Особенности формирования медиаповесток неинституциональными акторами журналистского поля

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-3-136-144

Ключевые слова:

медиаповестка; повестка дня; установление повестки дня; журналистика; YouTube.

Аннотация

В статье рассматривается классическая для теории журналистики проблема установления повестки дня, которая приобретает новое измерение в цифровом медийном пространстве. Неинституциональные акторы получают символическую власть в поле производства значений и смыслов, прибегая к журналистским практикам. Автором выдвигается гипотеза о том, что подобного рода субъекты формируют собственную медиаповестку, которая служит противовесом традиционно-мейнстримной, характерной для федерального российского телевизионного дискурса. На примере обзорно-новостного медиаформата YouTube-канала «varlamov» выявляются особенности тематического уровня повесток дня. Используются теоретические подходы, предполагающие субъектно-инструментальное разделение лиц, действующих в сфере журналистики, а также рационально-системная классификация субъектности. Определена специфика медиаповесток в части уровня их формирования, тематических доминант, характера обсуждаемых вопросов. Среди особенностей названы политематичность, упор на общенациональный уровень, приоритет внутренних вопросов над внешними, доминирование политического и социального срезов медиареальности. Обнаружены специфические темы, на которых в анализируемых медийных повестках акцентируется внимание: права человека, гражданские протесты. Выявлены черты рациональной субъектности. Сделан вывод, что на медиаповестку в рассмотренных нами случаях оказывает влияние фактор противопоставления официозному дискурсу, а сама она носит гражданско-ориентированный характер.

Биография автора

Ольга Игоревна Агнистикова, Казанский (Приволжский) федеральный университет

аспирант кафедры национальных и глобальных медиа

Библиографические ссылки

Выровцева Е. В. Традиционные профессиональные ценности в новых медиаформатах // Челябинский гуманитарий. 2020. № 1(50). С. 36–42. doi 10.24411/1999-5407-2020-10104

Гарбузняк А. Ю. Интерпретация реалий политической жизни страны в повестке дня общероссийской прессы: технологические аспекты: дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 202 с.

Добросклонская Т. Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2005. № 2. С. 28–34.

Каминченко Д. И. Взаимодействие средств массовой информации и общества: анализ информационных повесток дня // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. № 39(4). С. 533–544. doi 10.18413/2712-7451-2020-39-4-533-544

Каминченко Д. И. Интернет-СМИ и социальные медиа: анализ информационных повесток дня // Вопросы журналистики, педагогики и языкознания. 2021. № 40(4). С. 417–430. doi 10.52575/2712-7451-2021-40-4-417-430

Колесников В. Н. Актуальная повестка дня в современной России: факторы формирования // Управленческое консультирование. 2017. № 9. С. 8–17. doi 10.22394/1726-1139-2017-9-8-17

Проскурнова Е. Л. Методы повышения популярности новостного телевещания в условиях дигитализации: дис. ... канд. филол. наук. М., 2020. 263 с.

Толоконникова А. В., Лукина М. М. Конфликты в информационной повестке дня: к вопросу об объективности (на примере публикаций российских информационных агентств «Интерфакс» и ТАСС) // Меди@льманах. 2021. № 5(106). С. 74–85. doi 10.30547/mediaalmanah.5.2021.7485

Фролова Т. И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. М.: МедиаМир, 2014. 352 с.

Шайхитдинова С. К. Поле СМИ и «неусвоенное наследство». Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2021. Кн. 2. 234 с.

Asp K. The Struggle for the Agenda: Party Agenda, Media Agenda, and Voter Agenda in the 1979 Swedish Election Campaign // Communication Research. 1979. № 10(3). P. 333–355.

Bennett W. L., Iyengar S. A New Era of Minimal Effects? The Changing Foundations of Political Communication // Journal of Communication. 2008. № 58. P. 707–731.

Chaffee S. H., Metzger M. J. The End of Mass Communication? // Mass Communication and Society. 2001. № 4. P. 365–379.

Cohen B. C. Press and foreign policy. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1963. 288 p.

Conway M., Patterson J. R. Today’s Top Story? An Agenda-Setting and Recall Experiment Involving Television and Internet News // Southwestern Mass Communication Journal. 2008. № 24. P. 31–48.

Dursun-Ozkanca O. European Union Enlargement and British Public Opinion: The Agenda-Setting Power of the Press // Perspectives on European Politics and Society. 2011. № 12. P. 139–160.

Iyengar S. Television News and Issue Salience: A Reexamination of the Agenda-Setting Hypothesis // American Politics Quarterly. 1979. № 7. P. 395–416.

Langer A. I., Gruber J. B. Political Agenda Setting in the Hybrid Media System: Why Legacy Media Still Matter a Great Deal // The International Journal of Press/Politics. 2021. № 26 (2). P. 313–340. doi 10.1177/1940161220925023

Luo Y. et. al. A Meta-Analysis of News Media’s Public Agenda-Setting Effects, 1972-2015 / Y. Luo, H. Burley, A. Moe, M. Sui // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2019. № 96(1). P. 150–172. https://doi.org/10.1177/1077699018804500

Luo Y., Harrison T. M. How Citizen Journalists Impact the Agendas of Traditional Media and the Government Policymaking Process in China // Global Media and China. 2019. № 4(1). P. 72–93. https://doi.org/10.1177/2059436419835771

Magin M. et al. Common Core in Danger? Personalized Information and the Fragmentation of the Public Agenda / M. Magin, S. Geiß, B. Stark, P. Jürgens // The International Journal of Press/Politics. 2021. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/19401612211026595 (дата обращения: 10.02.2022).

McCombs M., Shaw D. The Agenda-Setting Function of Mass Media // Public Opinion Quarterly. 1972. № 36. P. 178–187.

Mellado C., Lagos C. Professional Roles in News Content: Analyzing Journalistic Performance in the Chilean National Press // International Journal of Communication. 2014. № 8. P. 2090–2112.

Morales E. A., Schultz C. J. P., Landreville K. D. The Impact of 280 Characters: An Analysis of Trump’s Tweets and Television News Through the Lens of Agenda Building // Electronic News. 2021. № 15 (1–2). P. 21–37. doi 10.1177/19312431211028610

Neuman et al. The Dynamics of Public Attention: Agenda-Setting Theory Meets Big Data / W. R. Neuman, L. Guggenheim, S. Jang, S. Y. Bae // Journal of Communication. 2014. № 64. P. 193–214.

Rogers E. M., Dearing J. W. Agenda-Setting Research: Where Has It Been, Where Is It Going // Annals of the International Communication Association. 1988. № 11. P. 555–594.

Tan Y., Weaver D. H. Agenda-Setting Effects among the Media, the Public, and Congress, 1946–2004 // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2007. № 84(4). P. 729–744.

Vargo C. J., Guo L. Networks, Big Data, and Intermedia Agenda Setting: An Analysis of Traditional, Partisan, and Emerging Online U.S. News. URL: https://www.researchgate.net/publication/312542478 (дата обращения: 12.02.2022).

Webster J. G. The Marketplace of Attention: How Audiences Take Shape in a Digital Age. Cambridge: MIT Press, 2014. 280 p.

Williams W., Larsen D. C. Agenda-setting in an Off-Election Year // Journalism and Mass Communication Quarterly. 1977. № 54. P. 744–749.

References

Vyrovtseva E. V. Traditsionnye professional'nye tsennosti v novykh mediaformatakh [Traditional professional values in new media formats]. Chelyabinskiy gumanitariy [The Chelyabinsk Humanitarian Journal], 2020, issue 1(50), pp. 36–42. doi 10.24411/1999-5407-2020-10104 (In Russ.)

Garbuznyak A. Yu. Interpretatsiya realiy politicheskoy zhizni strany v povestke dnya obshcherossiyskoy pressy: tekhnologicheskie aspekty. Diss. kand. filol. nauk [Interpretation of the realities of Russian political life on the agenda of the all-Russian press: Technological aspects. Cand. philol. sci. diss.]. Moscow, 2016. 202 p. (In Russ.)

Dobrosklonskaya T. G. Mediatekst: teoriya i metody izucheniya [Mediatext: Theory and methods of study]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika [Bulletin of Moscow University. Series 10: Journalism], 2005, issue 2, pp. 28–34. (In Russ.)

Kaminchenko D. I. Vzaimodeystvie sredstv massovoy informatsii i obshchestva: analiz informatsionnykh povestok dnya [Interaction of mass media and society: Agenda analysis]. Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya [Issues in Journalism, Education, Linguistics], 2020, issue 39 (4), pp. 533–544. doi 10.18413/2712-7451-2020-39-4-533-544. (In Russ.)

Kaminchenko D. I. Internet-SMI i sotsial’nye media: analiz informatsionnykh povestok dnya [Online media and social networks: Agenda analysis], Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya [Issues in Journalism, Education, Linguistics], 2021, issue 40(4), pp. 417–430. doi 10.52575/2712-7451-2021-40-4-417-430. (In Russ.)

Kolesnikov V. N. Aktual’naya povestka dnya v sovremennoy Rossii: faktory formirovaniya [Topical agenda in public administration of modern Russia: The factors of formation]. Upravlencheskoe konsul’tirovanie [Administrative Consulting], 2017, issue 9, pp. 8–17. doi 10.22394/1726-1139-2017-9-8-17. (In Russ.)

Proskurnova E. L. Metody povysheniya populyarnosti novostnogo televeshchaniya v usloviyakh digitalizatsii. Diss. kand. filol. nauk [Methods to increase the popularity of news TV broadcasting in the context of digitalization]. Moscow, 2020. 263 p. (In Russ.)

Tolokonnikova A. V., Lukina M. M. Konflikty v informatsionnoy povestke dnya: k voprosu ob ob”ektivnosti (na primere publikatsii rossiiskikh informatsionnykh agentstv ʽInterfaksʼ i TASS) [Conflicts on the news agenda: Towards the issue of impartiality (a case study of publications of Russian news agencies Interfax and TASS)]. Medial’manakh [MediaAlmanah], 2021, issue 5(106), pp. 74–85. doi 10.30547/mediaalmanah.5.2021.7485. (In Russ.)

Frolova T. I. Gumanitarnaya povestka rossiyskikh SMI. Zhurnalistika, chelovek, obshchestvo [The Humanitarian Agenda of the Russian Media. Journalism, Man, Society]. Moscow, MediaMir Publ., 2014. 352 p. (In Russ.)

Shaykhitdinova S. K. Pole SMI i ‘neusvoennoe nasledstvo’ [The Mass Media Field and ʽUndigested Legacyʼ]. Kazan, Kazan Federal University Press, 2021, book 2. 234 p. (In Russ.)

Asp K. The struggle for the agenda: Party agenda, media agenda, and voter agenda in the 1979 Swedish election campaign. Communication Research, 1979, issue 10(3), pp. 333–355. (In Eng.)

Bennett W. L., Iyengar S. A new era of minimal effects? The changing foundations of political communication. Journal of Communication, 2008, issue 58, pp. 707–731. (In Eng.)

Chaffee S. H., Metzger M. J. The end of mass communication? Mass Communication and Society, 2001, issue 4, pp. 365–379. (In Eng.)

Cohen B. C. Press and Foreign Policy. Princeton, NJ, Princeton University Press, 1963. 288 p. (In Eng.)

Conway M., Patterson J. R. Today’s top story? An agenda-setting and recall experiment involving television and Internet news. Southwestern Mass Communication Journal, 2008, issue 24, pp. 31–48. (In Eng.)

Dursun-Ozkanca, O. European Union enlargement and British public opinion: The agenda-setting power of the press. Perspectives on European Politics and Society, 2011, issue 12, pp. 139–160. (In Eng.)

Iyengar S. Television news and issue salience: A reexamination of the agenda-setting hypothesis. American Politics Quarterly, 1979, issue 7, pp. 395–416. (In Eng.)

Langer A. I., Gruber J. B. Political agenda setting in the hybrid media system: Why legacy media still matter a great deal. The International Journal of Press/Politics, 2021, issue 26(2), pp. 313–340. doi 10.1177/1940161220925023. (In Eng.)

Luo Y. et al. A meta-analysis of news media’s public agenda-setting effects, 1972-2015. Journalism & Mass Communication Quarterly, 2019, issue 96(1), pp. 150–172. doi 10.1177/1077699018804500. (In Eng.)

Luo Y., Harrison T. M. How citizen journalists impact the agendas of traditional media and the government policymaking process in China. Global Media and China, 2019, issue 4 (1), pp. 72–93. doi 10.1177/2059436419835771. (In Eng.)

Magin M., Geiß S., Stark B., Jürgens P. Common core in danger? Personalized information and the fragmentation of the public agenda. The International Journal of Press/Politics. 2021. Available at: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/19401612211026595 (accessed 10 Feb 2022). (In Eng.)

McCombs M., Shaw D. The agenda-setting function of mass media. Public Opinion Quarterly, 1972, issue 36, pp. 178–187. (In Eng.)

Mellado C., Lagos C. Professional roles in news content: Analyzing journalistic performance in the Chilean national press. International Journal of Communication, 2014, issue 8, pp. 2090–2112. (In Eng.)

Morales E. A., Schultz C. J. P., Landreville K. D. The impact of 280 characters: An analysis of Trump’s tweets and television news through the lens of agenda building. Electronic News, 2021, issue 15 (1–2), pp. 21–37. doi 10.1177/19312431211028610. (In Eng.)

Neuman W. R., Guggenheim L., Jang S., Bae S. Y. The dynamics of public attention: Agenda-setting theory meets Big Data. Journal of Communication, 2014, issue 64, pp. 193–214. (In Eng.)

Rogers E. M., Dearing J. W. Agenda-setting research: Where has it been, where is it going? Annals of the International Communication Association, 1988, issue 11, pp. 555–594. (In Eng.)

Tan Y., Weaver D. H. Agenda-setting effects among the media, the public, and congress, 1946–2004. Journalism & Mass Communication Quarterly, 2007, issue 84 (4), pp. 729–744. (In Eng.)

Vargo C. J., Guo L. Networks, big data, and intermedia agenda setting: An analysis of traditional, partisan, and emerging online U.S. news. Available at: https://www.researchgate.net/publication/312542478 (accessed 12 Feb 2022). (In Eng.)

Webster J. G. The Marketplace of Attention: How Audiences Take Shape in a Digital Age. Cambridge, MIT Press, 2014. 280 p. (In Eng.)

Williams W., Larsen D. C. Agenda-setting in an off-election year. Journalism and Mass Communication Quarterly, 1977, issue 54, pp. 744–749. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2022-10-16

Как цитировать

Агнистикова, О. И. . (2022). Особенности формирования медиаповесток неинституциональными акторами журналистского поля. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 14(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-3-136-144

Выпуск

Раздел

ЖУРНАЛИСТИКА