Дуалистический характер оценочных высказываний в англоязычном драматургическом дискурсе
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-4-63-71Ключевые слова:
лингвоаксиологический подход; оценка; эмоциональность; оценочное высказывание; оценочный маркер; драматургический дискурс; стилизованная коммуникация.Аннотация
Статья посвящена проблеме взаимодействия эмоционального и рационального начал в разнознаковых оценочных высказываниях, актуализированных в пределах англоязычного драматургического дискурса. Цель исследования – определение дуалистической природы оценочных сообщений и разработка комплекса демаркационных критериев, способствующих их типологизации. Исследование выполнено в русле лингвоаксиологического подхода с применением соответствующего набора методов. Материалом анализа послужила выборка объемом в 2000 оценочных сообщений, представленных в пьесах современных британских и американских драматургов. На основе лингвоаксиологической интерпретации разработан следующий комплекс критериев: 1) соотношение субъективного и объективного факторов в оценочной реплике; 2) уровень ее спонтанности и ситуативности; 3) степень адресантно-адресатного прагматического взаимодействия. Картографированы языковые характеристики, определяющие специфику обозначенных типов оценочных высказываний в стилизованном диалоге. Выделены наиболее частотные лексические средства оценочной модуляции, а также синтаксические модели, выступающие ядерными характеристиками эмоционально-оценочных и рационально-оценочных сообщений, проанализированы фонографические и энантиосемические средства, определяющие эмоциональную направленность суждения. Репрезентированы статистические данные, отражающие соотношение позитивно- и негативно-оценочных сообщений по принципу доминирования в них эмоционально-оценочного или рационально-оценочного аспекта. Сделан вывод о том, что превалирование одной из сторон дуалистического характера оценочного высказывания детерминирует вербальное оформление оценочного отношения и генерирует прагматическую направленность оценочных реплик в пределах англоязычной стилизованной коммуникации.Библиографические ссылки
Альба-Хуэс Л., Ларина Т. В. Язык и эмоции: дискурсивно-прагматический подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2018. Т. 22, № 1. С. 9–37.
Альбукова О. В. Категории оценочности и адресованности в английских газетных статьях // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 7(61): в 3 ч. Ч. 3. C. 60–64.
Арбузова Н. А. Отражение ценностей современного общества в песенном дискурсе // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2020. № 3(5). С. 95–98.
Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт. М.: Наука, 1988. 340 с.
Борботько Л. А., Вишневская Е. М. Пьеса как составляющая театрального дискурса: между семантикой и прагматикой // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. № 1. С. 22–30.
Винокурова И. Ж., Первушина Л. К. Лингвостилистические средства оценочности в Интернет-дискурсе // Казанская наука. 2019. № 10. С. 75–77.
Водоватова Т. Е. Оценочность как социолингвистическая категория (на материале функционирования оценочности в англоязычных медиатекстах) // Вестник Самарского муниципального института управления. 2018. № 2. С. 125–130.
Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: ЛИБРОКОМ, 2020. 278 с.
Казыдуб Н. Н. Аксиологическая перспективизация как инструмент дискурсивного конструирования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2020. № 4(54). С. 143–152.
Карасик В. И. Языковая спираль: ценности, знаки, мотивы. М.: Гнозис, 2019. 432 c.
Маркелова Т. В., Петрушина М. В. Оценочные высказывания в коммуникативном пространстве русского языка. М.: Ин-т современного искусства, 2019. 232 с.
Петрова Е. А. Понятие эмотивности в современной лингвистике // Перевод и межкультурная коммуникация: теория и практика. 2020. № 7. С. 69–74.
Сажина Е. В., Семак Д. С. «Эмоциональность» и «эмотивность» в лингвистике: к разграничению понятий // Эпоха науки. 2019. № 20. C. 571–574.
Сидорова Н. А. Ценности как ориентир коммуникативных действий // Казанская наука. 2020. № 2. С. 121–124.
Старостина Ю. С. Лингвоаксиосфера социума и личности в американском драматургическом дискурсе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 1. С. 203–213.
Старостина Ю. С., Харьковская А. А. Лингвоаксиологические аспекты англоязычной стилизованной коммуникации: система позитивно-оценочных средств // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета. 2020. Вып. 4(52). С. 66–80.
Чекулай И. В., Прохорова О. Н. Оценочный потенциал имен прилагательных в английском языке // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2013. № 3. С. 97–104.
Чекулай И. В., Прохорова О. Н., Куприева И. А. Дифференциация категорий эмоции и оценки (на материале словосочетаний английского языка, передающих эмоциональные реакции) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 38, № 1. С. 80–87.
Шаховский В. И. Когнитивная матрица эмоционально-коммуникативной личности // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2018. Т. 22, № 1. С. 54–79.
Шутёмова Н. В. Жанровые характеристики Декларации ЮНЕСКО о выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия в лингвостилистическом аспекте // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2020. Т. 12, вып. 2. С. 52–62. doi 10.17072/2073-6681-2020-2-52-62.
Chalimah, Riyadi Santosa, Djatmika, Tri Wiratno. Evaluating Attitudes in News Text: Appraisal in Critical Discourse Study // 4th PRASASTI International Conference on Recent Linguistics Research. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2018. Vol. 166. P. 54–59. doi 10.2991/prasasti-18.2018.10.
Eman Adil Jaafar. Examining the Language of Drama Texts with a Reference to Two Plays: A Stylistic Study // International journal of humanities and cultural studies. 2016. Vol. 3, issue 1. P. 564–575.
Farah Benamara, Nicholas Asher, Yvette Yannick Mathieu, Vladimir Popescu, Baptiste Chardon. Evaluation in Discourse: a Corpus-Based Study // Dialogue and Discourse. 2016. Vol. 7(1). P. 1–49.
Khamkhien A. Linguistic features of evaluative stance: Findings from research article discussions // Indonesian Journal of Applied Linguistics. 2014. Vol. 4, № 1. P. 54–69.
Mulyanto, Slamet Setiawan, Fabiola D. Kurnia. Pragmatic Analysis of the Dialogues in Arthur Miller’s Drama “The Crucible” // Journal of Literature, Languages and Linguistics. 2019. Vol. 61. P. 53–67. doi: 10.7176/JLLL/61-06.
Dian Marisha Putri. Evaluation on language attitude of presidential candidates in the discourse of debat capres 2019: appraisal analysis // Language Literacy: Journal of Linguistics, Literature and Language Teaching. 2019. Vol. 4, issue 1. P. 139–144. doi: 10.30743/ll.v4i1.1678
Mira Tupala. Applying quantitative appraisal analysis to the study of institutional discourse: the case of EU migration documents // Functional Linguistics. 2019. Vol. 6, issue 2. P. 2–17. doi 10.1186/s40554-018-0067-7.
Wahono, Rustono, Agus Nuryatin, Mimi Mulyani. Dialogue Model, Conflict, and Context in Drama Text Works by Arifin C. Noer // Asian Social Science. 2018. Vol. 14, issue 5. P. 126–136. doi 10.5539/ass.v14n5p126.
Xiaqing Li. An Attitudinal Analysis of English Song Discourse from the Perspective of Appraisal Theory // Journal of Language Teaching and Research. 2016. Vol. 7, issue 3. P. 559–565. doi http://dx.doi.org/10.17507/jltr.0703.17.
References
Alba-Juez L., Larina T. Yazyk i emotsii: diskursivno-pragmaticheskiy podkhod [Language and emotion: Discourse-pragmatic perspectives]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Lingvistika [Russian Journal of Linguistics], 2018, vol. 22, issue 1, pp. 9–37. (In Russ.)
Al’bukova O. V. Kategorii otsenochnosti i adresovannosti v angliyskikh gazetnykh stat’yakh [Categories of appraisal and addressing in English newspaper articles]. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory and Practice. In 3 pts.], 2016, issue 7(61), pt. 3, pp. 60–64. (In Russ.)
Arbuzova N. A. Otrazhenie tsennostey sovremennogo obshchestva v pesennom diskurse [Reflection of the values of modern society in song discourse]. Voenno-pravovye i gumanitarnye nauki Sibiri [Military-Legal Sciences and the Humanities of Siberia], 2020, issue 3(5), pp. 95–98. (In Russ.)
Arutyunova N. D. Tipy yazykovykh znacheniy. Otsenka, sobytiye, fakt [Types of Linguistic Meanings. Assessment, Event, Fact]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 340 p. (In Russ.)
Borbot’ko L. A., Vishnevskaya E. M. Pʼesa kak sostavlyayushchaya teatral'nogo diskursa: mezhdu semantikoy i pragmatikoy [Play as a constituent part of theatrical discourse: On the verge between semantics and pragmatics]. Aktual’nye problemy filologii i pedagogicheskoy lingvistiki [Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics], 2020, issue 1, pp. 22–30. (In Russ.)
Vinokurova I. Zh., Pervushina L. K. Lingvostilisticheskie sredstva otsenochnosti v Internet-diskurse [Linguostylistic means of expressing evaluation in Internet discourse]. Kazanskaya nauka [Kazan Science], 2019, issue 10, pp. 75–77. (In Russ.)
Vodovatova T. E. Otsenochnost’ kak sotsiolingvisticheskaya kategoriya (na materiale funktsionirovaniya otsenochnosti v angloyazychnykh mediatekstakh) [Evaluativity as a sociolinguistic category (a case study of evaluativity and its functioning In English media texts)]. Vestnik Samarskogo munitsipalnogo instituta upravleniya [Bulletin of the Samara Municipal Institute of Management], 2018, issue 2, pp. 125–130. (In Russ.)
Volf E. M. Funktsionalnaya semantika otsenki [Functional Semantics of Evaluation]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2020. 278 p. (In Russ.)
Kazydub N. N. Aksiologicheskaya perspektivizatsiya kak instrument diskursivnogo konstruirovaniya [Axiological perspectivization as a tool of discourse construction]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf’eva [Bulletin of KSPU named after V. P. Astafiev], 2020, issue 4(54), pp. 143–152. (In Russ.)
Karasik V. I. Yazykovaya spiral’: tsennosti, znaki, motivy [Language Spiral: Values, Signs, Motives]. Moscow, Gnosis Publ., 2019. 432 p. (In Russ.)
Markelova T. V., Petrushina M. V. Otsenochnye vyskazyvaniya v kommunikativnom prostranstve russkogo yazyka [Evaluative Statements in the Communicative Space of the Russian Language]. Moscow, ‘Institute of Modern Art’ Press, 2019. 232 p. (In Russ.)
Petrova E. A. Ponyatie emotivnosti v sovremennoy lingvistike [The notion of emotivity in linguistics]. Perevod i mezhkul'turnaya kommunikatsiya: teoriya i praktika [Translation and Intercultural Communication: Theory and Practice], 2020, issue 7, pp. 69–74. (In Russ.)
Sazhina E. V., Semak D. S. ʽEmotsional’nostʼʼ i ʽemotivnostʼʼ v lingvistike: k razgranicheniyu ponyatiy [ʽEmotionalityʼ and ʽemotivityʼ in linguistics: on the distinction between the notions]. Epokha nauki [Epoch of Science], 2019, issue 20, pp. 571–574. (In Russ.)
Sidorova N. A. Tsennosti kak orientir kommunikativnykh deystviy [Values as a reference point for communicative actions]. Kazanskaya nauka [Kazan Science], 2020, issue 2, pp. 121–124. (In Russ.)
Starostina Yu. S. Lingvoaksiosfera sotsiuma i lichnosti v amerikanskom dramaturgicheskom diskurse [Linguoaxiosphere of society and personality in American drama discourse]. Aktual’nye problemy filologii i pedagogicheskoy lingvistiki [Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics], 2021, issue 1, pp. 203–213. (In Russ.)
Starostina Yu. S., Khar’kovskaya A. A. Lingvoaksiologicheskie aspekty angloyazychnoy stilizovannoy kommunikatsii: sistema pozitivno-otsenochnykh sredstv [Axiological aspects of stylized English communication: Developing a system of positive evaluation language]. Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Nizhny Novgorod Linguistics University Bulletin], 2020, issue 4(52), pp. 66–80. (In Russ.)
Chekulai I. V., Prokhorova O. N. Otsenochnyy potentsial imen prilagatel’nykh v angliyskom yazyke [Evaluative potential of adjectives In English]. Vestnik RUDN [Russian Journal of Linguistics], 2013, issue 3, pp. 97–104. (In Russ.)
Chekulai I. V., Prokhorova O. N., Kuprieva I. A. Differentsiatsiya kategoriy emotsii i otsenki (na materiale slovosochetaniy angliyskogo yazyka, peredayushchikh emotsional’nye reaktsii) [The differentiation of the categories ʽemotionʼ and ʽevaluationʼ (a case study of English word combinations describing emotional reactions)]. Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities Series], 2019, vol. 38, issue 1, pp. 80–87. (In Russ.)
Shakhovskiy V. I. Kognitivnaya matritsa emotsional’no-kommunikativnoy lichnosti [The cognitive matrix of emotional-communicative personality]. Vestnik RUDN [Russian Journal of Linguistics], 2018, vol. 22, issue 1, pp. 54–79. (In Russ.)
Shutemova N. V. Zhanrovye kharakteristiki Deklaratsii YuNESKO o vydayushcheysya universal’noy tsennosti ob”ekta vsemirnogo naslediya v lingvostilisticheskom aspekte [Genre characteristics of UNESCO statements of outstanding universal value of world heritage sites in the linguostylistic aspect]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2020, vol. 12, issue 2, pp. 52–62. doi 10.17072/2073-6681-2020-2-52-62. (In Russ.)
Chalimah, Djatmika, Riyadi Santosa, Tri Wiratno. Evaluating attitudes in news text: Appraisal in critical discourse study. 4th PRASASTI International Conference on Recent Linguistics Research. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 2018, vol. 166, pp. 54–59. (In Eng.)
Eman Adil Jaafar. Examining the language of drama texts with a reference to two plays: A stylistic study. International Journal of Humanities and Cultural Studies, 2016, vol. 3, issue 1, pp. 564–575. (In Eng.)
Farah Benamara, Nicholas Asher, Yvette Yannick Mathieu. Evaluation in discourse: A corpus-based study. Dialogue and Discourse, 2016, vol. 7(1), pp. 1–49. (In Eng.)
Khamkhien A. Linguistic features of evaluative stance: Findings from research article discussions. Indonesian Journal of Applied Linguistics, 2014, vol. 4, issue 1, pp. 54–69. (In Eng.)
Mulyanto, Slamet Setiawan, Fabiola D. Kurnia. Pragmatic analysis of the dialogues in Arthur Miller’s drama ʽThe Crucibleʼ. Journal of Literature, Languages and Linguistics, 2019, vol. 61, pp. 53–67. (In Eng.)
Putri Dian Marisha. Evaluation on language attitude of presidential candidates in the discourse of Debat Capres 2019: Appraisal analysis. Language Literacy: Journal of Linguistics, Literature and Language Teaching, 2019, vol. 4, issue 1, pp. 139–144. (In Eng.)
Tupala Mira. Applying quantitative appraisal analysis to the study of institutional discourse: The case of EU migration documents. Functional Linguistics, 2019, vol. 6, issue 2, pp. 2–17. (In Eng.)
Wahono, Rustono, Agus Nuryatin, Mimi Mulyani. Dialogue model, conflict, and context in drama text works by Arifin C. Noer. Asian Social Science, 2018, vol. 14, issue 5, pp. 126–136. (In Eng.)
Xiaqing Li. An attitudinal analysis of English song discourse from the perspective of appraisal theory. Journal of Language Teaching and
Research, 2016, vol. 7, issue 3, pp. 559–565. (In Eng.)