К изучению механизмов номинации в коммерческой сфере (на материале названий косметических средств в английском языке)
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-1-55-63Ключевые слова:
ономасиология; номинация; прагматика; коммерческие наименования; английский язык; наименования косметических средств.Аннотация
Статья посвящена анализу механизмов создания коммерческих названий в современном английском языке. Материалом исследования послужили названия косметических средств восьми британских и американских брендов на сайтах интернет-магазинов Space NK и Sephora. Всего проанализировано 304 наименования. Выявлены основные тенденции в области коммерческой номинации косметических средств: использование графических особенностей (заглавных букв и символов) и фонетических средств (в том числе аллитерации, рифмы), включение окказионализмов, разговорных и сленговых фраз, культурных реалий и иноязычных вкраплений. Мотивировочная классификация наименований косметики позволила установить, что преобладающее число названий относится к отобъектным наименованиям с косвенным воплощением мотивировки, при этом наиболее наполненной и разнообразной среди них оказалась группа ассоциативно-сопоставительных номинаций. Такие наименования позволяют номинатору передать связь с номинируемым товаром, индивидуализировать его в ряду однотипных объектов (например, передать в наименовании оттенок косметического продукта) и вместе с тем проявить лингвокреативную способность личности номинатора. В числе неотобъектных номинаций преобладают единицы с непосредственным отражением мотивировки, реализующие рекламную функцию. Подобные аттрактивные названия актуализируют прагматический потенциал коммерческих наименований, в основе которых лежит не только индивидуализация объекта, но и привлечение потенциального покупателя.Библиографические ссылки
Гандолоева З. С. Основные тематические группы англоязычной терминологии сферы парфюмерного и косметического производства // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 2. С. 39–45.
Горяев С. О. Номинативные интенции субъекта ономастической номинации (на материале русских прагмонимов): дис. … канд. филол. наук: 10.02.01. Екатеринбург, 1999. 165 с.
Малхазова М. И. Сравнительно-сопоставительный анализ лексико-семантического поля «Декоративная косметика и парфюмерия» и проблемы перевода: дис. … канд. филол. наук: 10.02.20. М., 2013. 199 с.
Новичихина М. Е. Теоретические проблемы исследования эффективности коммерческой номинации: автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.02.19. Воронеж, 2004. 37 с.
Синявская О. Е. Коммерческая номинация как средство манипулятивного воздействия на потребителя // Научный вестник Херсонского университета. Сер. Лингвистика. 2013. Вып. 18. С. 276–282.
Сотникова Е. А. Ономастическое пространство названий парфюмерной продукции в русском языке: дис. … канд. филол. наук: 10.02.01. Елец, 2006. 259 с.
Ainiala T., Saarelma M., Sjoblom P. Names in Focus: An Introduction to Finnish Onomastics. Helsinki, 2007. 287 p.
Franklin T. How to Name a Product – 10 Tips for Product Naming Success // AYTM Blogs. URL: https://aytm.com/blog/how-to-name-a-product-10-tips-for-product-naming-success/ (дата обращения: 8.09.2021).
Green T. 20 Lipstick Names That Are Awkward As Hell // Buzzfeed. September 19, 2016. URL: https://www.buzzfeed.com/treyegreen/lipstick-names-awkward-weird (дата обращения: 8.09.2021).
Labbrand – Beautiful Names: Decoding Naming Secrets for Cosmetic Brands. 22 May, 2018. URL: http://www.labbrand.com/brandsource/beautiful-names-decoding-naming-secrets-for-cosmetic-brands (дата обращения: 8.09.2021).
Lorraine D. 214 Words To Name Your Skincare Products // Skincare Business Secrets. 2014. URL: http://www.herbhedgerow.co.uk/214-words-to-legally-name-your-skincare-products-without-getting-into-trouble/ (дата обращения: 8.09.2021).
Maas L. What's in a Shade Name // Into the Gloss. 2015. URL: https://intothegloss.com/2015/06/history-of-beauty-product-names (дата обращения: 8.09.2021).
Sanchez R. How Your Favourite Cosmetics Products Got Their Cheeky Names // Teen Vogue. April 11, 2019. URL: https:// www.teenvogue.com/story/cosmetic-products-naming-process (дата обращения: 8.09.2021).
Sephora – Sephora: Cosmetics, Beauty Products, Fragrances & Tools. URL: https://www.sephora.com (дата обращения: 8.09.2021).
Space NK – Space NK Apothecary London: Luxury Beauty Products / Skincare / Makeup. URL: https://www.spacenk.com/uk/en GB/stores.html (дата обращения: 8.09.2021). White B. Cosmetic Names: Their Formations and Semantic Implications. McKinney, Texas, 1952. 88 p.
References
Gandoloeva Z. S. Osnovnye tematicheskie gruppy angloyazychnoy terminologii sfery parfyumernogo i kosmeticheskogo proizvodstva [Basic thematic groups of English terms of perfumery and cosmetics industry]. Vestnik VGU. Seriya: Lingvistika i mezhkul’turnaya kommunikatsiya [Proceedings of Voronezh State University. Series: Linguistics and intercultural communication], 2016, issue 2, pp. 39–45. (In Russ.)
Goryaev S. O. Nominativnye intentsii sub’’ekta onomasticheskoy nominatsii (na materiale russkikh pragmonimov). Diss. kand. filol. nauk [Nominative intentions of the subject of onomastic naming (based on the study of Russian pragmonyms). Cand. philol. sci. diss.]. Ekaterinburg, 1999. 165 p. (In Russ.)
Malkhazova M. I. Sravnitel'no-sopostavitel'nyy analiz leksiko-semanticheskogo polya ʽDekorativnaya kosmetika i parfyumeriyaʼ. Diss. kand. filol. nauk [Comparative analysis of lexico-semantic field ʽMakeup and perfumeryʼ. Cand. philol. sci. diss.]. Мoscow, 2013. 199 p. (In Russ.)
Novichikhina M. E. Teoreticheskie problemy issledovaniya effektivnosti kommercheskoy nominatsii. Avtoreferat diss. kand. filol. nauk [Studying the effectiveness of commercial naming: theoretical issues. Abstract of Сand. philol. sci. diss.]. Voronezh, 2004. 37 p. (In Russ.)
Sinyavskaya O. E. Kommercheskaya nominatsya kak sredstvo manipulyativnogo vozdeistviya na potrebitelya [Commercial naming as a means of manipulative impact on the consumer]. Nauchnyy vestnik Khersonskogo universiteta. Ser.: Lingvistika [Scientific Journal of Kherson State University. Series: Linguistics], 2013, issue 18, pp. 276–282. (In Russ.)
Sotnikova E. A. Onomasticheskoe prostranstvo nazvaniy parfyumernoy produktsii v russkom yazyke. Diss. kand. filol. nauk [Onomastic field of perfume names in the Russian language. Cand. philol. sci. diss.]. Elets, 2006. 259 p. (In Russ.)
Ainiala T., Saarelma M., Sjöblom P. Names in Focus: An Introduction to Finnish Onomastics. Helsinki, Studia Fennica Linguistica, 2007. 287 p. (In Eng.)
Franklin T. How to name a product — 10 tips for product naming success. AYTM Blogs. Available at: https://aytm.com/blog/how-to-name-a-product-10-tips-for-product-naming-success/ (accessed 08.09.2021). (In Eng.)
Green T. 20 Lipstick names that are awkward as hell. Buzzfeed, September 19, 2016. Available at: https://www.buzzfeed.com/treyegreen/lipstick-names-awkward-weird (accessed 08.09.2021). (In Eng.)
Labbrand – beautiful names: Decoding naming secrets for cosmetic brands. May 22, 2018. Available at: http://www.labbrand.com/brandsource/beautiful-names-decoding-naming-secrets-for-cosmetic-brands (accessed 08.09.2021). (In Eng.)
Lorraine D. 214 words to name your skincare products. Skincare Business Secrets, 2014. Available at: http://www.herbhedgerow.co.uk/214-words-to-legally-name-your-skincare-products-without-getting-into-trouble/ (accessed 08.09.2021). (In Eng.)
Maas L. What's in a shade name. Into the Gloss, 2015. Available at: https:// intothegloss.com/2015/06/history-of-beauty-product-names/ (accessed 08.09.2021). (In Eng.)
Sanchez R. How your favorite cosmetics products got their cheeky names. Teen Vogue, April 11, 2019. Available at: https://www.teenvogue.com/story/cosmetic-products-naming-process (accessed 08.09.2021). (In Eng.)
Sephora: Cosmetics, beauty products, fragrances & tools. Available at: https://www.sephora.com (accessed 08.09.2021). (In Eng.)
Space NK Apothecary London: Luxury beauty products, skincare, makeup. Available at: https://www.spacenk.com/uk/en GB/stores.html (accessed 08.09.2021). (In Eng.)
White B. Cosmetic Names: Their Formations and Semantic Implications. Denton, Texas, North Texas State College, 1952. 88 p. (In Eng.)