МИФОПОЭТИКА ПРОСТРАНСТВА КЛАДБИЩА В ХОРРОРЕ (на материале современной русской литературы)
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-3-86-93Ключевые слова:
хоррор; кладбище; фольклор; популярная литература; А. Иванов; К. Алек¬сеев; А. Атеев; М. Романова; И. Лесев.Аннотация
Настоящая статья посвящена локусу кладбища в современном русском хорроре. Рассматриваются подходы к изображению пространств страшного в литературе, в частности, описано кладбище как локус хоррора, изучены мотивы, связанные с кладбищем в хорроре, выделены интермедиальные связи, произведена интерпретация фольклорных и литературных отсылок. Кладбище – один из ключевых локусов народной культуры, которое в фольклоре представлено как пространство соприкосновения с иномирным (миром мертвых), именно это объясняет интерес авторов хоррора к этим «страшным» местам. В современной литературе ужасов представлены модификации образа кладбища, их основные характеристики, интертекстуальное взаимодействие с отечественной и зарубежной традицией, которые позволяют говорить об этом образе как единице жанрового канона хоррора. Актуальность исследования этого мотива объясняется недостаточной изученностью критериев выделения жанра хоррор и потребностью в изучении трансформации традиционных хронотопов страшного в современной литературе. Рассмотрено, как именно образ кладбища представляют разные современные авторы: А. Иванов, А. Атеев, М. Романова, К. Алексеев, И. Лесев. Выявлено, что в связи с локусом кладбища привлекаются различные клише фольклора и литературы ужасов. К ним относится мотив «нехорошего места», мотив оживления мертвецов, мотив пересечения границ, нарушения запрета/табу. Кладбище может рассматриваться в произведении как источник сверхъестественного ужаса (и даже, как у Алексеева, превращаться в мыслящее существо) или, как у Иванова, представлять собой ложный источник опасности. Таким образом, в результате исследования можно сделать вывод, что кладбище в хорроре становится местом соединения не только миров, но и эпох, что выявляет важную функцию хоррора – осмысление прошлого личности и общества.Библиографические ссылки
Список литературы
Барыбин Е. В., Давыдова Ю. С. Искусство чайной церемонии. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 185 с.
Бахтадзе К. Е. Развитие культуры чая в СССР. Тбилиси: Изд-во АН Грузинской СССР, 1961. 116 с.
Богданов И. А. Дым Отечества, или Краткая история табакокурения. М.: Новое лит. обозрение, 2007. 50 с.
Бурдин И. В. Чай и чаепитие в повести Ф. М. Достоевского «Записки из Мертвого дома» // Континентальные глаголы: Альманах международного клуба. Пермь, 2021. C. 78–83.
Бурдина С. В., Бурдин И. В. Художественный концепт «чай» в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина // Филологический аспект. 2019. № 11(55). С. 172–176.
Кривонос В. Ш. Временная структура поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» // Романтизм vs реализм: парадигмы художественности, авторские стратегии: сб. науч. ст.: к 100-летию со дня рождения проф. И. А. Дергачева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. С. 237–255.
Мельников-Печерский П. Т. На горах. М.: Эксмо, 1998. 268 с.
Николаева Э. Е. Концепт еды в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» // Мировая литература глазами современной молодежи. Магнитогорск: МГПИ, 2018. С. 182–185.
Погодин М. П. Записки (фрагмент) // Русский Архив. М.: Типография В. Грачева и Комп., 1865. Вып. 7(12). С. 887–894.
Похлебкин В. В. Чай и водка в истории России. Красноярск: Краснояр. книж. изд-во, 1995. 111 с.
Спиридонова И. Н. Традиции чаепития в России URL: http://inspir52.ya.ru/4548 (дата обращения: 28.05.2020)
Цзоу С. Национально-культурная специфика концепта «чай» и ее учет в обучении русскому как иностранному китайских студентов // Известия РГПУ им. Герцена. 2007. № 1. С. 437–441.
Якушева Л. А. Русское чаепитие как текст повседневной культуры. // Аналитика культурологии. 2009. Вып. 3(15). С. 214–217.
References
Barybin E. V., Davydova Yu. S. Iskusstvo chaynoy tseremonii [The Art of the Tea Ceremony]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2005. 185 p. (In Russ.)
Bakhtadze K. E. Razvitie kul’tury chaya v SSSR [The Development of Tea Culture in the USSR]. Tbilisi, Georgian Academy of Sciences of the USSR Publ., 1961. 116 p. (In Russ.)
Bogdanov I. A. Dym Otechestva, ili Kratkaya istoriya tabakokureniya [Smoke of the Fatherland, or Brief History of Tabacco Smoking]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2007. 50 p. (In Russ.)
Burdin I. V. Chay i chaepetie v povesti F. M. Dostoevskogo ‘Zapiski iz mertvogo doma’ [Tea and tea drinking in the story ‘The House of the Dead’ by F. M. Dostoevsky]. Kontinental’nye glagoly: Al’manakh mezhdunarodnogo kluba [Continental Verbs: Almanac of the International Club]. Perm, Perm State University Press, 2021, pp. 78–83. (In Russ.)
Burdina S. V., Burdin I. V. Khudozhestvennyy kontsept ‘chay’ v ‘Pis’makh russkogo puteshestvennika’ N. M. Karamzina [Artistic concept ‘tea’ in ‘Letters of Russian Traveler’ by N. M. Karamzin]. Filologicheskiy aspekt [Philological Aspect], 2019, issue 11(55), pp. 172–176. (In Russ.)
Krivonos V. Sh. Vremennaya struktura poemy N. V. Gogolya ‘Mertvye dushi’ [The temporal structure of the poem ‘Dead Souls’ by N. V. Gogol]. Romantizm vs realizm: paradigmy khudozhestvennosti, avtorskie strategii: sbornik nauchnykh statey: k 100-letiyu so dnya rozhdeniya professora I. A. Dergachova [Romanticism vs Realism: Paradigms of Artistry, Authors’ Strategies: collection of scientific articles: On the occasion of the 100th anniversary of the birth of Professor I. A. Dergachev]. Ekaterinburg, Ural Federal University Press, 2011, pp. 237–255. (In Russ.)
Mel’nikov-Pecherskiy P. T. Na gorakh [On the Mountains]. Moscow, Eksmo Publ., 1998. 268 p. (In Russ.)
Nikolaeva E. E. Kontsept edy v poeme N. V. Gogolya ‘Mertvye dushi’ [The concept of food in the poem ‘Dead Souls’ by N. V. Gogol]. Mirovaya literatura glazami sovremennoy molodezhi [World Literature through the Eyes of Modern Youth]. Magnitogorsk, Magnitogorsk State Pedagogical Institute Press, 2018, pp. 182–185. (In Russ.)
Pogodin M. P. Zapiski (fragment) [Notes (fragment)]. Russkiy arkhiv [Russian Archive], 1865, issue 7(12), pp. 887–894. (In Russ.)
Pokhlebkin V. V. Chay i vodka v istorii Rossii [Tea and Vodka in the History of Russia]. Krasnoyarsk, Krasnoyarskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1995. 111 p. (In Russ.)
Spiridonova I. N. Traditsii chaepitiya v Rossii [Traditions of Tea Drinking in Russia]. Available at: http://inspir52.ya.ru/4548 (accessed 28.05.2020). (In Russ.)
Tsou S. Natsional’no-kul’turnaya spetsifika kontsepta ‘chay’ i ee uchet v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu kitayskikh studentov [National and cultural features of the concept of ‘tea’ and taking it into account when teaching Russian as a foreign language to Chinese students]. Izvestiya RGPU im. Gertsina [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 2007, issue 1, pp. 437–441. (In Russ.)
Yakusheva L. A. Russkoe chaepitie kak tekst povsednevnoy kul’tury [Russian tea drinking as a text of everyday culture]. Analitika kul’turologii [Analytics of Culrural Studies], 2009, issue 3(15), pp. 214–217. (In Russ.)