СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ В СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УСЛОВИЯХ (на примере медиа Республики Мордовии)

Авторы

  • Ксения Владимировна Дементьева Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва https://orcid.org/0000-0002-6484-9594

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-3-118-128

Ключевые слова:

СМИ; Интернет; портал; отклик аудитории; коммуникация; новость; рейтинг.

Аннотация

В статье анализируются интернет-порталы и паблики региональных СМИ (на примере медиа Республики Мордовии), с помощью которых они адаптируются к современным коммуникативным условиям. В качестве источника используются публикации пяти самых популярных у аудитории изданий Мордовии и их паблики в социальной сети «ВКонтакте». Автором выполнен контент-анализ более 1000 медиатекстов и качественный анализ около 500 материалов. По его итогам составлен рейтинг СМИ в зависимости от активности подписчиков, выявлены характеристики, позволяющие увеличивать количество подписчиков и вызывать их активность, такие как экспрессивность материалов, использование разнообразных стилистических средств и приемов привлечения внимания аудитории. Региональные медиа успешно осваивают площадки всех социальных сетей и мессенджеров, число подписчиков на каждой из них регулярно увеличивается. Кроме того, определены перспективы развития региональных СМИ: повысить конкурентоспособность на информационном рынке региона помогут большее разнообразие в жанровой, стилистической, тематической, мультимедийной подаче информации, оперативная реакция на запросы аудитории, отклик на запросы подписчиков. На основе этого автором предложены критерии эффективной подачи информации в пабликах и интернет-порталах, которая способствует отклику аудитории.

Биография автора

Ксения Владимировна Дементьева, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

к. филол. н., доцент кафедры журналистики

Библиографические ссылки

Список источников

Рейтинг СМИ Приволжского федерального округа по цитируемости в соцмедиа, Июнь 2019 // Brand Analytics. URL: https://br-analytics.ru/blog/volga-federal-region-massmedia-ratings/ (дата обращения: 01.09.2020).

Рейтинги сайтов. URL: https://www.liveinternet.ru/rating/ru/#period=month;geo=ru/834 (дата обращения: 01.09.2020).

Топ-5 новостных сюжетов. Саранск: статистика. URL: https://yandex.ru/news/top/region/Saransk (дата обращения: 01.09.2020).

Список литературы

Базикян С. А., Фильченкова А. А. Гонзо-журналистика в России // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2015. № 2. С. 1–3.

Бакеева Д. А. Манипулятивное влияние социальных сетей и «лидеров мнений» (на примере интернет-пространства Instagram) // Медиаисследования. 2019. № 6. С. 288–296.

Бегун В. В. Пошлость и «наивный цинизм» как деструктивные качества журналистского текста // Этика речевого поведения российского журналиста: коллект. монография / Л. Р. Дускаева (ред.). СПб.: Астерион, 2009. 268 с.

Брайант Дж. Основы воздействия СМИ. Киев: Вильяме, 2004. 432 с.

Вартанова Е. Л. Медиа в контексте общественных трансформаций: к постановке проблемы // МедиаАльманах. 2018. № 1(84). С. 8–13.

Дементьева К. В. Медиамем и его роль в формировании полиэтничного общества // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 53. С. 257–279.

Дементьева К. В., Потапов П. Ф. СМИ и общественное мнение: диалектика взаимодействия. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2016. 144 с.

Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. М.: АПК и ППРО, 2013. 479 с.

Колесниченко А. В. Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2018. № 1. С. 26–42.

Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1999. 304 с.

Ослон А. А. Интернет в России / Россия в Интернете. URL: https://bd.fom.ru/report/map/ocherk/143_12920/os010318 (дата обращения: 01.09.2020).

Серова С. А. Лингвистический анализ новостных газетных статей: оценочный аспект: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2007. 24 с.

Толковый словарь русского языка. URL: https://556.slovaronline.com/ (дата обращения: 15.01.2021).

Abdenor J. Digital Gumshoes // Digital Journalism. 2017. Vol. 5, Issue 4. P. 472–492.

Dimmick J., Chen Li Z. Competition Between the Internet and Traditional News Media: The Gratification-Opportunities Niche Dimension // Journal of Media Economics. 2004. № 17(1). P. 19–33.

Djierf-Pierre M., Ghersetti M., Hedman U. Appropriating Social Media // Digital Journalism. 2016. Vol. 4, Issue 7. P. 849–860.

References

Bazikyan S. A., Fil’chenkova A. A. Gonzo-zhurnalistika v Rossii [Gonzo journalism In Russia]. Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Memoirs of NovSU], 2015, issue 2, pp. 1–3. (In Russ.)

Bakeeva D. A. Manipulyativnoe vliyanie sotsial’nykh setey i ‘liderov mneniy’ (na primere internet-prostranstva Instagram) [Manipulative influence of social networking services and ‘opinion leaders’ (a case study of Instagram)]. Mediaissledovaniya [Media Research], 2019, issue 6, pp. 288–296. (In Russ.)

Begun V. V. Poshlost’ i ‘naivnyy tsinizm’ kak destruktivnye kachestva zhurnalistskogo teksta [Vulgarity and ‘naive cynicism’ as destructive qualities of a journalistic text]. Etika rechevogo povedeniya rossiyskogo zhurnalista [Ethics of speech behavior of a Russian journalist]. Ed. by L. R. Duskaeva. St. Petersburg, Asterion Publ., 2009. 268 p. (In Russ.)

Bryant J., Tompson S. Osnovy vozdeystviya SMI [Fundamentals of Media Effects]. Kiev, Vil’yame Publ., 2004. 432 p. (In Russ.)

Vartanova E. L. Media v kontekste obshchestvennykh transformatsiy: k postanovke problem [Media in the context of social transformations: to the problem statement]. MediaAl’manah [MediaAlmanah], 2018, issue 1(84), pp. 8–13. (In Russ.)

Dement’eva K. V. Mediamem i ego rol’ v formirovanii polietnichnogo obshchestva [Media meme and its role in the formation of a multiethnic society]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya [Tomsk State University Journal of Philology], 2018, issue 53, pp. 257–279. (In Russ.)

Dement’eva K. V., Potapov P. F. SMI i obshchestvennoe mnenie: dialektika vzaimodeystviya [Media and Public Opinion: Dialectics of Interaction]. Saransk, Mordovia State University Press, 2016. 144 p. (In Russ.)

Dzyaloshinskiy I. M. Mediaprostranstvo Rossii: kommunikatsionnye strategii sotsial’nykh institutov [Media Space of Russia: Communication Strategies of Social Institutions]. Moscow, Academy of Qualification Development and Professional Re-Training for Education Workers Publ., 2013. 479 p. (In Russ.)

Kolesnichenko A. V. Vostrebovannost’ zhanrov zhurnalistskikh tekstov v onlaynovykh SMI [Demand for genres of journalistic texts in online media]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika [Bulletin of Moscow University. Series 10: Journalism], 2018, issue 1, pp. 26–42. (In Russ.)

Ovsepyan R. P. Istoriya noveyshey otechestvennoy zhurnalistiki: Uchebnoe posobie [The History of Contemporary Russian Journalism: Textbook]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Press, 1999. 304 p. (In Russ.)

Oslon A. A. Internet v Rossii / Rossiya v Internete [Internet in Russia / Russia on the Internet]. Available at: https://bd.fom.ru/report/map/ocherk/143_12920/os010318 (accessed 01.09.2020). (In Russ.)

Rating of the mass media of the Volga Federal District by citations in social media, June 2019]. Brand Analytics. Available at: https://br-analytics.ru/blog/volga-federal-region-massmedia-ratings/ (accessed 01.09.2020). (In Russ.)

Ratings of sites. Available at: https://www.liveinternet.ru/rating/ru/#period=month;geo=ru/834; (accessed 01.09.2020). (In Russ.)

Serova S. A. Lingvisticheskiy analiz novostnykh gazetnykh statey: otsenochnyy aspect. Avtoref. diss. … kand. filol. nauk [Linguistic analysis of news items in newspapers: Evaluative aspect. Abstract of Cand. philol. sci. diss.] Tambov. 2007. 24 p. (In Russ.)

Tolkovyy slovar’ russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Available at: https://556.slovaronline.com/ (accessed 15.01.2021). (In Russ.)

Top-5 novostnykh syuzhetov, Saransk: statistika. [Top 5 news items, Saransk: statistics]. Available at: https://yandex.ru/news/top/region/Saransk (accessed 01.09.2020). (In Russ.)

Abdenor J. Digital gumshoes. Digital Journalism, 2017, vol. 5. issue 4, pp. 472–492. (In Eng.)

Dimmick J., Chen Y. & Li Z. Competition between the Internet and traditional news media: The gratification-opportunities niche dimension. Journal of Media Economics, 2004, issue 17(1), pp. 19–33. (In Eng.)

Djierf-Pierre M., Ghersetti M., Hedman U. Appropriating social media. Digital Journalism, 2016, vol. 4, issue 7, pp. 849–860. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2021-10-23

Как цитировать

Дементьева, К. В. . (2021). СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ В СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УСЛОВИЯХ (на примере медиа Республики Мордовии). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 13(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-3-118-128

Выпуск

Раздел

ЖУРНАЛИСТИКА