“IT SOUNDED SO UNLIKE INDIA”: СЛУХОВАЯ РЕЦЕПЦИЯ В РОМАНЕ Ф. Х. БЕРНЕТТ «ТАИНСТВЕННЫЙ САД»
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-2-104-110Ключевые слова:
auditory text imagery, spatial text imagery, children’s literature, text linguistics, literary geography, F. H. Burnett, The Secret Garden.Аннотация
Детская литература традиционно обращается к образам различных сенсорных модальностей с целью сделать опыт переживаний главных героев произведений более доступным для юного читателя. Автор статьи полагает, что звуковые образы являются неотъемлемой частью сенсорных образов произведения, а характер звуковой рецепции в литературном тексте отражает способ взаимодействия героев с окружающим миром на различных этапах их духовного пути. Являясь романом взросления, «Таинственный сад» Ф. Х. Бернетт демонстрирует особую связь звуковых образов и сюжета романа, так как рассказывает об изменениях героини и подчеркивает ее постепенно растущую потребность принимать чужую точку зрения, речь, культуру и, соответственно, слышать других людей. Безразличие героини к окружающему миру постепенно замещается искренним желанием слышать йоркширскую речь, говорить на родном языке и верить в целительную силу слова. По мере изменения характера пространственных образов текста (от Британской Индии в первых главах до замкнутого пространства сада в йоркширском поместье Мисселтуэйт Мэнор во второй части романа) внутренний рост героини становится наиболее очевидным, а выдвижение сенсорных образов, в том числе звуковых, – наиболее ярким. В звуковом отношении Ф. Х. Бернетт создает в тексте кольцевую композицию, проводя свою героиню по кругу от совершенного невосприятия звуков или их полного отсутствия в тексте – через оригинальные звуковые зарисовки и «звуковые цитаты» из классических английских произведений – до полного «заглушения» ее голоса в финале романа.Библиографические ссылки
Список литературы
Бухина О. Гадкий утенок, Гарри Поттер и другие. Путеводитель по детским книгам о сиротах. М.: КомпасГид, 2016. 320 с.
Замятин Д. Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов. СПб.: Алетейя, 2003. 331 с.
Шишкова И. А. Фрэнсис Ходжсон Бернетт и отблески британского колониализма на страницах детских книг // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, № 5. С. 85–89.
Blackford H. Recipe for reciprocity and repression: the politics of cooking and consumption in girl’s coming-of-age literature // Critical Approaches to Food in Children’s Literature / ed. by Kara K. Keeling and Scott T. Pollard. New York: Routledge, 2009. P. 41–55.
Brontë E. Wuthering heights. London: Vintage Classics Library, 2016. 357 p.
Burnett F. . A Little Princess. London: Harper Collins Classics, 2014. 240 p.
Burnett F. H. The Secret Garden. New York: Signet Classics, 2003. 277 p.
Gilbert S. M. Afterword // Burnett F. H. The Secret Garden. New York: Signet Classics, 2003. P. 263–277.
Hourihan M. Deconstructing the hero. New York: Routledge, 1997. viii, 267 p.
Knowles M., Malmkjær K. Language and Control in Children’s Literature. New York; London: Routledge, 2003. xii, 284 p.
Lerer S. Children’s literature: a reader’s history from Aesop to Harry Potter. Chicago: University of Chicago Press, 2008. x, 385 p.
Lundin A. H. Constructing the Canon of Children’s Literature: Beyond Library Walls and Ivory Towers. New York: Routledge, 2004. 200 p.
Moran M. J. Nancy’s Ancestors: the Mystery of Imaginative Female Power in The Secret Garden and A Little Princess // Mystery in children’s literature: from the rational to the supernatural / ed. by Adrienne E. Gavin and Christopher Routlege. Houndmills, Hampshire, UK: Palgrave; St. Martin’ Press, 2001. P. 32–45.
Nikolajeva M. Growing up: the dilemma of children’s literature // Children’s literature as communication: the ChiLPA Project / ed. by Roger D. Sell. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2002. P. 111–136.
Pinsent P. ‘so great and beautiful that I cannot write them’: Religious Mystery and children’s literature // Mystery in children’s literature: from the rational to the supernatural / ed. by Adrienne E. Gavin and Christopher Routlege. Houndmills, Hampshire, UK: Palgrave; St. Martin’s Press, 2001. P. 14–31.
Thacker D. Testing boundaries // Thacker D., Webb J. Introducing children’s literature: from Romanticism to Postmodernism. London; New York: Routledge, 2005. P. 73–84.
Webb J. Romanticism vs. Empire in The Secret Garden // Thacker D., Webb J. Introducing children’s literature: from Romanticism to Postmodernism. London; New York: Routledge, 2005. P. 91–97.
Webb J. Walking into the sky: Englishness, Heroism, Cultural Identity: a nineteenth- and twentieth century perspective // Children’s literature and the fin de siècle / ed. by R. McGillis. Westport, Conn., 2003. Р. 51–56.
References
Bukhina O. Gadkiy utenok, Garri Potter i drugie. Putevoditel’ po detskim knigam o sirotakh [The Ugly Duckling, Harry Potter and Others. Guide to books about orphans]. Moscow, KompasGid Publ., 2016. 320 p. (In Russ.)
Zamyatin D. N. Gumanitarnaya geografiya: prostranstvo i yazyk geograficheskikh obrazov [Human Geography: the Space and Language of Geographical Images]. St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2003. 331 p. (In Russ.)
Shishkova I. A. Frensis Khodzhson Bernett i otbleski britanskogo kolonializma na stranitsakh detskikh knig [Frances Hodgson Burnett and the British colonialism reflections in the pages of children’s books]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory & Practice], 2019, vol. 12, issue 5, pp. 85–89. (In Russ.)
Blackford H. Recipe for reciprocity and repression: the politics of cooking and consumption in girl’s coming-of-age literature. Critical Approaches to Food in Children’s Literature. Ed. by K. Keeling and Scott T. Pollard. New York, Routledge, 2009, pp. 41–55. (In Eng.)
Brontë E. Wuthering Heights. London, Vintage Classics Library, 2016. 357 p. (In Eng.)
Burnett F. . A Little Princess. London, Harper Collins Classics, 2014. 240 p. (In Eng.)
Burnett F. . The Secret Garden. New York, Signet Classics, 2003. 277 p. (In Eng.)
Gilbert Sandra M. Afterword. Burnett F. H. The Secret Garden. New York, Signet Classics, 2003, pp. 263–277. (In Eng.)
Hourihan M. Deconstructing the Hero. New York, Routledge, 1997, 267 p. (In Eng.)
Knowles M. Language and Control in Children’s Literature. New York, London, Routledge, 2003, 284 p. (In Eng.)
Lerer S. Children’s Literature: A Reader’s History from Aesop to Harry Potter. Chicago, University of Chicago Press, 2008, 385 p. (In Eng.)
Lundin A. H. Constructing the Canon of Children’s Literature: Beyond Library Walls and Ivory Towers. New York, Routledge, 2004. 200 p. (In Eng.)
Moran M. J. Nancy’s ancestors: The mystery of imaginative female power in The Secret Garden and A Little Princess. Mystery in Children’s Literature: From the Rational to the Supernatural. Ed. by Adrienne E. Gavin and Christopher Routledge. Houndmills, Hampshire, UK, Palgrave / St. Martin’s Press, 2001, pp. 32–45. (In Eng.)
Nikolajeva M. Growing up: the dilemma of children’s literature. Children’s Literature as Communication: the ChiLPA Project. Ed. by Roger D. Sell. Amsterdam/Philadelphia, John Benjamins Publishing Company, 2002, pp. 111–136. (In Eng.)
Pinsent P. ‘so great and beautiful that I cannot write them’: Religious mystery and children’s literature. Mystery in Children’s Literature: From the Rational to the Supernatural. Ed. by Adrienne E. Gavin and Christopher Routledge, Houndmills, Hampshire, UK, Palgrave / St. Martin’s Press, 2001, pp. 14–31. (In Eng.)
Thacker D. Testing boundaries. Introducing Children’s Literature: From Romanticism to Postmodernism. By D. Thacker, J. Webb. London, New York, Routledge, 2005, pp. 73–84. (In Eng.)
Webb J. Romanticism vs. Empire in The Secret Garden. Introducing Children’s Literature: From Romanticism to Postmodernism. By D. Thacker, J. Webb. London, New York, Routledge, 2005, pp. 91–97. (In Eng.)
Webb J. Walking into the sky: Englishness, heroism, cultural identity: A nineteenth- and twentieth century perspective. Children’s Literature and the Fin de Siècle. Ed. by R. McGillis. Westport, Conn., 2003, pp. 51–56. (In Eng.)