ЛАТИНИЗМЫ В ПОЭТИЧЕСКИХ КНИГАХ «ДИКИЙ ШИПОВНИК» ОЛЬГИ СЕДАКОВОЙ И «ТРУДЫ И ДНИ МОНАХИНИ ЛАВИНИИ» ЕЛЕНЫ ШВАРЦ

Авторы

  • Александр Викторович Марков (Aleksandr V. Markov) Российский государственный гуманитарный университет http://orcid.org/0000-0001-6874-1073

Ключевые слова:

метафизика, религиозная поэзия, Шварц, Седакова, ритуал, латинизмы, многоязычие.

Аннотация

Рассматривается функция латинизмов в поэзии Ольги Седаковой и Елены Шварц. При различии поэтик этих авторов они близки принципиальным многоязычием поэтического мира, употреблением слов и оборотов из разных языков. Функция этого многоязычия проясняется в данной статье исходя из поэтологических и религиозно-философских установок обеих поэтесс. По мнению Седаковой и Шварц, язык не является первой и последней реальностью, но он один из инструментов реализации воли Бога в мире, тогда как речь человека – это всегда работа самого человека со своими когнитивными возможностями и мистическими интуициями. Поэзия Седаковой строится как метафизический трактат, а поэзия Шварц – как магический ритуал. Латинизмы в этой системе выполняют двойную функцию: они отсылают к классическим истокам религиозной метафизики и выступают как квазитермины, указывающие на достоверность мистического познания. Уточнение функции латинизмов позволяет реконструировать отношения между религиозно-философскими и литературными задачами русской независимой поэзии. 

Биография автора

Александр Викторович Марков (Aleksandr V. Markov), Российский государственный гуманитарный университет

д. филол. н., профессор кафедры кино и современного искусства

Библиографические ссылки

Воронцова К. В. Пространство, время, андрогин: модели пространства в поэзии Елены Шварц. Краков, 2016. 122 с.

Городецкая В. Ф. Муза: звуковой анализ стиха // Артикульт. 2016. № 21. С. 46–62.

Задирко Е. С. Смотреть и видеть: взгляд в лирическом цикле Ольги Седаковой «Стелы и надписи» // Глаза как зеркало: зрение и видение в культуре. М., 2016. С. 85–93.

Келли М. Искусство перемен: адаптация и апофатическая традиция в «Китайском путешествии» Ольги Седаковой // Ольга Седакова: стихи, смыслы, прочтения: сб. науч. ст. / ред. Стефани Сандлер. М.: Новое лит. обозрение, 2016. С. 182–215.

Марков А. В. Историческая поэтика духовности. М., 2015. 78 с.

Марков А. В. Одиссеас Элитис. СПб., 2014. 240 c.

Марков А. В. Пальмы Сиона: 42 этюда об экфрасисе в поэзии. М., 2016. 166 с.

Сандлер С. Стесненная свобода: о снах и рифмах в поэзии Ольги Седаковой // Ольга Седакова: стихи, смыслы, прочтения: сб. науч. ст. / ред. Стефани Сандлер. М.: Новое лит. обозрение, 2016. С. 19–48.

Седакова О. А. «Чтобы речь стала твоей речью», Ольга Седакова беседует с Валентиной Полухиной // Новое лит. обозрение. 1996. № 17. С. 318–354.

Седакова О. А. L’antica fiamma: Елена Шварц (2003) // Седакова О. А. Poetica. М., 2010. С. 567–579.

Седакова О. А. Дикий шиповник // Седакова О. А. Стихи. М., 2010. С. 59–142.

Седакова О. А. Стихотворный язык: семантическая вертикаль слова (1989) // Седакова О. А. Poetica. М., 2010. С. 169–176.

Седакова О. А. Урок Целана: Беседа с Антоном Нестеровым // Контекст-9. 1999. № 7. С. 230–245.

Славянский Н. Из полного до дна в глубокое до краев // Новый мир. 1995. № 10. С. 220–224.

Шварц Е. А. Поэтика живого: Беседа с Антоном Нестеровым // Контекст-9. 2000. № 8. С. 314–326.

Шварц Е. А. Труды и дни Лавинии, монахини из ордена обрезания сердца. Анн Арбор, 1987. 107 с.

Kelly Martha Unorthodox Beauty: Russian Modernism and Its New Religious Aesthetic. Northwestern U. P., 2016. 304 p.

References

Vorontsova K. V. Prostranstvo, vremya, androgin: modeli prostranstva v poezii Eleny Schwartz [Space, time and androgyne: models of space in E. Sсhwarz’s poetry]. Krakow, 2016. 122 p.

Gorodeckaya V. F. Muza: zvukovoy analiz stikha [Muse: Sound Analysis of the Verse]. Artikul’t [Articult], 2016, issue 21, pp. 46–62.

Zadirko E. S. Smotret’ i videt’: vzglyad v liricheskom tsikle Ol’gi Sedakovoy “Stely i nadpisi” [To look and to see: a view in the lyrical cycle by O. Sedakova “Stelae and Inscriptions”]. Glaza kak zerkalo: zrenie i videnie v kul’ture [Eyes as a mirror: eyesight and vision in culture]. Moscow, 2016, pp. 85–93.

Kelly M. Iskusstvo peremen: adaptatsija i apofaticheskaya traditsija v “Kitajskom puteshestvii” Ol’gi Sedakovoy [Art of changes: adaptation and apophatic tradition in the “Voyage to China” by Olga Sedakova]. Ol’ga Sedakova: stikhi, smysly, prochteniya. Sbornik nauchnykh statey [Olga Sedakova: verses, senses, readings. Collected articles]. Ed. by Stephanie Sandler. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2016, pp. 182–215.

Markov A. V. Istoricheskaya poetika dukhovnosti [Historical poetics of spirituality]. Moscow, 2015. 78 p.

Markov A. V. Odisseas Elitis [Odysseas Elytis]. St. Petersburg, 2014. 240 p.

Markov A. V. Pal’my Siona: 42 etyuda ob ekfrasise v poezii [Palms of Zion: 42 essays on ekphrasis in poetry]. Moscow, 2016. 166 p.

Sandler S. Stesnennaya svoboda: o snakh i rifmakh v poezii Ol’gi Sedakovoy [Constrained liberty: on dreams and rhymes in Olga Sedakova’s poetry]. Ol’ga Sedakova: stikhi, smysly, prochteniya. Sbornik nauchnykh statey [Olga Sedakova: verses, senses, readings. Collected articles]. Ed. by Stephanie Sandler. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2016, pp. 19–48.

Sedakova O. A. “Chtoby rech’ stala tvoey rech’yu”, Ol’ga Sedakova beseduet s Valentinoy Polukhinoy [“For the speech to become your own speech: an interview with V. Polukhina]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Observer], 1996, issue 17, pp. 318–354

Sedakova O. A. Dikiy shipovnik [The wild rose]. Stikhi [Poems]. Moscow, 2010, pp. 59–142.

Sedakova O. A. L’antica fiamma: Elena Schwartz (2003). Poetica. Moscow, 2010, pp. 567–579.

Sedakova O. A. Stikhotvornyy jazyk: semanticheskaya vertikal’ slova (1989) [Poetic language: semantic vertical of the word]. Poetica. Moscow, 2010, pp. 169–176.

Sedakova O. A. Urok Celana: Beseda s Antonom Nesterovym [The lesson by Paul Celan, an interview with A. Nesterov]. Kontekst-9 [Context-9], 1999, issue 7, pp. 230–245.

Schwartz E. A. Poetika zhivogo: Beseda s Antonom Nesterovym [Poetics of the living, an interview with A. Nesterov]. Kontekst-9 [Context-9], 2000, issue 8, pp. 314–326.

Schwartz E. A. Trudy i dni Lavinii, monakhini iz ordena obrezaniya serdtsa [Works and days of Lavinia, the nun from the order of the heart circumcision]. Ann Arbor, Ardis, 1987. 107 p.

Slavyanskiy N. Iz polnogo do dna v glubokoe do kraev [From the full to the bottom into the deep to the brim: a pamphlet against Sedakova’s poetry]. Novyj mir [The New World], 1995, issue 10, pp. 220–224.

Kelly Martha. Unorthodox Beauty: Russian Modernism and Its New Religious Aesthetic. Northwestern U. P., 2016. 304 p.

Загрузки

Как цитировать

Марков (Aleksandr V. Markov) А. В. (2017). ЛАТИНИЗМЫ В ПОЭТИЧЕСКИХ КНИГАХ «ДИКИЙ ШИПОВНИК» ОЛЬГИ СЕДАКОВОЙ И «ТРУДЫ И ДНИ МОНАХИНИ ЛАВИНИИ» ЕЛЕНЫ ШВАРЦ. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 9(1). извлечено от http://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/69

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ