Чеховский контекст в «Сентиментальных повестях» Михаила Зощенко
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-3-69-77Ключевые слова:
экзистенциальная проблематика; тема «открытия»; футлярный комплекс; интертекстуальность; интертекст; «Сентиментальные повести»; М. М. Зощенко; А. П. Чехов.Аннотация
«Сентиментальные повести» М. М. Зощенко выстроены по принципу пирамиды, где каждый уровень согласуется и сообщается с предыдущими, с русской классикой. Одним из наиболее повлиявших на Зощенко писателей является Чехов. Их творческое сходство многообразно: поэтика повседневности, образ «маленького человека», лирический юмор, экзистенциальная проблематика. В настоящей работе проводится сравнительный анализ и интертекстуальное сравнение поэтики М. М. Зощенко и А. П. Чехова. Цель исследования – выявить, как М. М. Зощенко цитирует и трансформирует чеховский принцип «рассказов открытия», какие смыслообразующие функции выполняют интертексты. Анализ показал, что «Сентиментальные повести» М. М. Зощенко в большей степени созданы по чеховскому жанру «рассказов открытия». Тема прозрения, композиционный принцип «казалось – оказалось», экзистенциальная проблематика, футлярный комплекс продолжают литературную преемственность и предлагают новые возможности для интерпретации прозы М. М. Зощенко. Зощенковские герои – средний интеллигентский тип прошлого века. Трагедия заключается в том, что их мира уже нет, а судьба необратима, интеллигенты становятся бессмысленными мучениками страдания, жертвами смены эпохи. Сознают ли эту проблему герои или нет, они, как субъекты ориентирования в действительности, неизбежно погружаются в тупик познания бытия. Следовательно, страх, одиночество, непонимание, растерянность, разобщенность, провал коммуникации приобретают томительный вес и глубину в прозе М. М. Зощенко. Установлено, что в прозе явно ощущается авторское сочувствие к своим интеллигентам. Бытийный пафос, вечное бессилие мысли и действия, пафос невозможности возвращения к прошлой жизни и страх перед неведомостью судьбы составляют внутреннюю тему «Сентиментальных повестей» и поднимают повести до философской высоты.Библиографические ссылки
Анненков Ю. П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий: в 2 т. М.: Худ. лит., 1991. Т. 1. 346 с.
Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 444 с.
Балашова Ю. Б. Тема судьбы и случая в творческой эволюции М. Зощенко // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 226–232.
Болдырева Е. М. «Шарлатаны от медицины» во «времена великой скорби» в творчестве Лу Синя, А. Чехова, М. Зощенко и В. Шаламова // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2. С. 167–181. doi 10.20323/1813-145Х-2021-2-119-167-182
Боровиков С. Г. В русском жанре: Из жизни читателя. М.: Время, 2015. 576 с.
Жолковский А. К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. 392 с.
Зощенко Мих. Сентиментальные повести // Собрание сочинений: в 7 т. М.: Время, 2008. Т. 3. 640 с.
Зощенко Мих. Сирень цветет // Звезда. Литературно-художественный альманах. Л.: Прибой, 1930. С. 43–76.
Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М.: Изд-во МГУ, 1979. 326 с.
Катаев В. Б. Реминисценции в «Трех сестрах» // Литературные связи Чехова. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 201–219.
Колева И. П. «Дама с собачкой» А. П. Чехова и «Дама с цветами» М. М. Зощенко: текст и интертекст // Михаил Зощенко: искусство пародии. Традиции отечественной юмористики XIX века в творчестве М. М. Зощенко. М.: Вече, 2013. С. 149–164.
Лушникова Г. И. Интертекстуальность художественного произведения. Кемерово.: КемГУ, 1995. 82 с.
Обухова И. А. «Сентиментальные повести» как этап творческих поисков М. М. Зощенко // Вестник университета Российской академии образования. 2011. № 2. С. 28–32.
Олеша Ю. К. Прощание с миром. СПб: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2013. 256 с.
Посадская Л. А. Повседневная жизнь и жизнь духа в «Сентиментальных повестях» М. Зощенко // Государственный литературный музей XX век. Альманах «XX век». СПб.: Островитянин, 2013. Вып. 5. С. 7–18.
Посадская Л. А. Человек и судьба (социальное и архетипическое) в «Сентиментальных повестях» М. Зощенко // Государственный литературный музей XX век. Альманах «XX век». Вып. 6. СПб.: ООО «Островитянин», 2014. С. 5–14.
Сарнов Б. М. Развивая традиции Прокруста (Михаил Зощенко и его редакторы) // Вопросы литературы. 1994. Вып. II. С. 45–91.
Сарнов Б. М. Случай Зощенко. Пришествие капитана Лебядкина. М.: Эксмо, 2005. 704 с.
Семкин А. Д. К вопросу телеологической парадигме М. М. Зощенко // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2018. № 6. С. 1–8.
Синявский А. Д. Мифы Михаила Зощенко // Мих. Зощенко: Pro et contra, антология. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2015. С. 861–879.
Скафтымов А. П. К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова // Нравственные искания русских писателей. М.: Худ. лит., 1972. С. 404–435.
Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. СПб.: Изд-во Филол. ф-та СПбГУ, 2007. 492 с.
Хайнади З. Текст. Подтекст. Интертекст. «Три сестры» А. П. Чехова // Русская литература. 2015. № 1. С. 132–146.
Чехов А. П. Рассказы, повести, 1980–1983 // Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М.: Наука, 1977. Т. 10. 496 с.
Чехов А. П. Рассказы, юморески, 1885–1886 // Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М.: Наука, 1976. Т. 4. 552 с.
Чехов А. П. Рассказы, юморески. «Драма на охоте», 1884–1885. // Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М.: Наука, 1975. Т. 3. 624 с.
Чудаков А. П. Поэтика Чехова. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. СПб.: Азбука-Аттикус, 2016. 704 с.
Чудакова М. О. Поэтика Михаила Зощенко. М.: Наука, 1979. 200 с.
Щеглов Ю. К. Энциклопедия некультурности (Зощенко: рассказы 1920-х годов и «Голубая книга») // Лицо и маска Михаила Зощенко. М.: Олимп: ППП, 1994. 366 с.
Kristeva J. Word, dialogue, and novel // Desire in language: a semiotic approach to literature and art. Oxford: Blackwell, 1981. P. 64–91.
Гу Вэйцзе. 谷玮洁. 讽刺幽默先驱左琴科的反叛抑或追随(中篇小说集《感伤的故事》的例证) // 求索. 2012 年. № 1. 第 210–212 页 [Гу Вэйцзе. Возражение и следование юмориста и сатирика Зощенко (на материале «Сентиментальных повестей») // Чу Со. 2012. № 1. С. 210–212].
References
Annenkov Yu. P. Dnevnik moikh vstrech: tsikl tragediy [The Diary of My Meetings. The Cycle of Tragedies: in 2 vols.]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1991, vol. 1. 346 p. (In Russ.)
Arnold I. V. Semantika. Stilistika. Intertekstual’nost’ [Semantics. Stylistics. Intertextuality]. St. Petersburg, Saint Petersburg University Press, 1999. 444 p. (In Russ.)
Balashova Yu. B. Tema sud’by i sluchaya v tvorcheskoy evolyutsii M. Zoshchenko [The theme of fate and chance in M. Zoshchenko’s creative evolution]. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki [Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2: Humanities and Arts], 2014, issue 1, pp. 226–232. (In Russ.)
Boldyreva E. M. ‘Sharlatany ot meditsinyʼ vo ‘vremena velikoy skorbiʼ v tvorchestve Lu Sinya, A. Chekhova, M. Zoshchenko i V. Shalamova [‘Charlatans from medicine’ in the ‘times of the Great Tribulation’ in the works of Lu Sin, A. Chekhov, M. Zoshchenko and V. Shalamov]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2021, issue 2, pp. 167–181. doi 10.20323/1813-145Х-2021-2-119-167-182. (In Russ.)
Borovikov S. G. V russkom zhanre: Iz zhizni chitatelya [In the Russian Genre: From the Reader’s Life]. Moscow, Vremya Publ., 2015. 576 p. (In Russ.)
Zholkovskiy A. K. Mikhail Zoshchenko: Poetika nedoveriya [Mikhail Zoshchenko: Poetics of Mistrust]. Moscow, Shkola ‘Yazyki russkoy kul'tury’ Publ., 1999. 392 p. (In Russ.)
Zoshchenko M. Sentimental’nye povesti [Sentimental tales]. Sobranie sochineniy [Collected Works: in 7 vols]. Moscow, Vremya Publ., 2008, vol. 3. 640 p. (In Russ.)
Zoshchenko M. Siren’ tsvetet [Lilac in bloom]. Zvezda. Literaturno-khudozhestvennyy al’manakh [Star. Literary Artistic Almanac]. Leningrad, Priboy Publ., 1930, pp. 43–76. (In Russ.)
Kataev V. B. Proza Chekhova: Problemy interpretatsii [Chekhov’s Prose: Problems of Interpretation]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Press, 1979. 326 p. (In Russ.)
Kataev V. B. Reministsentsii v ‘Trekh sestrakh’ [Reminiscences of the ‘Three Sisters’]. Literaturnye svyazi Chekhova [Literary Connections of Chekhov]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Press, 1989, pp. 201–219. (In Russ.)
Koleva I. P. ‘Dama s sobachkoyʼ A. P. Chekhova i ‘Dama s tsvetamiʼ M. M. Zoshchenko: tekst i intertekst [‘The Lady with the Dogʼ by A. P. Chekhov and ‘The Lady with Flowersʼ by M. M. Zoshchenko: Text and intertext]. Mikhail Zoshchenko: Iskusstvo parodii. Traditsii otechestvennoy yumoristiki 19 veka v tvorchestve M. M. Zoshchenko [Mikhail Zoschenko: The Art of Parody. Traditions of the 19th-Century Russian Humor in M. M. Zoschenko’s Works]. Moscow, Veche Publ., 2013, pp. 149–164. (In Russ.)
Lushnikova G. I. Intertekstual’nost’ khudozhestvennogo proizvedeniya [Intertextuality of a Work of Fiction]. Kemerovo, Kemerovo State University Press, 1995. 82 p. (In Russ.)
Obukhova I. A. ‘Sentimental’nye povestiʼ kak etap tvorcheskikh poiskov M. M. Zoshchenko [‘Sentimental Talesʼ as a stage of M. M. Zoshchenko’s creative search]. Vestnik Universiteta Rossiyskoy Akademii Obrazovaniya [Herald of the University of the Russian Academy of Education], 2011, issue 2, pp. 28–32. (In Russ.)
Olesha Yu. K. Proshchanie s mirom [Farewell to Life]. St. Petersburg, Gumanitarnaya Akademiya Publ., 2013. 256 p. (In Russ.)
Posadskaya L. A. Povsednevnaya zhizn’ i zhizn’ dukha v ʽSentimental’nykh povestyakhʼ M. Zoshchenko [The daily life and the life of the spirit in M. Zoshchenko’s ʽSentimental Talesʼ]. Gosudarstvennyy literaturnyy muzey ‘XX vek’. Al’manakh ‘XX Vek’ [The State Literary Museum ʽXX Centuryʼ. Almanac ‘XX Century’]. St. Petersburg, Ostrovityanin Publ., 2013, issue 5, pp. 7–18. (In Russ.)
Posadskaya L. A. Chelovek i sud’ba (sotsial’noe i arkhetipicheskoe) v ‘Sentimental’nykh povestyakhʼ M. Zoshchenko [A man and fate (social and archetypical) in ‘Sentimental talesʼ by M. Zoshchenko]. Gosudarstvennyy Literaturnyy Muzey ‘XX Vek’. Al’manakh ‘XX Vek’. [The State Literary Museum ‘XX Century’. Almanac XX century]. St. Petersburg, Ostrovityanin Publ., 2014, issue 6, pp. 5–14. (In Russ.)
Sarnov B. M. Razvivaya traditsii Prokrusta (Mikhail Zoshchenko i ego redaktory) [Developing the Procrustean tradition. Mikhail Zoshchenko and his editors]. Voprosy Literatury [Issues of Literature], 1994, issue 2, pp. 45–91. (In Russ.)
Sarnov B. M. Sluchay Zoshchenko. Prishestvie kapitana Lebyadkina [Zoshchenko’s Case. The Coming of Captain Lebyadkin]. Moscow, Eksmo Publ., 2005. 704 p. (In Russ.)
Semkin A. D. K voprosu o teleologicheskoy paradigme M. M. Zoshchenko [Towards the problem of teleological paradigm of M. M. Zoshchenko]. Uchenye zapiski Novgorodskogo Gosudarstvennogo Universiteta imeni Yaroslava Mudrogo [Memoirs of NovSU], 2018, issue 6, pp. 1–8. (In Russ.)
Sinyavskiy A. D. Mify Mikhaila Zoshchenko [Mikhail Zoshchenko’ myths]. M. Zoshchenko: Pro et contra, antologiya [M. Zoshchenko: Pro et Contra. Anthology]. St. Petersburg, Russian Christian Academy for the Humanities Press, 2015, pp. 861–879. (In Russ.)
Skaftymov A. P. K voprosu o printsipakh postroeniya p’es A. P. Chekhova [On the principles underlying the construction of Chekhov’s plays]. Nravstvennye iskaniya russkikh pisateley [Moral searches of Russian writers]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1972, pp. 404–435. (In Russ.)
Sukhikh I. N. Problemy poetiki A. P. Chekhova [Problems of A. Chekhov’s Poetics]. St. Petersburg, Faculty of Philology of Saint Petersburg State University Press, 2007. 492 p. (In Russ.)
Khaynadi Z. Tekst. Podtekst. Intertekst. ‘Tri sestryʼ A. P. Chekhova [Text. Subtext. Intertext. ‘Three Sisters’ of A. P. Chekhov]. Russkaya literatura [Russian Literature], 2015, issue 1, pp. 132–146. (In Russ.)
Chekhov A. P. Rasskazy, povesti, 1980–1983 [Stories, tales, 1980–1983]. Polnoe sobranie sochineniy i pisem [Complete Works and Letters: in 30 vols.]. Moscow, Nauka Publ., 1977, vol. 10. 496 p. (In Russ.)
Chekhov A. P. Rasskazy, yumoreski, 1885–1886 [Stories, humoresques, 1885–1886]. Polnoe sobranie sochineniy i pisem [Complete Works and Letters: in 30 vols.]. Moscow, Nauka Publ., 1976, vol. 4. 552 p. (In Russ.)
Chekhov A. P. Rasskazy, yumoreski. ‘Drama na okhote’, 1884–1885. [Stories, humoresques. ‘Drama on the Hunt’, 1884–1885]. Polnoe sobranie sochineniy i pisem [Complete Works and Letters: in 30 vols.]. Moscow, Nauka Publ., 1975, vol. 3. 624 p. (In Russ.)
Chudakov A. P. Poetika сhekhova. Mir Chekhova: Vozniknovenie i utverzhdenie [Chekov’s Poetics. Chekhov’s World: Emergence and Consolidation]. St. Petersburg, Azbuka-Attikus Publ., 2016. 704 p. (In Russ.)
Chudakova M. O. Poetika Mikhaila Zoshchenko [Mikhail Zoshchenko’s Poetics]. Moscow, Nauka Publ., 1979. 200 p. (In Russ.)
Shcheglov Yu. K. Entsiklopediya nekul’turnosti (Zoshchenko: rasskazy 1920-kh godov i ‘Golubaya kniga’) [An encyclopedia of unculturedness. (Zoshchenko: Stories of the 1920s and ‘The Sky-Blue Book’)]. Litso i maska Mikhaila Zoshchenko [The Face and Mask of Mikhail Zoshchenko]. Moscow, Olimp: PPP Publ., 1994. 366 p. (In Russ.)
Kristeva J. Word, dialogue, and novel. Desire in Language: A Semiotic Approach to Literature and Art. Oxford, Blackwell, 1981, pp. 64–91. (In Eng.)
Gu Weijie. Fengci Youmo Xianqu Zuo Qinke Fanpan Yihuo Zhuisui (Zhongpian xiaoshuoji Ganshang Gushi Lizheng) [The rebellion and the following of the pioneer of satirical humor Zochenko (based on the material of ‘Sentimental Tales’)]. Qiusuo, 2012, issue 1, pp. 210–212. (In Chin.)