Художественные функции пейзажа в ранней прозе А. Грина («Остров Рено»)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-4-123-128

Ключевые слова:

А. Грин; пейзаж; природа; психологический; рассказ; самосознание; свет; синестезия; цвет.

Аннотация

Статья посвящена специфике образов природы в раннем творчестве А. Грина. Цель исследования – выявить смысловые значения и изобразительные возможности пейзажа в его прозе конца 1900-х – начала 1910-х гг. Материалом анализа послужил репрезентативный рассказ «Остров Рено» (1909), в котором пейзаж – одно из определяющих средств как раскрытия константной проблематики произведений писателя, касающейся онтологической и социальной свободы человека, границ индивидуальной воли, так и описания ментальности персонажа в целом. Применен герменевтический подход к тексту. Рассмотрена роль пейзажа в сюжетно-композиционной организации текста. Символическое и автологическое содержание пейзажных картин определено как детерминант в создании героя романтического склада, изображении психологического пространства, формирующегося на основе сенсорных ощущений, полярных эмоциональных рефлексов, когнитивных особенностей, онейрических состояний и этических реакций персонажа. В частности, использован принцип полисенсорной композиции в сюжетах, описывающих психологические состояния героя на природе. Прослежено развитие тургеневской традиции описания природы в прозе Грина. Сделан акцент на художественных средствах, используемых для вербального воссоздания бытия природы и бытия человека, – на поэтике цвета и света, метафорах, сравнениях, гиперболах и др. Представлены выводы о высокой степени мифогенности образов природы, их значимости для самопознания, воспроизведения самочувствия человека, погруженного в естественную среду.

Биография автора

Чжан Жуй, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

аспирант кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса

Библиографические ссылки

Абрагам К. Сон и миф. Очерк народной психологии. М.: Современные проблемы, 1912. 120 с.

Бердяев Н. Самопознание (опыт философской автобиографии) / вступ. ст. Ю. П. Сенокосова. М.: Международные отношения, 1990. 336 с.

Боева Н. Б. Особенности синтаксической организации пейзажных контекстов в современных английских и американских рассказах // Научная мысль Кавказа. 2004. № 12. С. 190–194.

Грин А. С. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1. Рассказы 1906–1912 гг. / сост., вступ. ст. В. Ковского; прим. А. Ревякиной. М.: Худож. лит., 1991. 703 с.

Дмитриевская Л. Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З. Н. Гиппиус). М.: (Ярославль) ООО «Литера», 2005. 135 с.

Кобзев Н. А. Ранняя проза А. С. Грина. Симферополь: Крымский архив, 1995. 71 с.

Козлова Е. А. Принципы художественного обобщения в прозе А. Грина: развитие символической образности: дис. … канд. филол. наук. Псков, 2004. 204 с.

Ляпина Л. Сенсорная поэтика в русской литературе XIX века. Опыты изучения. СПб.: Palmarium Academic Publishing, 2014. 169 с.

Прокофьева В. Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестник ОГУ. 2005. № 11. С. 87–94.

Староверова В. В. Художественное мышление И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого в изображении пейзажей. Саратов: СГПИ, 1980. 80 с.

Уржа А. В. Понятие модусного плана произведения и изучение переводов текста // Слово и текст в культурном сознании эпохи: сб. науч. тр. / отв. ред. Г. В. Судаков. Вологда: Легия, 2010. Ч. 5. С. 253–258.

Хализев В. Е. Теория литературы М.: Высшая школа, 2004. 405 с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер-пресс, 1997. 608 с.

References

Abragam K. Son i mif. Ocherk narodnoy psikhologii [Dream and Myth. Essay on Folk Psychology]. Moscow, Sovremennye problemy Publ., 1912. 120 p. (In Russ.)

Berdyaev N. Samopoznanie (opyt filosofskoy avtobiografii) [Self-knowledge: An Essay in Autobiography]. Pref. by Yu. P. Senokosova. Moscow, International Relations Publisher, 1990. 336 p. (In Russ.)

Boeva N. B. Osobennosti sintaksicheskoy organizatsii peyzazhnykh kontekstov v sovremennykh angliyskikh i amerikanskikh rasskazakh [Features of the syntactic organization of landscape contexts in modern English and American stories]. Nauchnaya mysl’ Kavkaza [Scientific Thought of Caucasus], 2004, issue 12, pp. 190–194. (In Russ.)

Grin A. S. Sobranie sochineniy: v 5 t. [Collected works: In 5 vols.]. Comp., pref. by V. Kovskiy; notes by A. Revyakina. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1991, vol. 1. Rasskazy 1906–1912 gg. [Stories 1906–1912]. 703 p. (In Russ.)

Dmitrievskaya L. N. Peyzazh i portret: problema opredeleniya i literaturnogo analiza: (peyzazh i portret v tvorchestve Z. N. Gippius) [Landscape and Portrait: The Issue of Definition and Literary Analysis: (landscape and portrait in the oeuvre of Z. N. Gippius)]. Moscow (Yaroslavl), Litera Publ., 2005. 135 p. (In Russ.)

Kobzev N. A. Rannyaya proza A. S. Grina [Early Prose by A. S. Green]. Simferopol, Krymskiy arkhiv Publ., 1995. 71 p. (In Russ.)

Kozlova E. A. Printsipy khudozhestvennogo obobshcheniya v proze A. Grina: razvitie simvolicheskoy obraznosti. Diss. kand. filol. nauk [Principles of artistic generalization in A. Green’s prose: The development of symbolic imagery. Cand. philol. sci. diss.]. Pskov, 2004. 204 p. (In Russ.)

Lyapina L. Sensornaya poetika v russkoy literature XIX veka. Opyty izucheniya. [Sensory poetics In Russian literature of the 19th century. Experience of studying]. St. Petersburg, Palmarium Academic Publishing, 2014. 169 p. (In Russ.)

Prokofieva V. Yu. Kategoriya prostranstvo v khudozhestvennom prelomlenii: lokusy i toposy [Category of space in the artistic refraction: Locus and topos]. Vestnik OGU [Vestnik of Orenburg State University], 2005, issue 11, pp. 87–94. (In Russ.)

Staroverova V. V. Khudozhestvennoe myshlenie I. S. Turgeneva i L. N. Tolstogo v izobrazhenii peyzazhey [The Artistic Thinking of I. S. Turgenev and L. N. Tolstoy in the Depiction of Landscapes]. Saratov, Stavropol State Pedagogical Institute Press, 1980. 80 p. (In Russ.)

Urzha A. V. Ponyatie modusnogo plana proizvedeniya i izuchenie perevodov teksta [The concept of the modus plan of a literary work and the study of text translations]. Slovo i tekst v kul’turnom soznanii epokhi: Sb. nauchnykh trudov. Ch. 5. [Word and Text in the Cultural Consciousness of the Era: Collection of scientific papers. Pt. 5.]. Ed. by G. V. Sudakov. Vologda, Legiya Publ., 2010, pp. 253–258. (In Russ.)

Khalizev V. E. Teoriya literatury [Literary Theory]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2004. 405 p. (In Russ.)

Hjelle L., Ziegler D. Teorii lichnosti (Osnovnye polozheniya, issledovaniya i primenenie) [Personality Theories (Basic assumptions, Research and Applications)]. St. Petersburg, Piter-press, 1997. 608 p. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2022-01-12

Как цитировать

Жуй, Ч. . (2022). Художественные функции пейзажа в ранней прозе А. Грина («Остров Рено»). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 13(4). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-4-123-128

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ