СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ В СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УСЛОВИЯХ (на примере медиа Республики Мордовии)
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-3-118-128Ключевые слова:
СМИ; Интернет; портал; отклик аудитории; коммуникация; новость; рейтинг.Аннотация
В статье анализируются интернет-порталы и паблики региональных СМИ (на примере медиа Республики Мордовии), с помощью которых они адаптируются к современным коммуникативным условиям. В качестве источника используются публикации пяти самых популярных у аудитории изданий Мордовии и их паблики в социальной сети «ВКонтакте». Автором выполнен контент-анализ более 1000 медиатекстов и качественный анализ около 500 материалов. По его итогам составлен рейтинг СМИ в зависимости от активности подписчиков, выявлены характеристики, позволяющие увеличивать количество подписчиков и вызывать их активность, такие как экспрессивность материалов, использование разнообразных стилистических средств и приемов привлечения внимания аудитории. Региональные медиа успешно осваивают площадки всех социальных сетей и мессенджеров, число подписчиков на каждой из них регулярно увеличивается. Кроме того, определены перспективы развития региональных СМИ: повысить конкурентоспособность на информационном рынке региона помогут большее разнообразие в жанровой, стилистической, тематической, мультимедийной подаче информации, оперативная реакция на запросы аудитории, отклик на запросы подписчиков. На основе этого автором предложены критерии эффективной подачи информации в пабликах и интернет-порталах, которая способствует отклику аудитории.Библиографические ссылки
Список источников
Рейтинг СМИ Приволжского федерального округа по цитируемости в соцмедиа, Июнь 2019 // Brand Analytics. URL: https://br-analytics.ru/blog/volga-federal-region-massmedia-ratings/ (дата обращения: 01.09.2020).
Рейтинги сайтов. URL: https://www.liveinternet.ru/rating/ru/#period=month;geo=ru/834 (дата обращения: 01.09.2020).
Топ-5 новостных сюжетов. Саранск: статистика. URL: https://yandex.ru/news/top/region/Saransk (дата обращения: 01.09.2020).
Список литературы
Базикян С. А., Фильченкова А. А. Гонзо-журналистика в России // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2015. № 2. С. 1–3.
Бакеева Д. А. Манипулятивное влияние социальных сетей и «лидеров мнений» (на примере интернет-пространства Instagram) // Медиаисследования. 2019. № 6. С. 288–296.
Бегун В. В. Пошлость и «наивный цинизм» как деструктивные качества журналистского текста // Этика речевого поведения российского журналиста: коллект. монография / Л. Р. Дускаева (ред.). СПб.: Астерион, 2009. 268 с.
Брайант Дж. Основы воздействия СМИ. Киев: Вильяме, 2004. 432 с.
Вартанова Е. Л. Медиа в контексте общественных трансформаций: к постановке проблемы // МедиаАльманах. 2018. № 1(84). С. 8–13.
Дементьева К. В. Медиамем и его роль в формировании полиэтничного общества // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 53. С. 257–279.
Дементьева К. В., Потапов П. Ф. СМИ и общественное мнение: диалектика взаимодействия. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2016. 144 с.
Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. М.: АПК и ППРО, 2013. 479 с.
Колесниченко А. В. Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2018. № 1. С. 26–42.
Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1999. 304 с.
Ослон А. А. Интернет в России / Россия в Интернете. URL: https://bd.fom.ru/report/map/ocherk/143_12920/os010318 (дата обращения: 01.09.2020).
Серова С. А. Лингвистический анализ новостных газетных статей: оценочный аспект: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2007. 24 с.
Толковый словарь русского языка. URL: https://556.slovaronline.com/ (дата обращения: 15.01.2021).
Abdenor J. Digital Gumshoes // Digital Journalism. 2017. Vol. 5, Issue 4. P. 472–492.
Dimmick J., Chen Li Z. Competition Between the Internet and Traditional News Media: The Gratification-Opportunities Niche Dimension // Journal of Media Economics. 2004. № 17(1). P. 19–33.
Djierf-Pierre M., Ghersetti M., Hedman U. Appropriating Social Media // Digital Journalism. 2016. Vol. 4, Issue 7. P. 849–860.
References
Bazikyan S. A., Fil’chenkova A. A. Gonzo-zhurnalistika v Rossii [Gonzo journalism In Russia]. Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Memoirs of NovSU], 2015, issue 2, pp. 1–3. (In Russ.)
Bakeeva D. A. Manipulyativnoe vliyanie sotsial’nykh setey i ‘liderov mneniy’ (na primere internet-prostranstva Instagram) [Manipulative influence of social networking services and ‘opinion leaders’ (a case study of Instagram)]. Mediaissledovaniya [Media Research], 2019, issue 6, pp. 288–296. (In Russ.)
Begun V. V. Poshlost’ i ‘naivnyy tsinizm’ kak destruktivnye kachestva zhurnalistskogo teksta [Vulgarity and ‘naive cynicism’ as destructive qualities of a journalistic text]. Etika rechevogo povedeniya rossiyskogo zhurnalista [Ethics of speech behavior of a Russian journalist]. Ed. by L. R. Duskaeva. St. Petersburg, Asterion Publ., 2009. 268 p. (In Russ.)
Bryant J., Tompson S. Osnovy vozdeystviya SMI [Fundamentals of Media Effects]. Kiev, Vil’yame Publ., 2004. 432 p. (In Russ.)
Vartanova E. L. Media v kontekste obshchestvennykh transformatsiy: k postanovke problem [Media in the context of social transformations: to the problem statement]. MediaAl’manah [MediaAlmanah], 2018, issue 1(84), pp. 8–13. (In Russ.)
Dement’eva K. V. Mediamem i ego rol’ v formirovanii polietnichnogo obshchestva [Media meme and its role in the formation of a multiethnic society]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya [Tomsk State University Journal of Philology], 2018, issue 53, pp. 257–279. (In Russ.)
Dement’eva K. V., Potapov P. F. SMI i obshchestvennoe mnenie: dialektika vzaimodeystviya [Media and Public Opinion: Dialectics of Interaction]. Saransk, Mordovia State University Press, 2016. 144 p. (In Russ.)
Dzyaloshinskiy I. M. Mediaprostranstvo Rossii: kommunikatsionnye strategii sotsial’nykh institutov [Media Space of Russia: Communication Strategies of Social Institutions]. Moscow, Academy of Qualification Development and Professional Re-Training for Education Workers Publ., 2013. 479 p. (In Russ.)
Kolesnichenko A. V. Vostrebovannost’ zhanrov zhurnalistskikh tekstov v onlaynovykh SMI [Demand for genres of journalistic texts in online media]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika [Bulletin of Moscow University. Series 10: Journalism], 2018, issue 1, pp. 26–42. (In Russ.)
Ovsepyan R. P. Istoriya noveyshey otechestvennoy zhurnalistiki: Uchebnoe posobie [The History of Contemporary Russian Journalism: Textbook]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Press, 1999. 304 p. (In Russ.)
Oslon A. A. Internet v Rossii / Rossiya v Internete [Internet in Russia / Russia on the Internet]. Available at: https://bd.fom.ru/report/map/ocherk/143_12920/os010318 (accessed 01.09.2020). (In Russ.)
Rating of the mass media of the Volga Federal District by citations in social media, June 2019]. Brand Analytics. Available at: https://br-analytics.ru/blog/volga-federal-region-massmedia-ratings/ (accessed 01.09.2020). (In Russ.)
Ratings of sites. Available at: https://www.liveinternet.ru/rating/ru/#period=month;geo=ru/834; (accessed 01.09.2020). (In Russ.)
Serova S. A. Lingvisticheskiy analiz novostnykh gazetnykh statey: otsenochnyy aspect. Avtoref. diss. … kand. filol. nauk [Linguistic analysis of news items in newspapers: Evaluative aspect. Abstract of Cand. philol. sci. diss.] Tambov. 2007. 24 p. (In Russ.)
Tolkovyy slovar’ russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Available at: https://556.slovaronline.com/ (accessed 15.01.2021). (In Russ.)
Top-5 novostnykh syuzhetov, Saransk: statistika. [Top 5 news items, Saransk: statistics]. Available at: https://yandex.ru/news/top/region/Saransk (accessed 01.09.2020). (In Russ.)
Abdenor J. Digital gumshoes. Digital Journalism, 2017, vol. 5. issue 4, pp. 472–492. (In Eng.)
Dimmick J., Chen Y. & Li Z. Competition between the Internet and traditional news media: The gratification-opportunities niche dimension. Journal of Media Economics, 2004, issue 17(1), pp. 19–33. (In Eng.)
Djierf-Pierre M., Ghersetti M., Hedman U. Appropriating social media. Digital Journalism, 2016, vol. 4, issue 7, pp. 849–860. (In Eng.)