Специфика конфликта в драматургии Ивана Вырыпаева
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-2-83-91Ключевые слова:
современная драматургия; Иван Вырыпаев, драматургический конфликт; дискурс.Аннотация
Цель статьи состоит в изучении специфики драматургического конфликта в пьесах современного драматурга, режиссера, актера Ивана Вырыпаева (родился в 1974 г.), работающего в России и в Польше. Рассматривается природа конфликта в его пьесах 2010-х гг. («Иранская конференция» (2017), «Волнение» (2018) и др.). В этот период в творчестве Вырыпаева наметились новые тенденции в формировании драматургического конфликта: теперь конфликт строится как столкновение не персонажей, но дискурсов – актуальных идей, высказываний, стоящих за ними правил и установок, детерминированных общественными настроениями. За этой стратегией стоит отрефлексированная авторская позиция: драматург понимает свой текст как возможность репрезентации дискурса, о чем он нередко говорил в своих интервью. Материал исследования определил методологию работы: дискурсивная природа драмы Вырыпаева анализируется с применением идей и методов анализа дискурса Мишеля Фуко, Тео Ван Дейка и др. В ходе исследования подробно анализируется пьеса Вырыпаева «Закрытое исследование. New Constructive Ethics» (2021). Анализ показал, что конфликт в пьесе последовательно развивается: от репрезентации актуальных дискурсов к драматическому их сталкиванию. Далее сама достоверность дискурсов, их границ проблематизируется через выстраивание двойной коммуникации: общение строится не только между героями на сцене, но и между автором и зрителями. В пьесе «Закрытое исследование. New Constructive Ethics», в частности, деконструируются актуальные дискурсы «новой этики». Зрители видят на сцене незаметный для героев конфликт, образуемый как противоречием дискурсов, так и знанием зрителя о внесценических обстоятельствах жизни героев. Понимание дискурсивной природы конфликта пьес Вырыпаева расширяет существующее представление о российской «новой драме» в целом.Библиографические ссылки
Бебутов Т. «Искусственный интеллект уже нас забрал»: Иван Вырыпаев – про театр, йогу и экологию // Афиша Daily. 23.01.2020. URL: https://daily.afisha.ru/brain/ 14262-iskusstvennyy-intellekt-uzhe-nas-zabral-ivan-vyrypaev-pro-teatr-yogu-i-ekologiyu/ (дата обращения: 15.04.2022).
Боймерс Б., Липовецкий М. Н. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты новой драмы. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 376 с.
Ван Дейк Т. А. К определению дискурса / пер. А. Дерябин. 1999. URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm (дата обращения: 01.02.22).
Вырыпаев И. А. Кислород. 2002 [Пьесы Ивана Вырыпаева. 2022. URL: https://vyrypaev.com/ru/plays/oxygen/ru/ (дата обращения: 15.04.2022).
Вырыпаев И. А. Летние осы кусают нас даже в ноябре. 2012 // Пьесы Ивана Вырыпаева. 2022 URL: https://vyrypaev.com/ru/plays/summerwaspsbiteuseveninnovember/ru/ (дата обращения: 15.04.2022).
Вырыпаев И. А. Иранская конференция. 2017 // Пьесы Ивана Вырыпаева. 2022. URL: https://vyrypaev.com/ru/plays/iranian-conference/ru/ (дата обращения: 15.04.2022).
Вырыпаев И. А. Закрытое исследование New Constructive Ethics. 2021 // Пьесы Ивана Вырыпаева. 2022. URL: https://vyrypaev.com/ru/plays/newconstructiveethics/ru/ (дата обращения: 15.04.2022).
Вырыпаев И. А. Читка пьесы Ивана Вырыпаева «Закрытое исследование New Constructive Ethics. 10.09.2021. URL: https://www.youtube.com/
watch?v=NkvP2jR8xlw&list=PL9Pz6qSnYlVHLDK6QTEdVn6dNdUn7Ny5g&index=8/ (дата обращения: 10.01.22).
Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5–20.
Курант Е. Театр чудес. Авторские стратегии в драматургии Ивана Вырыпаева. Краков: LIBRON, 2020. 225 c.
Мельников Е. Правила драматурга: Иван Вырыпаев // Newslab.ru: интернет-газета. 27.06.2014. URL: http://newslab.ru/article/596138 (дата обращения: 10.01.22).
Пави П. Драматургический конфликт / пер. с фр. под ред. К. Разлогова // Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. С. 216–217.
Руднев П.А. Иван Вырыпаев. Сгорел дом, а в доме две собаки // Новый мир. 2017. № 5. https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2017/5/ivan-vyrypaev-sgorel-dom-a-v-dome-dve-sobaki.html (дата обращения: 15.04.22).
Руднев П. А. Теория драмы. Часть I. 10.06.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wqEskk20sv8 (дата обращения: 15.04.22).
Пять причин пойти на читку пьесы «Закрытое исследование» [Электронный ресурс]. 19.02.2022 URL: https://bnkirov.ru/news/obshchestvo/5-prichin-poyti-na-chitku-pesy-zakrytoe-issledovanie/ (дата обращения: 20.02.22).
Фуко М. Археология знания / пер. с фр. С. Митина, Д. Стасова. Киев: Ника-центр, 1996а. 208 c.
Фуко М. Порядок дискурса / пер. с фр. С. Табачниковой // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996б. С. 47–97.
Ширяев В. Соединиться с импульсом Вселенной / гл. ред. Е. Пустошкин // Эрос и космос, хроники целостности. СПб., 2015. 01.09.2015. URL: https://eroskosmos.org/connecting-to-the-impulse/ (дата обращения: 10.01.22).
Biegluk-Leś Weronika Nieradosne gry kulturowej dekonstrukcji. Tlen Iwana Wyrypajewa // Białostockie Studia Literaturoznawcze. 2014. Vol. 5. P. 371–392. doi: 10.15290/bsl.2014.05.24
Popczyk-Szczęsna Beata Słowo i rytm w teatrze Iwana Wyrypajewa // Litteraria Copernicana. 2018. Vol. 29. P. 119–130. doi: 10.12775/LC.2018.022
Wasińczuk Katarzyna Религиозный дискурс в драматургии Ивана Вырыпаева (Бытие № 2, Кислород, Пьяные) // STUDIA WSCHODNIOSŁOWIAŃSKIE. 2019. Vol. 19. P. 263–277. doi: 10.15290/sw.2019.19.19
Wilmes Justin ‘Stability amidst chaos’: subjective re-orientation in Ivan Vyrypaev’s Delhi Dance (2013) and Unbearably Long Embraces (2015) // Studies in Russian and Soviet Cinema. 2018. Vol. 12:3. P. 232–250. doi: 10.1080/17503132.2018.1511267
References
Bebutov T. Iskusstvennyy intellekt uzhe nas zabral: Ivan Vyrypaev pro teatr, yogu i ekologiyu [Artificial intelligence has already seized us: Ivan Vyrypaev about theater, yoga and ecology]. Afisha Daily. January 23, 2020. Available at: https://daily.afisha.ru/brain/14262-iskusstvennyy-intellekt-uzhe-nas-zabral-ivan-vyrypaev-pro-teatr-yogu-i-ekologiyu/ (accessed 15 Apr 2022). (In Russ.)
Beumers B., Lipovetsky M. N. Performansy nasiliya: Literaturnye i teatral’nye eksperimenty novoy dramy [Performing Violence: Literary and Theatrical Experiments of New Russian Drama]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2012. 376 p. (In Russ.)
Van Dijk T. A. K opredeleniyu diskursa [On the Definition of Discourse]. Transl. from Eng. by A. Deryabin. 1999 (accessed 01 Feb 2022) (In Russ.)
Vyrypaev I. A. Kislorod [Oxygen]. P’esy Ivana Vyrypaeva [Plays by Ivan Vyrypaev]. 2022. Available at: https://vyrypaev.com/ru/plays/oxygen/ru/ (accessed 15 Apr 2022). (In Russ.)
Vyrypaev I. A. Letnie osy kusayut nas dazhe v noyabre [Summer wasps sting us even in November]. P’esy Ivana Vyrypaeva [Plays by Ivan Vyrypaev]. 2022. Available at: https://vyrypaev.com/ru/plays/summerwaspsbiteuseveninnovember/ru/ (accessed 15 Apr 2022). (In Russ.)
Vyrypaev I. A. Iranskaya konferentsiya [Iranian conference]. P’esy Ivana Vyrypaeva [Plays by Ivan Vyrypaev]. 2022. Available at: https://vyrypaev.com/ru/plays/iranian-conference/ru/ (accessed 15 Apr 2022). (In Russ.)
Vyrypaev I. A. Zakrytoe issledovanie New Constructive Ethics [Closed Study ʽNew Constructive Ethicsʼ]. P’esy Ivana Vyrypaeva [Plays by Ivan Vyrypaev]. 2022. Available at: https://vyrypaev.com/ru/plays/newconstructiveethics/ru/ (accessed 15 Apr 2022). (In Russ.)
Vyrypaev I. A. Chitka p’esy Ivana Vyrypaeva ʽZakrytoe issledovanie New Constructive Ethicsʼ [Reading of the play by Ivan ‘Closed Study ʽNew Constructive Ethics’]. September 10, 2021. Available at: https://www.youtube.com/watch?v= NkvP2jR8xlw&list=PL9Pz6qSnYlVHLDK6QTEdVn6dNdUn7Ny5g&index=8/ (accessed 10 Jan 2022). (In Russ.)
Karasik V. I. O tipakh diskursa [On the types of discourse]. Yazykovaya Lichnost’: Institutsional’nyy i personal’nyy diskurs [Linguistic Personality: Institutional and Personal Discourse]. Volgograd, Peremena Publ., 2000, pp. 5-20. (In Russ.)
Kurant E. Teatr chudes. Avtorskie strategii v dramaturgii Ivana Vyrypaeva [Miracle Theater. Author's Strategies in Ivan Vyrypaev’s Dramaturgy]. Krakow, LIBRON Publ., 2020. 225 p. (In Russ.)
Mel’nikov E. Pravila dramaturga: Ivan Vyrypaev [The playwright’s rules: Ivan Vyrypaev]. Newslab.ru Internet-Gazeta. June 27, 2014. Available at: http://newslab.ru/article/596138 (accessed 10 Jan 2022). (In Russ.)
Pavi P. Dramaturgicheskiy konflikt [Dramatic conflict]. Slovar’ Teatra [Dictionary of the Theatre]. Moscow, Progress Publ., 1991, pp. 216-217. (In Russ.)
Rudnev P. A. Ivan Vyrypaev. Sgorel dom, a v dome dve sobaki [Ivan Vyrypaev. The house burned down, two dogs were inside]. Novyy Mir [New World], 2017, issue 5. Available at: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2017/5/ivan-vyrypaev-sgorel-dom-a-v-dome-dve-sobaki.html (accessed 15 Apr 2022). (In Russ.)
Rudnev P. A. Teoriya dramy [Drama Theory. Part 1]. June 10, 2020. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=wqEskk20sv8 (accessed 15 Apr 2022). (In Russ.)
prichin poyti na chitku p’esy Zakrytoe issledovanie [5 reasons to go to the reading of the play ʽClosed Studyʼ]. February 19, 2022. Available at: https://bnkirov.ru/news/obshchestvo/5-prichin-poyti-na-chitku-pesy-zakrytoe-issledovanie/ (accessed 20 Feb 2022). (In Russ.)
Foucault M. Arkheologiya Znaniya [The Archeology of Knowledge]. Transl. from French by S. Mitin, D. Stasov. Kiev, Nika-tsentr Publ., 1996a. 208 p. (In Russ.)
Foucault M. Poryadok diskursa [The order of discourse]. Volya k istine: Po tu storonu znaniya, vlasti i seksual’nosti. Raboty raznykh let [The Will to Truth: Beyond Knowledge, Power and Sexuality. Works of Different Years]. Transl. from French by S. Tabachnikova. Moscow, Kastal’ Publ., 1996b, pp. 47-97. (In Russ.)
Shiryaev V. Soedinit’sya s impul’som Vselennoy [Getting connected with the momentum of the universe]. Eros i ksmos, khroniki tselostnosti [Eros and Cosmos, Chronicles of Integrity]. September 1, 2015. Available at: https://eroskosmos.org/connecting-to-the-impulse/ (accessed 10 Jan 2022). (In Russ.)
Biegluk-Leś Weronika. Nieradosne gry kulturowej dekonstrukcji. Tlen Iwana Wyrypajewa [Odd games of cultural deconstruction. Ivan Vyrypaev's Oxygen]. Białostockie Studia Literaturoznawcze [Białystok Literary Studies], 2014, vol. 5, pp. 371-392. doi 10.15290/bsl.2014.05.24 (In Pol.)
Popczyk-Szczęsna Beata. Słowo i rytm w teatrze Iwana Wyrypajewa [The word and rhythm in Ivan Vyrypaev's theater]. Litteraria Copernicana [Copernican Literature], 2018, vol. 29, pp. 119-130. doi 10.12775/LC.2018.022 (In Pol.)
Wasińczuk Katarzyna. Religioznyy diskurs v dramaturgii Ivana Vyrypaeva (Bytie No. 2, Kislorod, P’yanye) [Religious discourse in Ivan Vyrypaev’s dramaturgy (Genesis No. 2, Oxygen, The Drunk)]. Studia Wschodniosłowiańskie [East Slavic Studies], 2019, vol. 19, pp. 263-277. (In Russ.)
Wilmes Justin. ‘Stability amidst chaos’: subjective re-orientation in Ivan Vyrypaev’s Delhi Dance (2013) and Unbearably Long Embraces (2015), Studies in Russian and Soviet Cinema, 2018, vol. 12:3, pp. 232-250. doi 10.1080/17503132.2018.1511267.
(In Eng.)