание сочинений в семи томах. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1957b. Т. 6. С. 478–488.

Шиллер Ф. П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1955. 433 с.

Koschorke А. Schillers “Jungfrau von Orleans” und die Geschlechterpolitik der Französischen Revolution // Friedrich Schiller und der Weg in die Moderne / hrsg. von Walter Hinderer. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2006. S. 243–259.

Marínez Pazos S. Anthropologie und “ästhetische Erziehung“ in Schillers historischen Dramen “Jungfrau von Orleans“ und “Wilhelm Tell“. Santiago de Compostela; USC, Facultad de filología, 2019. 38 с.

Rühling Ch. Spekulation als Poesie: Ästhetische Reflexion und literarische Darstellung bei Schiller und Hölderlin. Berlin: De Gruyter, 2015. 425 с.

Schiller F. An die Freude. 1793. URL: http://www.zeno.org/Literatur/M/Schiller,+Friedrich/Gedichte/Gedichte+(1776-1788)/An+die+Freude (дата обращения: 17.10.2022).

Schiller F. Der Antritt des neuen Jahrhunderts. 1801a. URL: http://www.zeno.org/Literatur/M/Schiller,+Friedrich/Gedichte/Gedichte+(1789-1805)/Der+Antritt+des+neuen+Jahrhunderts (дата обращения: 17.10.2022).

Schiller F. Die Jungfrau von Orleans. 1801b URL: http://www.zeno.org/Literatur/M/Schiller,+Friedrich/Dramen/Die+Jungfrau+von+Orleans (дата обращения: 17.10.2022).

Schiller F. Geschichte des Abfalls der vereinigten Niederlande von der spanischen Regierung. 1788 URL: https://www.projekt-gutenberg.org/schiller/niederld/niede02.html (дата обращения: 17.10.2022).

Wokalek M. Die schöne Seele – eine Denkfigur. Zur Semantik von Gewissen und Geschmack bei Rousseau, Wieland, Schiller, Goethe. Göttingen: Wallstein Verlag, 2011. 400 с.

Vietta S. Die literarische Moderne. Stuttgart: Metzler, 1992. 361 c.

References

Astvatsaturov A. G. Obraz cheloveka moderna (Rokayrol’ Zhan Polya) [The image of man of the modern era (Jean Paul’s Roquairol)]. Chelovek epokhi moderna: germenevtika sub”ekta v nemetskoyazychnoy kul’ture XVIII–XX vekov: [Man of the Modern Era: Hermeneutics of the Subject in the German-Speaking Culture of the 18th–20th Centuries: a monograph]. Ed. by A. A. Vol’skiy. Moscow, Berlin, Direkt-Media Publ., 2020, pp. 36–57. (In Russ.)

Hegel G. Raboty raznykh let v dvukh tomakh [Works of Different Years in 2 Volumes]. Moscow, Mysl’ Publ., 1971, vol. 2. 630 p. (In Russ.)

Herder J. G. Idei k filosofii istorii chelovechestva [Outlines of a Philosophy of the History of Man]. Moscow, Nauka Publ., 1977. 703 p. (In Russ.)

Descartes R. Sochineniya v dvukh tomakh [Works in 2 vols]. Moscow, Mysl’ Publ., vol. 1, 1989. 654 p. (In Russ.)

Zherebin A. I., Astvatsaturov A. G., Vol’skiy A. L. Chelovek epokhi moderna: germenevtika sub”ekta v nemetskoyazychnoy kul’ture XVIII–XX vekov: monografiya [Man of the Modern Era: Hermeneutics of the Subject in the German-Speaking Culture of the 18th–20th Centuries: a monograph]. Ed. by A. A. Vol’skiy. Moscow, Berlin, Direkt-Media Publ., 2020. 516 p. (In Russ.)

Clausewitz K. 1806 god [The year 1806]. Moscow, Mysl’ Publ., 1995. 260 p. (In Russ.)

Leibniz G. W. Sochineniya v chetyrekh tomakh [Works in 4 vols]. Moscow, Mysl’ Publ., 1982, vol. 1. 636 p. (In Russ.)

Togoeva O. I. Ispolnenie prorochestv: vetkhozavetnye geroi Stoletney voyny [Prophecies Fulfilled: Old Testament Heroes of the Hundred Years’ War]. Kazus. Individual’noe i unikal’noe v istorii [Casus. The Individual and Unique in History]. Moscow, Institute of World History of the Russian Academy of Sciences Press, 2006, vol. 7, pp. 88–106. (In Russ.)

Turaev S. V. Fridrikh Shiller – myslitel’, poet, dramaturg [Friedrich Schiller as a thinker, a poet, a playwright]. Shiller F. Kovarstvo i lyubov’: Dramy, stikhotvoreniya [Intrigue and Love: Dramas, Poems]. Moscow, Eksmo Publ., 2005. 640 p. (In Russ.)

Fisсher K. Istoriya novoy filosofii [Introduction to the History of New Philosophy]. Moscow, Direktmedia Publishing, 2008, vol. 3. 814 p. (In Russ.)

Habermas J. Filosofskiy diskurs o moderne [The Philosophical Discourse of Modernity]. Moscow, Ves’ mir Publ., 2003. 415 p. (In Russ.)

Sсhiller F. O gratsii i dostoinstve [On grace and dignity]. Shiller. F. Sobranie sochineniy v semi tomakh [Collected works in 7 Volumes]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoy literatury, 1957a, vol. 6, pp. 115–171. (In Russ.)

Sсhiller F. O nravstvennoy pol’ze esteticheskikh nravov [On the Moral Usefulness of Aesthetic Tempers]. Shiller F. Sobranie sochineniy v semi tomakh [Collected works in 7 Volumes]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoy literatury Publ., 1957b, vol. 6, pp. 478–488. (In Russ.)

Sсhiller F. P. Fridrikh Shiller. Zhizn’ i tvorchestvo [Friedrich Schiller. Life and Work]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoy literatury Publ., 1955. 433 p. (In Russ.)

Koschorke A. Schillers ‘Jungfrau von Orleans’ und die Geschlechterpolitik der Französischen Revolution [Schiller’s ‘Maid of Orleans’ and the gender politics of the French Revolution]. Friedrich Schiller und der Weg in die Moderne [Friedrich Schiller and the Path to Modernity]. Ed. by W. Hinderer. Wuerzburg, Koenigshausen & Neumann Publ., 2006, pp. 243–259. (In Ger.)

Marínez Pazos S. Anthropologie und ʽästhetische Erziehungʼ in Schillers historischen Dramen ʽJungfrau von Orleansʼ und ʽWilhelm Tellʼ [Anthropology and ʽaesthetic educationʼ in Schiller’s historical dramas ʽThe Maid of Orleansʼ and ʽWilliam Tellʼ]. Santiago de Compostela, USC, Faculty of Philology, 2019. 38 p. (In Ger.)

Rühling Ch. Spekulation als Poesie: Ästhetische Reflexion und literarische Darstellung bei Schiller und Hölderlin [Speculation as Poetry: The Aesthetic Reflection and Literary Representation in Works by Schiller and Hölderlin]. Berlin, De Gruyter, 2015. 425 p. (In Ger.)

Schiller F. An die Freude [Ode to Joy]. 1793. Available at: http://www.zeno.org/Literatur/M/Schiller,+Friedrich/Gedichte/Gedichte+(1776-1788)/An+die+Freude (accessed 17 Oct 2022). (In Ger.)

Schiller F. Der Antritt des neuen Jahrhunderts [The Beginning of the New Century]. 1801a. Available at: http://www.zeno.org/Literatur/M/Schiller,+Friedrich/Gedichte/Gedichte+(1789-1805)/Der+Antritt+des+neuen+Jahrhunderts (accessed 17 Oct 2022). (In Ger.)

Schiller F. Die Jungfrau von Orleans [The Maid of Orleans]. 1801b. Available at: http://www.zeno.org/Literatur/M/Schiller,+Friedrich/Dramen/Die+Jungfrau+von+Orleans (accessed 17 Oct 2022). (In Ger.)

Schiller F. Geschichte des Abfalls der vereinigten Niederlande von der spanischen Regierung. [The history of the secession of the United Netherlands from the Spanish government]. 1788. Available at: https://www.projekt-gutenberg.org/schiller/niederld/niede02.html (accessed 17 Oct 2022). (In Ger.)

Wokalek M. Die schöne Seele – eine Denkfigur. Zur Semantik von Gewissen und Geschmack bei Rousseau, Wieland, Schiller, Goethe [The Beautiful Soul – a Figure of Thought. On the Semantics of Conscience and Taste in Works of Rousseau, Wieland, Schiller, Goethe]. Göttingen, Wallstein Verlag, 2011. 400 p. (In Ger.)

Vietta S. Die literarische Moderne [Modern Literature]. Stuttgart, Metzler, 1992. 361 p. (In Ger.)

Загрузки

Опубликован

2023-07-05

Как цитировать

Игнатьева, А. А. . (2023). Смысл и значение финала драмы Фридриха Шиллера «Орлеанская дева». Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 15(2). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-2-92-102

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ