КОНЦЕПТ «ЧАЙ» В ПОВЕСТИ «ЗАПИСКИ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА» И РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Авторы

  • Иван Валерьевич Бурдин (Ivan V. Burdin) Пермский государственный национальный исследовательский университет http://orcid.org/0000-0003-4378-4338

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-2-81-88

Ключевые слова:

Достоевский, концепт, чай, каторга, Петербургский текст, языковая картина мира.

Аннотация

Статья посвящена исследованию концепта «чай» в двух произведениях Ф. М. Достоевского – повести «Записки из Мертвого дома» (1860–1861) и романе «Преступление и наказание» (1865–1866).Доказывается, что, отражая культуру русского чаепития, концепт «чай» и в романе «Преступление и наказание», и в повести «Записки из Мертвого дома» включает как традиционные репрезентации чая – «чай как элемент быта», «чай как часть трапезы», «чай как атрибут дружбы и общения», так и новые, сформированные уже самим Ф. М. Достоевским, – «чай для размышлений», «чай как лекарство и источник сил», «чай как источник духовного равновесия». Выделяется важная для психологической линии произведений репрезентация «чай как хронометр» – когда герои сверяют свои внутренние часы со временем подачи чая, а также с температурой остывающего напитка. Подробно рассматривается характерная для Достоевского репрезентация «чай как мерило достатка», получившая в обоих произведениях новое прочтение; в романе она представлена через ситуацию «угощение чаем» и через описания качества напитка, в повести – через репрезентацию «чай как роскошь».Устанавливается роль концепта «чай» в раскрытии основной авторской идеи произведений Достоевского. Наряду с другими представленными в тексте концептами, такими как «вино», «табак», «пища», «карты», чай в «Записках из Мертвого дома» позволяет противопоставить волю и каторгу, способствует трансляции мысли об абсолютной ценности свободы. Призванные воссоздать особые состояния человека – на границе света и тьмы, жизни и смерти, богатства и нищеты, репрезентации концепта «чай» в «Преступлении и наказании» во многом способствуют раскрытию душевного состояния Раскольникова, вписываются в семантику современного Ф. М. Достоевскому Петербурга.

Биография автора

Иван Валерьевич Бурдин (Ivan V. Burdin), Пермский государственный национальный исследовательский университет

аспирант кафедры русской литературы

Библиографические ссылки

Список литературы

Аввакумова Н. В., Бурдин И. В. Понятие «концепт» в литературоведении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, № 7. С. 97–100.

Владимирцев В. П. Петербург Достоевского (проблема локальных историко-этнографических отражений // Проблемы исторической поэтики. Вып. 1. Петрозаводск: ПГУ, 1990. С. 82–99.

Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Эксмо, 2000. 736 с.

Достоевский Ф. М. Собр. cоч.: в 12 т. М.: Правда, 1982. Т. 3. 463 с.

Достоевский Ф. М. Собр. cоч.: в 12 т. М.: Правда, 1982. Т. 5. 543 с.

Сафронова Е. Ю. Художественный «Кодекс» Ф. М. Достоевского: система наказаний в «Записках из Мертвого дома» // Филология и человек. 2015. Вып. 1. С. 77–89.

Фокин П. Е. Достоевский без глянца. СПб.: Амфора, 2007. 464 с.

Фокин П. Е. Достоевский глазами современников. СПб.: Амфора, 2016. 460 с.

Цзоу С. Национально-культурная специфика концепта «чай» и ее учет в обучении русскому как иностранному китайских студентов // Известия РГПУ им. Герцена. 2007. № 1. C. 437–441.

Якубович И. Д. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского. СПб.: Академический проспект, 1999. Т. 1. 540 с.

References

Avvakumova N. V., Burdin I. V. Ponyatie ‘kontsept’ v literaturovedenii [‘Concept’ notion in literary criticism]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory and Practice], 2019, vol. 12, issue 7, pp. 97–100. (In Russ.)

Vladimirtsev V. P. Peterburg Dostoevskogo (problema lokal’nykh istoriko-etnograficheskikh otrazheniy) [Dostoyevsky’s Petersburg (poetics of the local historical and ethnographical reflections)]. Problemy istoricheskoy poetiki [The Problems of Historical Poetics], 1990, issue 1, pp. 82–89. (In Russ.)

Dal V. I. Tolkovyy slovar’ russkogo yazyka. Sovremennaya versiya. [Explanatory Dictionary of the Russian Language. Contemporary edition]. Мoscow, Eksmo Publ., 2000. 736 p. (In Russ.)

Dostoyevsky F. M. Sobr. soch.: v 12 t. [Collected Works in 12 vols.]. Moscow, Pravda Publ., 1982, vol. 3. 463 p. (In Russ.)

Dostoyevsky F. M. Sobr. soch.: v 12 t. [Collected Works in 12 vols.]. Moscow, Pravda Publ., 1982, vol. 5. 543 p. (In Russ.)

Safronova E. Yu. Khudozhestvennyy ‘kodeks’ F. M. Dostoevskogo: Sistema nakazaniy v ‘Zapiskakh iz mertvogo domaʼ [F. M. Dostoyevsky’s art ‘code’: System of penalties in ʽNotes from a dead houseʼ]. Filologiya i chelovek [The Philology and a Person Academic Journal], 2015, issue 1, pp. 77–89. (In Russ.)

Fokin P. E. Dostoevskiy bez glyantsa [Unvarnished Dostoyevsky]. St. Petersburg, Amfora Publ., 2007. 464 p. (In Russ.)

Fokin P. E. Dostoevskiy glazami sovremennikov [Dostoyevsky through the eyes of contemporaries]. St. Petersburg, Amfora Publ., 2016. 460 p. (In Russ.)

Tsou S. Natsional’no-kul’turnaya spetsifika kontsepta ‘chay’ i ee uchet v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu kitayskikh studentov [National and cultural peculiarities of the concept ‘tea’ and how they are taken into account in teaching Russian to Chinese students]. Izvestiya RGPU im. Gertsina [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 2007, issue 1, pp. 437–441. (In Russ.)

Yakubovich I. D. Letopis’ zhizni i tvorchestva F. M. Dostoevskogo [The Chronicles of Life and Works of Dostoevsky]. St. Petersburg, Akademicheskiy Prospect Publ., 1999, vol. 1. 540 p. (In Russ.)

Опубликован

2021-07-21

Как цитировать

Бурдин (Ivan V. Burdin) И. В. (2021). КОНЦЕПТ «ЧАЙ» В ПОВЕСТИ «ЗАПИСКИ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА» И РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 13(2). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-2-81-88

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ