Языковая репрезентация среднего уровня профессионализма говорящего в биографическом интервью (на материале английского языка)

Авторы

  • Ирина Александровна Тисленкова Волгоградский государственный технический университет https://orcid.org/0000-0002-7202-2773

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-1-73-80

Ключевые слова:

маркеры речи; языковая репрезентация уровня профессионализма; социолингвистические категории; литературно-разговорный вид речевой культуры; недооценка; дискурс; языковая личность.

Аннотация

Статья посвящена детекции языковых маркеров английской устной речи, коррелирующих со средним уровнем профессиональных знаний представителей профессий гуманитарного профиля, выявляемых комиссией по набору персонала при отборе на работу. Цель работы – выявить данные знаки речи, провести их социолингвистический анализ и систематизировать по таким параметрам, как синтаксис, лексика, грамматика, стратегия речи, тип речевой культуры, соблюдение этикета. Материалом исследования послужили современные видеоинтервью с представителями творческих профессий англоязычных ток-шоу и телевизионных программ. Применена методика социолингвистических категорий Т. А. Ивушкиной, также использованы методы описания, обобщения, интерпретации. В результате работы установлено, что маркерами речи профессионалов среднего уровня являются: преобладание сложных предложений с нарушенной синтаксической структурой, обилие перечислений, клишированных сентенций СМИ, псевдосвязующих и дискурсивных слов, сравнений, выраженных глагольной, адъективной метафорой, фразовыми глаголами с метафорическим значением; предпочтение говорящими номинативных прилагательных, единичного использования абстрактных существительных, избегание употребления иностранных слов, фразеологизмов, терминологии, игры слов и иронии. В речевой стратегии – наличие смягченно-ненавязчивой модуляции, хезитации, пустословия и несамостоятельности суждений, двойной недооценки в высказываниях о себе. Основным типом речи выступает литературно-разговорный вид речевой культуры, привычка к диалогическому общению.

Биография автора

Ирина Александровна Тисленкова, Волгоградский государственный технический университет

к. филол. н., доцент кафедры «Иностранные языки»

Библиографические ссылки

Василенко Д. В. Стадии формирования профессионального знания и их репрезентация в тексте (на материале текстов нанотехнологий) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2021. Т. 13,

вып. 1. С. 15–23. doi 10.17072/2073-6681-2021-1-15-23

Дружилов С. А. Уровни профессионализма, стадии профессиональной компетентности и самопознание: проявление закона диалектического отрицания в профессионализации [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 (54). C. 563–572. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58815 (дата обращения: 25.01.2020).

Ивушкина Т. А. «Словарь» аристократа в произведениях художественной литературы XIX века // Филологические науки. 1996. № 2. С. 81–89.

Карасик В. И. Лингвокультурный типаж «русский интеллигент» // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: cб. науч. тр. / под ред. В.И. Карасика. Волгоград: Парадигма, 2005. С. 25–61.

Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Устный текст как источник социокультурной информации // Поэтика. Стилистика. Язык и культура: памяти Т. Г. Винокур / [отв. ред. Н. Н. Розанова]; РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. М., 1996. С. 222–232.

Козырева О. А. Основные аспекты отечественных и зарубежных концепций профессионального развития // Educational Technology & Society. 2007. № 10 (4). P. 376–379.

Крысин Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. 2001. № 1. С. 90–106.

Седов К. Ф. Речевое поведение и типы языковой личности // Культурно-речевая ситуация в современнойРоссии. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. С. 298–311.

Сковородников А. П., Копнина А. Г. Модель культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения // Journal of Siberian Federal University. Humanitiers & Social Sciences Supplement. 2009. № 2. C. 5–18.

Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. Языки славянской культуры. М.: Языки славянской культуры. 2013. 448 с.

Baron J. M., Bluck S. Autobiographical memory sharing in everyday life: Characteristics of a good story // International Journal of Behavioral Development. 2009. Vol. 33. P. 105–117.

Bruner J. Life as narrative // Social Research. 1987. № 54 (1). P. 11–32.

Eakin P. J. Living Autobiographically: How We Create Identity in Narrative. Ithaca: Cornell University Press, 2008. 208 p.

Lyubomirsky S., Sousa L., Dickerhoof R. The costs and benefits of writing, talking, and thinking about life’s triumphs and defeats // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. № 90. Р. 692–708.

McAdams D. The stories we live by: personal myths and the making of the Self. New York; London: The Guilford press. 1993. 336 p.

Singer J. A. Narrative identity and meaning making across the adult lifespan: An introduction // Journal of Personality. 2004. № 72 (3). P. 437–460.

Thorne A. Putting the person into social identity // Human Development. 2004. Vol. 253. Р. 1–5.

References

Vasilenko D. V. Stadii formirovaniya professional’nogo znaniya i ikh reprezentatsiya v tekste (na materiale tekstov nanotekhnologiy) [Professional knowledge formation stages and their representation in a text (as illustrated by nanotechnology research texts)]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskay i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2021, vol. 13, issue 1, pp. 15–23. doi 10.17072/2073-6681-2021-1-15-23. (In Russ.)

Druzhilov S. A. Urovni professionalizma, stadii professional'noy kompetentnosti i samopoznanie: proyavlenie zakona dialekticheskogo otritsaniya v professionalizatsii [Levels of professionalism, stages of the professional competence and professional self-awareness: Manifestation of the law of dialectical negation in the professionalization]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modern Scientific Researches and Innovation], 2015, issue 10 (54), pp. 563-572. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58815 (accessed 25.01.2020). (In Russ.).

Ivushkina T. A. ʽSlovar'ʼ aristokrata v proizvedeniyakh khudozhestvennoy literatury 19 veka [The ʽvocabularyʼ of an aristocrat in fiction works of the 19th century]. Filologicheskie nauki [Philology. Theory&Practice], 1996, issue 2, pp. 81-89. (In Russ.).

Karasik V. I. Lingvokul'turnyy tipazh ʽrusskiy intelligentʼ [The linguistic and cultural type ʽRussian intellectualʼ]. Aksiologicheskaya lingvistika: lingvokul'turnye tipazhi [Axiological Linguistics: Linguistic and Cultural Types: Collection of scientific works]. Ed. by V. I. Karasik. Volgograd, Paradigma Publ., 2005, pp. 25-61. (In Russ.).

Kitaygorodskaya M. V., Rozanova N. N. Ustnyy tekst kak istochnik sotsiokul'turnoy informatsii [Oral text as a source of sociocultural information]. Poetika. Stilistika. Yazyk i kul'tura: pamyai T. G. Vinokur [Poetics. Stylistics. Language and Culture: In memory of T. G. Vinokur]. Ed. by N. N. Rozanova. Moscow, V. V. Vinogradov Russian Language Institute of the Russian Academy of Sciences Publ., 1996, pp. 222-232. (In Russ.).

Kozyreva O. A. Osnovnye aspekty otechestvennykh i zarubezhnykh kontseptsiy professional'nogo razvitiya [The main aspects of domestic and foreign concepts of professional development]. Educational Technology & Society, 2007, issue 10 (4), pp. 376– 379. (In Russ.)

Krysin L. P. Sovremennyy russkiy intelligent: popytka rechevogo portreta [The modern Russian intellectual: An attempt at a speech portrait]. Russkiy yazyk v nauchnom osveshchenii [Russian Language and Linguistic Theory], 2001, issue 1, pp. 90-106. (In Russ.).

Sedov K. F. Rechevoe povedenie i tipy yazykovoy lichnosti [Speech behavior and types of language personality]. Kul'turno-rechevaya situatsiya v sovremennoy Rossii [The Cultural and Speech Situation in Modern Russia]. Ekaterinburg, Ural State University Press, 2000, pp. 298- 11. (In Russ.).

Skovorodnikov A. P., Kopnina A. G. Model' kul'turno-rechevoy kompetentsii studenta vysshego

uchebnogo zavedeniya [On the model of speech culture of a student of a higher institution]. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Supplement, 2009, issue 2, pp. 5-18. (In Russ.).

Chernigovskaya T. V. Cheshirskaya ulybka kota Shredingera: yazyk i soznanie. Yazyki slavyanskoy kul'tury [The Cheshire Smile of Schrödinger's Cat: Language and Consciousness. Languages of Slavic Culture]. Moscow, LRC Publishing House, 2013. 448 p. (In Russ.)

Baron J. M., Bluck S. Autobiographical memory sharing in everyday life: Characteristics of a good story. International Journal of Behavioral Development, 2009, vol. 33, pp. 105–117. (In Eng.)

Bruner J. Life as narrative. Social Research, 1987, issue 54 (1), pp. 11–32. (In Eng.)

Eakin P. J. Living Autobiographically: How We Create Identity in Narrative. Ithaca, Cornell University Press, 2008. 208 p. (In Eng.)

Lyubomirsky S., Sousa L., Dickerhoof R. The costs and benefits of writing, talking, and thinking about life’s triumphs and defeats. Journal of Personality and Social Psychology, 2006, issue 90, pp. 692-708. (In Eng.)

McAdams D. The Stories We Live By: Personal Myths and the Making of the Self. New York, London, Guilford Press, 1993. 336 p. (In Eng.)

Singer J. A. Narrative identity and meaning making across the adult lifespan: An introduction. Journal of Personality, 2004, issue 72 (3), pp. 437-460. (In Eng.)

Thorne A. Putting the person into social identity.

Human Development, 2004, vol. 253, pp. 1-5. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2022-04-27

Как цитировать

Тисленкова, И. А. (2022). Языковая репрезентация среднего уровня профессионализма говорящего в биографическом интервью (на материале английского языка). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 14(1). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-1-73-80

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО