Язык оценок в научном дискурсе: терминологическое поле и методологические подходы

Авторы

  • Валерия Евгеньевна Чернявская Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого https://orcid.org/0000-0002-6039-6305

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-3-44-55

Ключевые слова:

оценка; ценность; эпистемическая оценка; язык оценки; научный текст.

Аннотация

Представлен аналитический обзор теоретико-методологических подходов в российских и зарубежных исследованиях к изучению языка оценок. Полученные данные основаны на анализе научных публикаций по теме на русском и английском языках. Как релевантные источники отбирались публикации в рецензируемых журналах и/или главы в монографиях в период с 1990 по 2022 г., индексируемые в базах RSCI, Scopus, WoS, Erih Plus. При поисковом запросе задавались русскоязычные термины оценка, оценочность, английские термины evaluation, stance, appraisal, voice. На основе контекстуально-интерпретативного анализа, сравнительно-сопоставительного анализа литературы, аналитического обзора теоретических концепций определено актуальное состояние и основные тенденции изучения языка оценок и оценочности в прагмалингвистике, лингвистике текста, дискурсивном анализе, лингвистической аксиологии, определен терминологический аппарат, используемый для описания языка оценок. Выявлено, что для описания оценочного отношения субъекта используются термины «оценка», «оценочность» в публикациях на русском языке, в англоязычных публикациях сложился диверсифицированный терминологический аппарат. Анализ проведен как междисциплинарный, межкультурный и межъязыковой. В изучении оценок в лингвистическом анализе ключевое значение имеют несколько исследовательских перспектив: анализ авторского голоса, субъектной позиции, заметной в структуре текста; изучение широкого спектра оценочных значений, показывающих отношение автора к предмету высказывания, коммуникативному партнеру, скоординированность с другими голосами, диалогическую включенность голоса автора в другие субъектные позиции.

Биография автора

Валерия Евгеньевна Чернявская, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

д. филол. н., профессор Высшей школы лингводидактики и перевода

Библиографические ссылки

Арутюнова Н. Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1984. С. 5–23.

Баженова Е. А. Научный текст в аспекте политекстуальности. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001. 269 с.

Баранов А. Н. Аксиологические стратегии в структуре языка (паремиология и лексика) // Вопросы языкознания. 1989. № 3. С. 74–90.

Беляева Л. Н., Чернявская В. Е. Доказательная лингвистика: метод в когнитивной парадигме // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 3. С. 77–84. doi 10.20916/1812-3228-2016-3-77-84

Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. 228 с.

Данилевская Н. В. Чередование старого и нового знания как механизм развертывания научного текста (аксиологический аспект): автореф. дис. … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2006. 47 с.

Докучаев И. И. Ценность и экзистенция. СПб.: Наука, 2009. 595 с.

Ивин А. Л. Основания логики оценок. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. 230 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.3-е изд. М.: Смысл. 2003. 511 с.

Молодыченко Е. Н. Об операционализации категории «ценность» в текстовом и дискурсивном анализе: к вопросу о лингвистической аксиологии // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование».2015а. № 3. С. 90–97.

Молодыченко Е. Н. Аксиология дискурса консюмеризма: о роли языковой оценки в жанре лайфстайл // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2015б. № 6(38). С. 55–66. doi 10.17223/19986645/38/5

Молодыченко Е. Н. Ценности и оценка в дискурсе консюмеризма: лингво-прагматический и критический анализ // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2016. № 3. С. 122–130. doi 10.17238/issn2227-6564.2016.3.122

Молодыченко Е. Н. Метасемиотические проекты и лайфстайл-медиа: дискурсивные механизмы превращения предметов потребления в ресурсы выражения идентичности // Russian Journal of Linguistics. 2020. Т. 24, № 1. С. 117–136. doi 10.22363/2687-00882020-24-1-117-136.

Нефедов С. Т. Варьирование оценки в коммуникативных практиках научного дискурса. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2021. Т. 18, № 4. С. 760–778. doi 10.21638/spbu09.2021.408

Нефедов С. Т., Чернявская В. Е. Контекст в лингвистическом анализе: прагматическая и дискурсивно-аналитическая перспектива // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 63. С. 83–97. doi 10.17223/19986645/63/5

Серебренникова Е. Ф. Этносемиометрия как способ лингвистического аксиологического анализа // Лингвистика и аксиология: кол. монография. М.: Тезаурус, 2011. С. 7–48.

Чернявская В. Е. Научный дискурс: Выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема. М.: УРСС, 2017. 144 c.

Чернявская В. Е. Дискурсивный анализ и корпусные методы: необходимое доказательное звено? Объяснительные возможности качественного и количественного подходов // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 2. P. 31–37. doi 10.20916/1812-3228-2018-2-31-37.

Чернявская В. Е. Текст и социальный контекст: Социолингвистический и дискурсивный анализ смыслопорождения. М.: URSS, 2021. 208 с.

Aull B., Bandarage D., Miller M. R. Generality in student and expert epistemic stance: A corpus analysis of first-year, upper-level, and published academic writing // Journal of English for Academic Purposes. 2017. № 26. P. 29–41.

Biber D. Stance in spoken and written university registers // Journal of English for Academic Purposes. 2006. № 5. P. 97–116.

Biber D., Finegan E. Styles of stance in English: Lexical and grammatical marking of evidentiality and affect // Text. 1989. № 9. P. 93–124. doi 10.1515/text.1.1989.9.1.93

Bondi M. Voice in textbooks: Between exposition and argument // Stance and voice in written academic genres / Ed. by K. Hyland, & C. S. Guinda. Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan, 2012. P. 101–115.

Bondi M. Changing voices: Authorial voice in abstracts // Abstracts in academic discourse: Variation and change / Ed. by M. Bondi, & R. L. San. Berlin: Peter Lang, 2014. P. 243–270.

Chang P., Schleppegrell M. Taking an effective authorial stance in academic writing: Making the linguistic resources explicit for L2 writers in the social sciences // Journal of English for Academic Purposes. 2011. № 10(3). P. 140–151.

Conrad S., Biber D. Adverbial marking of stance in speech and writing // Evaluation in text: Authorial stance and the construction of discourse / Ed. by S. Hunston, G. Thompson. UK: Oxford University Press, 2000. P. 57–73.

Crompton P. Hedging in academic writing: Some theoretical problems. English for Specific Purposes. 1997. № 16(4). P. 271–287.

Gillaerts P. Shifting metadiscourse: Looking for diachrony in the abstract genre // Abstracts in academic discourse: Variation and change / Ed. by M. Bondi, R. L. Sanz. Berlin: Peter Lang, 2014. P. 271–287

Gray B., Biber D. Current conceptions of stance // Stance and voice in written genres / Ed. by K. Hyland, C. S. Guinda. Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan. 2012. P. 15–33.

Gross A. G., Chesley P. Hedging, stance and voice in medical research articles. Stance and voice in written academic genres. London: Palgrave Macmillan, 2012. P. 85–100.

Halliday M. A. K. Language as Social Semiotic: The Social Interpretation of Language and Meaning. London: Edward Arnold, 1978. 256 p.

Hood S. Appraising research: Evaluation in academic writing. Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan. 2010. XI, 227 p.

Hu G. W., Cao F. Hedging and boosting in abstracts of applied linguistics articles: A comparative study of English- and Chinese-medium journals // Journal of Pragmatics. 2011. № 43. P. 2795–2809.

Hunston S., Thompson G. (Eds.) Evaluation in text: Authorial stance and the construction of discourse. UK: Oxford University Press, 2000. xii, 225 p.

Hyland K. Hedges, boosters and lexical invisibility: Noticing modifiers in academic texts. Language Awareness. 2000. № 9(4). P. 179–197.

Hyland K., Diani G. Introduction: Academic evaluation and review genres // Academic evaluation: Review genres in university settings / Ed. by K. Hyland, G. Diani. Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan. 2009. P. 1–14.

Hyland K., Guinda C. S. (Eds.) Stance and voice in written academic genres. Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan. 2012. XVI, 263 p.

Lewin B. A. Hedging: An exploratory study of authors’ and readers’ identification of ‘toning down’in scientific texts. Journal of English for Academic Purposes. 2005. № 4(2). P. 163–178.

Martin J. R., Rose D. Working with discourse. London; NY: Continuum. 2007. 239 p.

Martin J. R., White P. R. The language of evaluation. NY: Palgrave Macmillan. 2005. 278 p.

Matsuda P. K., Tardy C. M. Voice in academic writing: The rhetorical construction of author identity in blind manuscript review. English for Specific Purposes. 2007. № 26. P. 235–249.

Peng J. E. Authorial voice constructed in citation in literature reviews of doctoral theses: Variations across training contexts // Journal of English forAcademic Purposes. 2019. № 37. P. 11–21. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2018.11.001

Resnik D. B., Elliott K. C. The ethical challenges of socially responsible science // Accountability in research. 2016. № 23(1). P. 31–46.

Sanz R. L. The construction of the author’s voice in academic writing: The interplay of cultural and disciplinary factors. Text & Talk. 2011. № 31(2). P. 173–193.

Tardy C. Current conceptions of voice // K. Hyland, C. S. Guinda (Eds.) Stance and voice in written academic genres. Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan, 2012. P. 34–48.

Thompson G., Hunston S. Evaluation: An introduction // Evaluation in text: Authorial stance and the construction of discourse / Ed. by S. Hunston, G. Thompson. Oxford University Press, 2000.P. 1–27.

Xie J. A review of research on authorial evaluation in English academic writing: A methodological perspective // Journal of English for Academic Purposes. 2020. № 47. P. 1–20.

References

Arutyunova N. D. Aksiologiya v mekhanizmakh zhizni i yazyka [Axiology in the mechanisms of life and language]. Problemy strukturnoy linguistiki [Issues of Structural Linguistics]. Moscow, Nauka Publ., 1984, pp. 5–23. (In Russ.)

Bazhenova E. A. Nauchnyy tekst v aspekte politekstual’nosti [Scientific Text in the Aspect of Politextuality]. Perm, Perm State University Press, 2001. 269 p. (In Russ.)

Baranov A. N. Aksiologicheskie strategii v strukture yazyka (paremiologiya i leksika) [Axiological strategies in language structure (paremiology and lexicon)]. Voprosy yasykoznaniya [Topics in the Study of Language], 1989, issue 3, pp. 74–90. (In Russ.)

Belyaeva L. N., Chernyavskaya V. E. Dokazatel’naya lingvistika: metod v kognitivnoy paradigme [Evidence-based linguistics: Methods in cognitive paradigm]. Voprosy cognitivnoy lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics], 2016, issue 3, pp. 77–84. doi 10.20916/1812-3228-2016-3-77-84. (In Russ.)

Volf E. M. Funktsional’naya semantika otsenki [Functional Semantics of Evaluation]. Moscow, Nauka Publ., 1985. 228 p. (In Russ.)

Danilevskaya N. V. Cheredovanie starogo i novogo znaniya kak mekhanizm razvertyvaniya nauchnogo teksta (aksiologicheskiy aspect). Avtoref. diss. d-ra filol. nauk [Interchange of old and new knowledge in scientific text production (axiological aspect). Dr. philol. sci. diss.]. Yekaterinburg. 2006. 47 p. (In Russ.)

Dokuchaev I. I. Tsennost’ i ekzistentsiya [Value and Existence]. St. Petersburg, Nauka Publ., 2009. 595 p. (In Russ.)

Ivin A. L. Osnovaniya logiki otsenok [Foundations of the Logic of Evaluation]. Мoscow, Lomonosov Moscow State University Press, 1970. 230 p. (In Russ.)

Leont’ev D. A. Psikhologiya smysla: Priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real’nosti [The Psychology of Sense: Nature, Structure, and the Dynamics of Semantic Reality]. 3rd ed. Мoscow, Smysl Publ., 2003. 511 p. (In Russ.)

Molodychenko E. N. Ob operatsionalizatsii kategorii ‘tsennost’ v tekstovom i diskursivnom analize [The concept of value in textual and discourse analysis: Towards linguistic axiology]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoe obrazovanie» [MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education], 2015a, issue 3, pp. 90–97. (In Russ.)

Molodychenko E. N. Aksiologiya diskursa konsyumerizma: o roli yazykovoy otsenki v zhanre layfstayl [Axiological dimension in the discourse of consumerism: The role of evaluative language in the lifestyle genre]. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Filologiya [Tomsk State University Journal of Philology], 2015b, issue 6(38), pp. 55–66. doi 10.17223/19986645/38/5. (In Russ.)

Molodychenko E. N. Tsennosti i otsenka v diskurse konsyumerisma [Values and evaluation in discourse of consumerism: A pragmalinguistic analysis]. Vestnik Severnogo Arkticheskogo Federal’nogo Universiteta [Vestnik of Northern (Arctic) Federal University], 2016, issue 3, pp. 122–130. doi 10.17238/issn2227-6564.2016.3.122. (In Russ.)

Molodychenko E. Metasemioticheskie proekty i layfstayl-media: diskursivnye mekhanizmy prevrashcheniya predmetov potrebleniya v resursy vyrazheniya identichnosti [Metasemiotic projects and lifestyle media: Formulating commodities as resources for identity enactment]. Russian Journal of Linguistics, 2020, vol. 24, issue 1, pp. 117–136. doi 10.22363/2687-0088-2020-24-1-117-136. (In Russ.)

Nefedov S. T. Var'irovanie otsenki v kommunikativnykh praktikakh nauchnogo diskursa [The variety of evaluation in communicative practices of academic discourse]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Yazyk i literatura [Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature], 2021, vol. 18, issue 4, pp. 760–778. doi 10.21638/spbu09.2021.408. (In Russ.)

Nefedov S. T., Сhernyavskaya V. E. Kontekst v lingvisticheskom analize: pragmaticheskaya i diskursivno-analiticheskaya perspektiva [Context in linguistics: pragmatic and discourse analytical dimensions]. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Filologiya [Tomsk State University Journal of Philology], 2020, issue 63, pp. 83-97. doi 10.17223/19986645/63/5 (In Russ.)

Serebrennikova E. F. Etnosemiometriya kak sposob lingvisticheskogo aksiologicheskogo analiza [Ethnosemiometry as a method of linguistic analysis]. Lingvistika i aksiologiya [Linguistics and Axiology: collective monograph]. Мoscow, Tezaurus Publ., 2011, pp. 7–48. (In Russ.)

Chernyavskaya V. E. Nauchnyy diskurs: Vydvizhenie rezul’tata kak kommunikativnaya i yazykvaya problema [Scientific Discourse: Proposing a Result as a Communicative and Linguistic Problem]. Мoscow, URSS Publ., 2017. 144 p. (In Russ.)

Chernyavskaya V. E. Diskursivnyy analiz i korpusnye metody: neobkhodimoe dokazatel’noe zveno? Ob”yasnitel’nye vozmozhnosti kachestvennogo i kolichestvennogo podkhodov [Missing evidence-based link? Towards qualitative and quantitative approaches in language studies]. Voprosy Kognitivnoy Lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics], 2018, issue 2, pp. 31–37. doi: 10.20916/1812-3228-2018-2-31-37. (In Russ.)

Chernyavskaya V. E. Tekst i Social’nyi Kontekst [Text and Social Context]. Moscow, URSS Publ., 2021. 208 p. (In Russ.)

Aull B., Bandarage D., Miller M. R. Generality in student and expert epistemic stance: A corpus analysis of first-year, upper-level, and published academic writing. Journal of English for Academic Purposes, 2017, issue 26, pp. 29–41. (In Eng.)

Biber D. Stance in spoken and written university registers. Journal of English for Academic Purposes, 2006, issue 5, pp. 97–116. (In Eng.)

Biber D., Finegan E. Styles of stance In English: Lexical and grammatical marking of evidentiality and affect. Text, 1989, issue 9, pp. 93–124. doi 10.1515/text.1.1989.9.1.93. (In Eng.)

Bondi M. Voice in textbooks: Between exposition and argument. Stance and Voice in Written Academic Genres. Ed. by K. Hyland, & C. S. Guinda. Basingstoke, UK, Palgrave Macmillan. 2012.101-115. (In Eng.)

Bondi M. Changing voices: Authorial voice in abstracts. Abstracts in Academic Discourse: Variation and Change. Ed. by M. Bondi, & R. L. Sanz. Berlin, Peter Lang. 2014. pp. 243–270. (In Eng.)

Chang P., Schleppegrell M. Taking an effective authorial stance in academic writing: Making the linguistic resources explicit for L2 writers in the social sciences. Journal of English for Academic Purposes, 2011, issue 10 (3), pp. 140–151. (In Eng.)

Conrad S., Biber D. Adverbial marking of stance in speech and writing. Evaluation in Text: Authorial Stance and the Construction of Discourse. Ed. by S. Hunston, & G. Thompson. UK, Oxford University Press, 2000, pp. 57–73. (In Eng.)

Crompton P. Hedging in academic writing: Some theoretical problems. English for Specific Purposes, 1997, issue 16 (4), pp. 271–287. (In Eng.)

Gillaerts P. Shifting metadiscourse: Looking for diachrony in the abstract genre. Abstracts in Academic Discourse: Variation and Change. Ed. by M. Bondi, & R. L. Sanz. Berlin, Peter Lang. 2014, pp. 271–287. (In Eng.)

Gray B., Biber, D. Current conceptions of stance. Stance and Voice in Written Genres. Ed. by K. Hyland, & C. S. Guinda. Basingstoke, UK, Palgrave Macmillan, 2012, pp. 15–33. (In Eng.)

Gross A. G., Chesley P. Hedging, stance and voice in medical research articles. Stance and Voice in Written Academic Genres. London, Palgrave Macmillan, 2012, pp. 85–100. (In Eng.)

Halliday M. A. K. Language as Social Semiotic: The Social Interpretation of Language and Meaning. London, Edward Arnold, 1978. 256 p. (In Eng.)

Hood S. Appraising Research: Evaluation in Academic Writing. Basingstoke, UK, Palgrave Macmillan, 2010. XI, 227 p. (In Eng.)

Hu G. W., Cao F. Hedging and boosting in abstracts of applied linguistics articles: A comparative study of English- and Chinese-medium journals. Journal of Pragmatics, 2011, issue 43, pp. 2795–2809. (In Eng.)

Hunston S., Thompson G. (Eds.) Evaluation in Text: Authorial Stance and the Construction of Discourse. UK, Oxford University Press. 2000. xii, 225 p. (In Eng.)

Hyland K. Hedges, boosters and lexical invisibility: Noticing modifiers in academic texts. Language Awareness, 2000, issue 9(4), pp. 179–197. (In Eng.)

Hyland K., Diani G. Introduction: Academic evaluation and review genres. Academic Evaluation: Review Genres in University Settings. Ed. by K. Hyland, G. Diani. Basingstoke, UK, Palgrave Macmillan, 2009, pp. 1–14. (In Eng.)

Hyland K., Guinda C. S. (Eds.) Stance and Voice in Written Academic Genres. Basingstoke, UK, Palgrave Macmillan. 2012. XVI, 263 p. (In Eng.)

Lewin B. A. Hedging: An exploratory study of authors’ and readers’ identification of ‘toning down’ in scientific texts. Journal of English for Academic Purposes, 2005, issue 4(2), pp. 163–178. (In Eng.)

Martin J. R., Rose D. Working with Discourse. London/NY, Continuum. 2007. (In Eng.)

Martin J. R., & White P. R. The Language of Evaluation. NY, Palgrave Macmillan. 2005. 278 p. (In Eng.)

Matsuda P. K., & Tardy C. M. Voice in academic writing: The rhetorical construction of author identity in blind manuscript review. English for Specific Purposes, 2007, issue 26, pp. 235–249. (In Eng.)

Peng J. E. Authorial voice constructed in citation in literature reviews of doctoral theses: Variations across training contexts. Journal of English for Academic Purposes, 2019, issue 37, pp. 11–21. doi 10.1016/j.jeap.2018.11.001. (In Eng.)

Resnik D. B., Elliott K. C. The ethical challenges of socially responsible science. Accountability in Research, 2016, issue 23(1), pp. 31–46. (In Eng.)

Sanz R. L. The construction of the author’s voice in academic writing: The interplay of cultural and disciplinary factors. Text & Talk, 2011, issue 31(2), pp. 173–193. (In Eng.)

Tardy C. Current conceptions of voice. Stance and Voice in Written Academic Genres. Ed. by K. Hyland, C. S. Guinda. Basingstoke, UK, Palgrave Macmillan, 2012, pp. 34–48. (In Eng.)

Thompson G., Hunston S. Evaluation: An introduction. Evaluation in Text: Authorial Stance and the Construction of Discourse. Ed. by S. Hunston, & G. Thompson. Oxford University Press, 2000, pp. 1–27. (In Eng.)

Xie J. A review of research on authorial evaluation In English academic writing: A methodological perspective. Journal of English for Academic Purposes, 2020, issue 47, pp. 1–20. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2022-10-16

Как цитировать

Чернявская, В. Е. . (2022). Язык оценок в научном дискурсе: терминологическое поле и методологические подходы. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 14(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-3-44-55

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО