О НЕСКОЛЬКИХ «ЭРМИТАЖНЫХ» ЭКФРАСИСАХ ВИКТОРА КРИВУЛИНА
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2021-1-83-89Ключевые слова:
экфрасис, интермедиальность, литература самиздата, аллюзия, Виктор Кривулин.Аннотация
В практике советского литературного андеграунда важное значение имело восстановление связей с традицией, скрытой или отредактированной в соответствии с идеологическими моделями. Диалог с традицией осознавался как условие обретения творческой независимости и культурной идентичности. Закономерным образом многие тексты, создававшиеся вне официальной советской литературы, обладают широким слоем интертекстуальных и интермедиальных отсылок, нередко указывающих на не соотносимые друг с другом пласты культуры и семантические области. Характерный пример такой аллюзивной многослойности и полиреферентности – поэтические экфрасисы. Одной из самых важных литературных фигур советского самиздата был поэт Виктор Кривулин. В его самиздатских книгах многие тексты имеют очевидные маркеры экфрастических описаний, соотносимых с изобразительным искусством, музыкой и кино; частой приметой его практики оказывается «сложный экфрасис», в котором соединяются отсылки к разным произведениям. В данной статье рассматриваются несколько его стихотворений, связанных с собранием живописи в Эрмитаже, в частности, анализируются тексты, посвященные картинам Мурильо и Тициана. Установлено, что рецепция изобразительного искусства у В. Кривулина опосредуется опытом чтения: интерпретация живописи соотносится с другими примерами культурной рецепции того же художника. Экфрасис тем самым представляет собой не только описание того или иного произведения, но и опыт рефлексии над историей восприятия художника в культуре, а также опыт самосоотнесения с другими экфрасисами. Форма экфрастического текста, таким образом, оказывается для поэта средством историософской и культурологической рефлексии.Библиографические ссылки
Список литературы
Артамонов Ю. С. Особенности живописно-колористических приемов организации пространства в пейзажных мотивах картин Тициана // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 1.1 (45). С. 114–117.
Бенуа А. Путеводитель по картинной галерее императорского Эрмитажа. СПб.: Община св. Евгении. 1911. 446 с.
Бенуа А. История живописи. СПб.: Шиповник, 1912б. Т. II. 502 c.
Боткин Л. Письма об Испании. Л.: Наука, 1976. 344 с.
Ваганова Е. О. Мурильо и его время. М.: Изобразит. искусство, 1988. 221 с.
Житенев А. Виктор Кривулин как теоретик «неофициальной» культуры (1976–1984). 2014. URL: http://textonly.ru/case/?issue=41&article=38795 (дата обращения: 10.10.2019).
Житенев А. Об одном киноэкфрасисе Виктора Кривулина // Новое литературное обозрение. 2020. № 4. С. 286–294.
Кривулин В. Стихи. II. Париж: Беседа, 1988. 150 с.
Кушлина О. «Возвращаясь к сюжету одного стихотворения…». URL: https://sart27.livejournal.com/2011/03/18/ (дата обращения: 10.10.2019).
Левина И. М. Искусство Испании XVI–XVII веков. М.: Искусство, 1966. 268 с.
Лопес Крус Х. Мурильо и Веласкес в русской художественной культуре XIX – начала XX веков: дис. … канд. искусствоведения. М., 2001. 312 с.
Марков А. Сложный экфрасис в русской поэзии: основы теории и один пример // Вестник Костромского государственного университета. 2019a. № 2. С. 91–97.
Марков А. В. Что мы делаем, чтобы научиться чувствовать? // Экфрасис: опыт несуществующего. Поэтическая серия Арсенала. Нижний Новгород: Арсенал, 2019б. C. 4–11.
Марков А. В. Кинематографический смысл стихотворения В. Кривулина «На мотив Достоевского» в контексте развития достоевсковедения // Вестник Удмуртского университета. 2019в. Т. 29, № 2. С. 227–233.
Марков А. В. Кривулин и Кант: к интерпретации стихотворения «Вид на родное село» // Культура слова. 2019г. № 1(2). С. 23–27.
«Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: сб. ст. / сост. и науч. ред. Д. В. Токарева. М.: Новое лит. обозрение, 2013. 572 с.
Розанов В. В. Собрание сочинений: Среди художников. Итальянские впечатления. М.: Республика, 1994. 493 с.
Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения. Siedlce: Wydawnictwo Naukowe IKR[i]BL, 2018. 703 с.
Фет А. А. Из-за границы // Фет А.А. Сочинения и письма: в 20 т. Т. 4. Очерки: Из-за границы. Из деревни. СПб.: Фолио-Пресс, 2007. С. 7–120.
Шмидт Д. А. Мурильо. Л.: Ком. популяризации худож. изд. при Гос. акад. истории материальной культуры, 1926. 32 с.
Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. М.: Изд-во «МИК», 2002. 216 с.
Экфрастические жанры в классической и современной литературе / Н. С. Бочкарева, К. В. Загороднева, Е. О. Пономаренко, А. Г. Рогова, И. А. Табункина, Д. С. Туляков, И. И. Тулякова; под общ. ред. Н. С. Бочкаревой. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2014. 204 с.
References
Artamonov Yu. S. Osobennosti zhivopisno-koloristicheskikh priemov organizatsii prostranstva v peyzazhnykh motivakh kartin Titsiana [The features of the pictorial-coloristic technique of spatial organization in landscape images of Titian]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Cherepovets State University Bulletin], 2013, issue 1.1(45), pp. 114–117. (In Russ.)
Benois A. Putevoditel’ po kartinnoy galeree imperatorskogo Ermitazha [Guidebook to the Imperial Hermitage Picture Gallery]. St. Petersburg,
Obshchina svyatoy Evgenii Publ., 1911. 446 p. (In Russ.)
Benois A. Istoriya zhivopisi [The history of art]. St. Petersburg, Shipovnik Publ., 1912, vol. 2. 502 p. (In Russ.)
Botkin L. Pis’ma ob Ispanii [Letters about Spain]. Leningrad, Nauka Publ., 1976. 344 p. (In Russ.)
Vaganova E. O. Muril’o i ego vremya [Murillo and his time]. Moscow, Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1988. 221 p. (In Russ.)
Zhitenev A. Viktor Krivulin kak teoretik ‘neofitsial’noyʼ kul’tury (1976–1984). [Victor Krivulin as a theorist of ‘informal’ culture (1976–1984)]. 2014. Available at: http://textonly.ru/case/?issue=41&article=38795 (accessed 10.10.2019). (In Russ.)
Zhitenev A. Ob odnom kinoekfrasise Viktora Krivulina [On one film ekphrasis in Victor Krivulin]. Novoe literaturnoe obozrenie [The New Literary Observer], 2020, vol. 4, pp. 286–294. (In Russ.)
Krivulin V. Stikhi [Verses]. Paris, Beseda Publ., 1988, vol. 2. 150 p. (In Russ.)
Kushlina O. ʽVozvrashchayas’ k syuzhetu odnogo stikhotvoreniya…ʼ [ʽRevisiting the plot of one poem…ʼ]. Available at: https://sart27.livejournal.com/2011/03/18/ (accessed 10.10.2019). (In Russ.)
Levina I. M. Iskusstvo Ispanii 16-17 vekov [Spanish art of the 16th–17th centuries]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1966. 268 p. (In Russ.)
Lopez Kruz J. Muril’o i Velaskes v russkoy khudozhestvennoy kul’ture 19 – nachala 20 vekov: Dis. kand. … iskusstvovedeniya [Murillo and Velazquez In Russian artistic culture of the 19th – early 20th centuries. Cand. art criticism diss.]. Moscow, 2001. 312 p. (In Russ.)
Markov A. Slozhnyy ekfrasis v russkoy poezii: osnovy teorii i odin primer [Complex ekphrasis In Russian poetry: basics of theory and one case]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Kostroma State University], 2019a, issue 2, pp. 91–97. (In Russ.)
Markov A. V. Chto my delaem, chtoby nauchit’sya chuvstvovat’? [What do we do to learn to feel?]. Ekfrasis: opyt nesushchestvuyushchego. Poeticheskaya seriya Arsenala [Ekphrasis: Experience of the nonexistent. Arsenal poetic series]. Nizhny Novgorod, Arsenal Publ., 2019b, pp. 4–11. (In Russ.)
Markov A. V. Kinematograficheskiy smysl stikhotvoreniya V. Krivulina ‘Na motiv Dostoevskogo’ v kontekste razvitiya dostoevskovedeniya [Cinematic meaning of V. Krivulin’s poem ‘On Dostoevsky’s motifʼ in the context of Dostoevsky studies]. Vestnik Udmurtskogo universiteta [Bulletin of Udmurt University], 2019с, vol. 29, issue 2, pp. 227–233. (In Russ.)
Markov A. V. Krivulin i Kant: k interpretatsii stikhotvoreniya ‘Vid na rodnoe selo’ [Krivulin and Kant: On the interpretation of the poem ‘View of the native village’]. Kul’tura slova [Word Culture], 2019d, issue 1(2), pp. 23–27. (In Russ.)
‘Nevyrazimo vyrazimoe’: ekfrasis i problemy reprezentatsii vizual’nogo v khudozhestvennom tekste: Sbornik statey [ʽInexpressibly expressibleʼ: Ekphrasis and issues of visual representation in literary text: Collection of articles]. Comp. and ed. by D. V. Tokarev. Moscow, New Literary Observer Publ., 2013. 572 p. (In Russ.)
Rozanov V. V. Sobranie sochineniy: Sredi khudozhnikov. Ital’yanskie vpechatleniya [Collected works: Among artists. Italian impressions]. Moscow, Respublika Publ., 1994. 493 p. (In Russ.)
Teoriya i istoriya ekfrasisa: itogi i perspektivy izucheniya [Theory and history of ekphrasis: Results and prospects of study]. Siedlce, Wydawnictwo Naukowe IKRiBL Press, 2018. 703 p. (In Russ.)
Fet A. A. Iz-za granitsy [From abroad]. Sochineniya i pis’ma: v 20 t. [Works and letters: in 20 vols.]. St. Petersburg, Folio-Press, vol. 4. Ocherki: Iz-za granitsy. Iz derevni [Essays: From abroad. From the countryside], 2007, pp. 7–120. (In Russ.)
Shmidt D. A. Muril’o [Murillo]. Leningrad, Commission for the Popularization of Fiction Literature under the State Academy of the History of Material Culture Publ., 1926. 32 p. (In Russ.)
Ekfrasis v russkoy literature: trudy Lozannskogo simpoziuma [Ekphrasis In Russian Literature: Proceedings of the Lausanne Symposium]. Ed. by L. Geller. Moscow, ‘MIKʼ Publ., 2002. 216 p. (In Russ.)
Ekfrasticheskie zhanry v klassicheskoy i sovremennoy literature: monografiya [Ekphrastic genres in classical and modern literature: a monograph]. N. S. Bochkareva, K. V. Zagorodneva, E. O. Ponomarenko, A. G. Rogova, I. A. Tabunkina, D. S. Tulyakov, I. I. Tulyakov; ed. by N. S. Bochkareva. Perm, Perm State University Press, 2014. 204 p. (In Russ.)