ЛАТИНИЗМЫ В ПОЭТИЧЕСКИХ КНИГАХ «ДИКИЙ ШИПОВНИК» ОЛЬГИ СЕДАКОВОЙ И «ТРУДЫ И ДНИ МОНАХИНИ ЛАВИНИИ» ЕЛЕНЫ ШВАРЦ

Александр Викторович Марков (Aleksandr V. Markov)

Аннотация


Рассматривается функция латинизмов в поэзии Ольги Седаковой и Елены Шварц. При различии поэтик этих авторов они близки принципиальным многоязычием поэтического мира, употреблением слов и оборотов из разных языков. Функция этого многоязычия проясняется в данной статье исходя из поэтологических и религиозно-философских установок обеих поэтесс. По мнению Седаковой и Шварц, язык не является первой и последней реальностью, но он один из инструментов реализации воли Бога в мире, тогда как речь человека – это всегда работа самого человека со своими когнитивными возможностями и мистическими интуициями. Поэзия Седаковой строится как метафизический трактат, а поэзия Шварц – как магический ритуал. Латинизмы в этой системе выполняют двойную функцию: они отсылают к классическим истокам религиозной метафизики и выступают как квазитермины, указывающие на достоверность мистического познания. Уточнение функции латинизмов позволяет реконструировать отношения между религиозно-философскими и литературными задачами русской независимой поэзии.

Ключевые слова: метафизика; религиозная поэзия; Шварц; Седакова; ритуал; латинизмы; многоязычие.

Полный текст:

PDF

Литература


Воронцова К. В. Пространство, время, андрогин: модели пространства в поэзии Елены Шварц. Краков, 2016. 122 с.

Городецкая В. Ф. Муза: звуковой анализ стиха // Артикульт. 2016. № 21. С. 46–62.

Задирко Е. С. Смотреть и видеть: взгляд в лирическом цикле Ольги Седаковой «Стелы и надписи» // Глаза как зеркало: зрение и видение в культуре. М., 2016. С. 85–93.

Келли М. Искусство перемен: адаптация и апофатическая традиция в «Китайском путешествии» Ольги Седаковой // Ольга Седакова: стихи, смыслы, прочтения: сб. науч. ст. / ред. Стефани Сандлер. М.: Новое лит. обозрение, 2016. С. 182–215.

Марков А. В. Историческая поэтика духовности. М., 2015. 78 с.

Марков А. В. Одиссеас Элитис. СПб., 2014. 240 c.

Марков А. В. Пальмы Сиона: 42 этюда об экфрасисе в поэзии. М., 2016. 166 с.

Сандлер С. Стесненная свобода: о снах и рифмах в поэзии Ольги Седаковой // Ольга Седакова: стихи, смыслы, прочтения: сб. науч. ст. / ред. Стефани Сандлер. М.: Новое лит. обозрение, 2016. С. 19–48.

Седакова О. А. «Чтобы речь стала твоей ре-чью», Ольга Седакова беседует с Валентиной Полухиной // Новое лит. обозрение. 1996. № 17. С. 318–354.

Седакова О. А. L’antica fiamma: Елена Шварц (2003) // Седакова О. А. Poetica. М., 2010. С. 567–579.

Седакова О. А. Дикий шиповник // Седако-ва О. А. Стихи. М., 2010. С. 59–142.

Седакова О. А. Стихотворный язык: семантическая вертикаль слова (1989) // Седакова О. А. Poetica. М., 2010. С. 169–176.

Седакова О. А. Урок Целана: Беседа с Антоном Нестеровым // Контекст-9. 1999. № 7. С. 230–245.

Славянский Н. Из полного до дна в глубокое до краев // Новый мир. 1995. № 10. С. 220–224.

Шварц Е. А. Поэтика живого: Беседа с Антоном Нестеровым // Контекст-9. 2000. № 8. С. 314–326.

Шварц Е. А. Труды и дни Лавинии, монахини из ордена обрезания сердца. Анн Арбор, 1987. 107 с.

Kelly Martha Unorthodox Beauty: Russian Modernism and Its New Religious Aesthetic. Northwestern U. P., 2016. 304 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.