Православный реализм в творчестве Ф. М. Достоевского
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2023-2-131-140Ключевые слова:
русская литература; Ф. М. Достоевский; духовный реализм; художественный метод; православный реализм.Аннотация
Цель статьи – определение художественного метода Ф. М. Достоевского в свете новых представлений об идейном содержании и поэтике творчества писателя. Известно, что Достоевский работал в жанре реализма, он сам называл себя реалистом, и в его сочинениях нетрудно заметить черты социального, психологического, философского и даже политического реализма. Но при этом в них всегда оставалось что-то еще, более значимое и придающее творчеству писателя уникальное своеобразие. Некоторые современные исследователи (И. Б. Аванесян, А. А. Алексеев, В. А. Воропаев, М. М. Дунаев, В. Н. Захаров, Ю. В. Лебедев, А. М. Любомудров, Л. И. Сараскина, К. А. Степанян, А. Н. Ужанков и др.) полагают, что основы этого явления лежат в общекультурной европейской христианской традиции. Результаты изучения творчества Достоевского историко-культурным и сравнительно-историческими методами в целом подтверждают это предположение, однако оставляют ряд вопросов. Используя сравнительно-типологический метод, автор статьи исследует различные точки зрения на поэтику Достоевского, а затем систематизирует полученные сведения на основе оригинального методологического подхода. Известно, что Достоевский называл свой метод «полным реализмом», «реализмом в высшем смысле», категорически отвергая ярлык писателя-психолога. Это обстоятельство не раз привлекало внимание исследователей. В ходе изучения различных концепций, а также анализа воззрений самого Достоевского на цели и задачи художественного творчества автору удается доказать, что в основе художественного метода писателя лежит принцип превращения православного взгляда на мир в художественную образность – «православный реализм». Это магистральный принцип русской литературы с момента ее появления, имеющий бесчисленное количество воплощений в творчестве русских писателей. Достоевский творчески переосмыслил опыт европейской и русской христианской литературы и поднял православный реализм на недосягаемую высоту.Библиографические ссылки
Аванесян И. Б. Проблемы изучения духовного реализма как художественного метода в современном литературоведении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 2(20). С. 13–15.
Алексеев А. А. Проблема духовного реализма в русской классической литературе ХIХ века // Дергачевские чтения – 98. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург, 1998. С. 22–24.
Анненков П. В. Воспоминания и критические очерки. Собрание статей и заметок, 1849–1868. Отд. 2. СПб., 1879. 404 с.
Антоний (Храповицкий), архиеп. Избранные труды. Письма. Материалы. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. 1056 с.
Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. М.: ЗАХАРОВ, 2001. 173 с.
Ветловская В. Е. Анализ эпического произведения: Проблемы поэтики. СПб.: Наука, 2002. 213 с.
Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: в 14 т. / гл. ред. Н. Л. Мещеряков; АН СССР,Ин-т литературы (Пушкин. дом). М.: Изд-во АН СССР, 1937–1952.
Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.
Есаулов И. А. Христианский реализм как художественный принцип русской классики // Феномен русской духовности: словесность, история, культура: материалы Междунар. науч. конф. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. С. 9–19.
Захаров В. Н. Христианский реализм в русской литературе (постановка проблемы) // Евангельский текст в русской литературе XVIII–ХХ веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: сб. науч. тр. Вып. 3 / отв. ред. В. Н. Захаров; ПетрГУ. Петрозаводск, 2001. С. 5–20.
Иванов А. В. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. СПб., 2008. 911 с.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. О необходимости Собора для Российской Православной Церкви. Записки епископа Игнатия Брянчанинова (1862–1866 гг.). URL: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony-pravoslavnoj-tserkvi-grabbe/17_2 (дата обращения: 05.06.2022).
Иларион Киевский, митр. Слово о Законе и Благодати / Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 1997. Т. 1. С. 26–62.
Иустин (Попович), преподобный. Философские пропасти. 2-е изд., испр. / Издат. совет РПЦ. М., 2005. 288 с.
Иустин (Попович), преподобный. Философия и религия Ф. М. Достоевского. Мн.: Издатель Д. В. Харченко, 2007. 312 с.
Коняев Н. М. Православный реализм-литература будущего: доклад, прочитанный 05.04.2006 на X Всемирном Русском Народном Соборе, посвященном теме «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке». URL: http://www.voskres.ru/idea/koniaev.htm (дата обращения: 06.03.2022).
Лихачев Д. С. Литература Древней Руси / Изборник: Повести Древней Руси. М.: Худож. лит., 1986. 447 с.
Любомудров А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 272 с.
Сараскина Л. И. «Достоевский жил с нами всё это время...» // Фудель С. И. Наследство Достоевского. 3-е изд., испр. и доп. М.: Русский путь, 2016. С. 3–42.
Степанян К. А. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского. СПб.: Крига, 2010. 400 с.
Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 18 т. ИРЛИ. 2-е изд., испр. и доп. Т. 1. Письма, 1831–1849. М.: Наука, 1982. 607 с.
Фудель С. И. Наследство Достоевского. 3-е изд., испр. и доп. М.: Русский путь, 2016. 340 с.
Черников А. П. Проза И. С. Шмелева: концепция мира и человека. Калуга: Калуж. обл. ин-т усоверш. учит., 1995. 341 с.
References
Avanesyan I. B. Problemy izucheniya dukhovnogo realizma kak khudozhestvennogo metoda v sovremennom literaturovedenii [Problems of spiritual realism study as an artistic method in modern literary criticism]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory & Practice], 2013, issue 2 (20), pp. 13–15. (In Russ.)
Alekseev A. A. Problema dukhovnogo realizma v russkoy klassicheskoy literature XIX veka [The problem of spiritual realism in Russian classical literature of the 19th century]. Dergachevskie chteniya – 98. Russkaya literatura: natsional’noe razvitie i regional’nye osobennosti [Dergachev Readings – 98. Russian Literature: National Development and Regional Features]. Yekaterinburg, 1998, рр. 22–24. (In Russ.)
Annenkov P. V. Vospominaniya i kriticheskie ocherki. Sobranie statey i zametok, 1849–1868 [Memoirs and critical essays. Collection of articles and notes, 1849-1868]. Part 2. St. Petersburg, 1879, 404 p. (In Russ.)
Antony (Khrapovitsky), Archbishop. Izbrannye trudy. Pis’ma. Materialy [Selected works. Letters. Materials]. Moscow, Saint Tikhon’s Orthodox University for the Humanities Press, 2007. 1056 р. (In Russ.)
Berdyaev N. Mirosozertsanie Dostoevskogo [Dostoevsky’s Worldview]. Moscow, Zakharov Publ., 2001. 173 р. (In Russ.)
Vetlovskaya V. E. Analiz epicheskogo proizvedeniya: Problemy poetiki [Analysis of an Epic Work: Problems of Poetics]. St. Petersburg, Nauka Publ., 2002. 213 р. (In Russ.)
Gogol N. V. Polnoe sobranie sochineniy [The Complete Works: in 14 vols.]. Moscow, Academy of Sciences of the Soviet Union Press, 1937–1952. (In Russ.)
Dostoevsky F. M. Polnoe sobranie sochineniy [The Complete Works: in 30 vols.] Leningrad,Nauka Publ., 1972–1990. (In Russ.)
Esaulov I. A. Khristianskiy realizm kak khudozhestvennyy printsip russkoy klassiki [Christian realism as an artistic principle of Russian classics]. Fenomen russkoy dukhovnosti: slovesnost’, istoriya, kul’tura [The Phenomenon of Russian Spirituality: Literature, History, Culture: Proceedings of the International Scientific Conference]. Kaliningrad, Immanuel Kant Russian State University Press, 2007, рр. 9–19. (In Russ.)
Zakharov V. N. Khristianskiy realizm v russkoy literature (postanovka problemy) [Christian realism In Russian literature (problem statement)]. Evangel’skiy tekst v russkoy literature XVIII–ХХ vekov: tsitata, reministsentsiya, motiv, syuzhet, zhanr [The Gospel Text in the Russian Literature of the 18th–20th Centuries: Quotation, Reminiscence, Motive, Plot, Genre: Collection of Scientific Papers]. Issue 3. Ed. by V. N. Zakharov. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University Press, 2001, рр. 5–20. (In Russ.)
Ivanov A. V. Rukovodstvo k izucheniyu knig Svyashchennogo Pisaniya Novogo Zaveta [A Guide to the Study of the Books of the Holy Scriptures of the New Testament]. St. Petersburg, 2008. 911 р. (In Russ.)
Ignatius Brianchaninov, Bishop. O neobkhodimosti Sobora dlya Rossiyskoy Pravoslavnoy Tserkvi. Zapiski episkopa Ignatiya Bryanchaninova (1862–1866 gg.) [On the Need for a Council of the Russian Orthodox Church. Notes of Bishop Ignatius Brianchaninov (1862–1866)]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony-pravoslavnoj-tserkvi-grabbe/17_2 (accessed 05 June 2022). (In Russ.)
Hilarion of Kiev, Metropolitan. Slovo o Zakone i Blagodati [The Sermon on Law and Grace]. Biblioteka literatury Drevney Rusi [The Library of the Literature of Ancient Russia]. St. Petersburg, Nauka Publ., 1997, vol. 1, рр. 26–62. (In Russ.)
Iustin (Popovich), Reverend. Filosofskie propasti [Philosophical Abysses]. 2nd rev. ed. Moscow, Publishing Council of the Russian Orthodox Church, 2005. 288 р. (In Russ.)
Iustin (Popovich), Reverend. Filosofiya i religiya F. M. Dostoevskogo [The Philosophy and Religion of F. M. Dostoevsky]. Minsk, Publishing House of D. V. Kharchenko, 2007. 312 р. (In Russ.)
Konyaev N. M. Pravoslavnyy realism – literatura budushchego: doklad, prochitannyy 05.04.2006 na X Vsemirnom Russkom Narodnom Sobore, posvyashchennom teme ‘Vera. Chelovek. Zemlya. Missiya Rossii v 21 veke’ [Orthodox Realism as the Literature of the Future: the Report Delivered on April 5, 2006 at the X World Russian People’s Council Dedicated to the Topic ‘Faith. Human. Earth. Russia’s Mission in the 21th Century’]. Available at: http://www.voskres.ru/idea/koniaev.htm (accessed 06 Mar 2022). (In Russ.)
Likhachev D. S. Literatura Drevney Rusi [The Literature of Ancient Russia]. Izbornik: Povesti Drevney Rusi [Anthology: Stories of Ancient Russia]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1986. 447 р. (In Russ.)
Lyubomudrov A. M. Dukhovnyy realizm v literature russkogo zarubezh’ya: B. K. Zaytsev, I. S. Shmelev [Spiritual Realism in the Literature of Russian Community Abroad: B. K. Zaitsev, I. S. Shmelev]. St. Petersburg, ʽDmitriy Bulaninʼ Publ., 2003. 272 р. (In Russ.)
Saraskina L. I. ‘Dostoevskiy zhil s nami vse eto vremya...’ [Dostoevsky has been living with us all this time]. Fudel’ S. I. Nasledstvo Dostoevskogo [Dostoevsky’s Legacy]. 3rd rev. and exp. ed. Moscow, Russkiy put’ Publ., 2016, рр. 3–42. (In Russ.)
Stepanyan K. A. Yavlenie i dialog v romanakh F. M. Dostoevskogo [The Phenomenon and Dialogue in the Novels by F. M. Dostoevsky]. St. Petersburg, Kriga Publ., 2010. 400 р. (In Russ.)
Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochineniy i pisem: v 30 t. Pis’ma. V 18 t. [Complete Works and Letters: in 30 vols. Letters. In 18 vols.]. Institute of Russian Literature. 2nd rev. and exp. ed. Moscow, Nauka Publ., 1982, vol. 1. Pis’ma, 1831–1849 [Letters, 1831–1849]. 607 р. (In Russ.)
Fudel’ S. I. Nasledstvo Dostoevskogo [Dostoevsky’s Legacy]. 3rd rev. and exp. ed. Moscow, Russkiy put’ Publ., 2016. 340 р. (In Russ.)
Chernikov A. P. Proza I. S. Shmeleva: kontseptsiya mira i cheloveka [I. S. Shmelev’s Prose: the Concept of the World and Man]. Kaluga, Kaluga Regional Institute of Improving Teachers’ Qualification Press, 1995. 341 р. (In Russ.)