ОБРАЗ ИТАЛИИ В ТВОРЧЕСТВЕ В. Ф. ХОДАСЕВИЧА

Дарья Александровна Сухоева (Darya A. Sukhoeva)

Аннотация


В представленной статье анализируется образ Италии в прозе и поэзии В. Ф. Ходасевича 1910–1920-х гг. «Итальянские» произведения писателя можно разделить на две группы. Одни из них написаны до Первой мировой войны, другие – в период эмиграции писателя. Исследуются противопоставления «Италия – Европа», «живое – мертвое», природа – цивилизация. Рассматриваются образы природы и культуры Италии в раннем и позднем творчестве писателя. Кроме того, анализируются черты национального характера итальянцев, описанные в основном в очерках писателя, в сопоставлении с образами итальянцев в творчестве об Италии писателей XIX в. и современников Ходасевича. Автор приходит к выводу, что характерный для ранних поэтических произведений поэта, посвященных Италии, романтический пафос сменяется трагическим. Изменение пафоса «итальянских» произведений писателя, по мнению исследователя, выражает смену мироощущения Ходасевича в 1920-е гг.

Ключевые слова: образ Италии; противопоставления; природа, культура, национальный характер.

Полный текст:

PDF

Литература


Берберова Н. Н. Курсив мой: Автобиография / Вступ. ст. Е. В. Витковского; Коммент. В. П. Кочетова, Г. И. Мосешвили. М.: Согласие, 1996. 736 с.

Блок А. А. Стихотворения. Поэмы. Театр: в 2 т. Т. 1: 1908–1921 / сост., подг. текста и прим. Вл. Орлова. Л.: Худож. лит., 1955. 814 с.

Богомолов Н. А. Рецепция поэзии пушкин-ской эпохи в лирике В. Ф. Ходасевича // Русская литература первой трети XX века. Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск: Водолей, 1999. С. 343–358.

Брюсов В. И. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1: Стихотворения. Поэмы. 1892–1909 / под общ. ред. П. Г. Антокольского и др. М.: Худож. лит., 1973. 672 с.

Гельфонд М. А. Пушкин и Боратынский в поэтическом сознании Ходасевича // Офиц. сайт института филологии и истории РГГУ. URL: http://ifi.rsuh.ru/vestnik_2008_1_9.html (дата обращения: 15.03.2011).

Горький М. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 10: Сказки, рассказы, очерки / А. М. Горький. М.: Худож. лит., 1951. 528 с.

Крюкова О. С. Архетипический образ Италии в русской литературе XIX века: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2007. 43 с.

Мальмстад Дж. Э. Из переписки В. Ф. Ходасевича (1925–1938) // Минувшее: исторический альманах. 3. М.: Прогресс: Феникс, 1991. С. 262–291.

Меднис Н. Е. Венеция в русской литературе: дис. … д-ра филол. наук. Новосибирск, 1999. 392 с.

Муратов П. П. Образы Италии / подг. текста и послесл. В. М. Толмачева; оформ. Л. М. Ордынской. М.: Республика, 1994. 592 с.

Успенский П. Ф. «Начинаются мрачные сцены»: поэзия Н. А. Некрасова в «Европейской ночи» В. Ф. Ходасевича // Europa Orientalis. Salerno. 2012. № 31. С. 129–170.

Успенский П. Ф. Творчество В. Ф. Ходасевича и русская литературная традиция (1900-е гг.–1917 г.). Тарту: University of Tartu Press, 2014. Вып. 32. 214 с.

Устинов А. Венецианский роман Владислава Ходасевича // Vademecum: К 65-летию Лазаря Флейшмана. М.: Водолей, 2010. С. 92–117.

Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: в 4 т. Т.1: Стихотворения и литературная критика 1906–1922 / сост.: И. П. Андреева, С. Г. Бочаров. М.: Согласие, 1996. 591 с.

Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3: Проза. Державин. О Пушкине / сост.: И. П. Андреева, С. Г. Бочаров. М.: Согласие, 1997. 592 с.

Шубинский В.И. Владислав Ходасевич: Чающий и говорящий. М.: Молодая гвардия, 2012. 523 с.

Bethea David M. Sorrento Photographs: Khodasevich’s Memory Speaks // Slavic Review. 1980 Vol. 39, № 1. Р. 56–69.

Göbler F. Vladislav F. Chodasevic: Dualitat und Distanz als Grundzuge seiner Lyrik. München, Universitat, Habil.-Schr., 1988. 303 S.

Hughes Robert P. Khodasevich in Venice For SK // Celebration of the Life and Career of Simon Karlinsky / еd. by Michael S. Flier and Robert P. Hughes. Berkeley, 1994. P. 145–162.

Ivanov V. Свет вечерний. Poems by Vyacheslav Ivanov. Oxford: Oxford University Press, 1962. 230 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17072/2037-6681-2017-1-130-137

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.