БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ МИРЫ ЮНЫХ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ Ф. Х. БЕРНЕТТ «МАЛЕНЬКАЯ ПРИНЦЕССА»
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-3-70-78Ключевые слова:
Ф. Х. Бернетт, «Маленькая принцесса», пространство, дом, «мир» ребенка, образ.Аннотация
Исследование посвящено теме организации пространства в творчестве Фрэнсис Ходжсон Бернетт. Объект анализа этой статьи – роман «Маленькая принцесса», адресованной, в первую очередь, детской и подростковой аудитории, имеет много сходных черт с «Дэвидом Копперфильдом» и творчеством Ч. Диккенса в целом; писательница во многом следует за созданной Диккенсом литературной традицией. Пространство главной героини подразделяется на три уровня: Большой мир (государства и границы), Маленький мир (дом, школа, город) и Мир воображения. Первые два мира представляют читателю реалистическую картину эдвардианской Англии, колониальной империи, в восприятии ребенка, раскрывают темы незащищенного детства, которые писательница развивает, также следуя за литературной традицией XIX в. Большой и Маленький миры выполняют и воспитательную функцию, будучи источником опыта и впечатлений для главной героини. В романе эстетика реализма сочетается с фольклорными и сказочными элементами: героине не дано полностью преобразить окружающее ее пространство, но у нее получается изменить его частично, а также сохранить собственное «я», переживая диккенсовскую драму детского бесправия, отчаяния и одиночества. Мир воображения позволяет читателю в полной мере понять характер главной героини – Сары Кру, иллюстрирует динамику ее взросления, а для нее самой служит мощным защитным механизмом, позволяющим ей пройти все жизненные испытания и вновь стать счастливым ребенком, который может дальше расти и развиваться.Библиографические ссылки
Белова А. О. Игра как основной мотив и сюжетообразующий прием в повести Ф. Х. Бернетт «Маленькая принцесса. При-ключения Сары Кру» // Вестник московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2012. № 1. С. 90–95.
Бячкова В. А. «Граница» детства в виктори-анском романе // Мировая литература в кон-тексте культуры. 2015. № 4(10). С. 25‒32.
Бячкова В. А. О парадоксе женских и дет-ских образов в романах Ч. Диккенса: к поста-новке проблемы // Вестник Пермского универ-ситета. Российская и зарубежная филология. 2016. № 1(33). С. 86–92.
Бячкова В. А. Девочка, школа и город в ан-глийской и русской литературе XIX – начала XXI вв. // Городской текст в английской и дру-гих европейских литературах: сб. ст. по мате-риалам Междунар. конф. рос. ассоциации пре-подавателей английской литературы. Н. Новгород: Мининский университет, 2019. С. 40–46.
Матвеева А. С. Пространство ребенка в романах Ч. Диккенса // Проблемы истории. Филологии, культуры. 2008. № 22. С. 394–400.
Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 336 с.
Шишкова И. А. Фрэнсис Ходжсон Бернетт и отблески британского колониализма на страницах детских книг // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 5. С. 85–89.
Шурупова О. С., Коротина Г. А. «Юные и невинные» (ребенок как устойчивый тип героя в лондонском тексте английской литературы // Вестник Кемеровского государственного уни-верситета. 2014. № 3-1 (59). С. 188–191.
Andrews M. Childhood // Oxford Reader’s Companion to Dickens, ed. by Paul Schlicke. Ox-ford: Oxford University Press, 2000. P. 90‒94.
Burnett F. H. A Little Princess. L.: Penguin Books, 1996. 256 p.
Coveney P. The Image of Childhood. L.: Pen-guin books, 1967. 362 p.
Dickens Ch. David Copperfield. L.: Words-worth Classics, 2000. 750 p.
Emma Brown by Clare Boylan. Review. URL: http://www.independent.co.uk/arts-entertainment/
books/reviews/emma-brown-by-clare-boylan-5797
html (дата обращения: 01.06.2018).
Kawabata Ariko. The Study of the Indian Gentleman: Recovery of the English Masculine Identity in A Little Princess // Children’s Litera-ture in Education. 2001. Vol. 32. № 4. P. 283–293.
Petković D. “India is Quite Different from Yorkshire”: Empire(s), Orientalism, and Gender in Burnett’s Secret Garden // Facta Universitatis – Linguistics and Literature. 2006. № 4. P. 85–96.
References
Belova A. O. Igra kak osnovnoy motiv i syu-zhetoobrazuyushchiy priem v povesti F. H. Bernett ‛Malen’kaya printsessa. Pri-klyucheniya Sary Kru’ [Play as the main motif and a plot-wearing device in F. H. Burnett’s story ‛A Little Princess’]. Vestnik moskovskogo gosu-darstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Russkaya filologiya [Bulletin of Moscow Region-al State University. Series: Russian Philology], 2012, issue 1, pp. 90–95. (In Russ.)
Byachkova V. A. ‛Granitsa’ detstva v viktori-anskom romane [The boundaries of childhood in the Victorian novel]. Mirovaya literatura v kontekste kul’tury [World Literature in the Con-text of Culture], 2015, issue 4(10), pp. 25‒32. (In Russ.)
Byachkova V. A. O paradokse zhenskikh i detskikh obrazov v romanakh Ch. Dikkensa: k postanovke problemy [On the paradox of wom-en’s and children’s literature in Ch. Dickens’ novels]. Vestnik Permskogo universiteta. Ros-siyskaya i zarubezhnaya filologiya [Herald of Perm State University. Russian and Foreign Phi-lology], 2016, issue 1(33), pp. 86–92. (In Russ.)
Byachkova V. A. Devochka, shkola i gorod v angliyskoy i russkoy literature 19 – nachala 21 vv. [The girl, the school and the city in English and Russian literature of the 19th – early 21st cen-tury]. Gorodskoy tekst v angliyskoy i drugikh evropeyskikh literaturakh: sb. statey po mater. Mezhdunar. konf. rossiyskoy assotsiatsii prepo-davateley angliyskoy literatury [Urban text in English and other European literature. Proceed-ings of the International conference of the Rus-sian Association of English Literature Teachers]. Nizhny Novgorod, Minin University Press, 2019, pp. 40–46. (In Russ.)
Matveeva A. S. Prostranstvo rebenka v romanakh Ch. Dikkensa [Space of the child in Ch. Dickens’ novels]. Problemy istorii, filologii, kul’tury [Problems of History, Philology and Cul-ture], 2008, issue 22, pp. 394–400. (In Russ.)
Propp V. Istoricheskie korni volshebnoy skazki [Historical roots of the fairy tale]. Moscow, Labi-rint Publ., 2000. 336 p. (In Russ.)
Shishkova I. A. Frensis Khodzhson Bernett i otbleski britanskogo kolonializma na stranitsakh detskikh knig [Frances Hodgson Burnett and the British colonialism reflections in the pages of children’s books]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory and Practice], 2019, vol. 12, issue 5, pp. 85–89. (In Russ.)
Shurupova O. S., Korotina G. A. ‛Yunye i nevinnye’ (rebenok kak ustoychivyy tip geroya v londonskom tekste angliyskoy literatury [‛The Innocent and Young’ (a child as a certain type of character in London text in English literature]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo univer-siteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2014, issue 3-1 (59), pp. 188–191. (In Russ.)
Andrews M. Childhood. Oxford Reader’s Companion to Dickens. Ed. by Paul Schlicke. Oxford, Oxford University Press, 2000, pp. 90‒94. (In Eng.)
Burnett F. H. A Little Princess. London, Pen-guin Books, 1996. 256 p. (In Eng.)
Coveney P. The Image of Childhood. London, Penguin books, 1967. 362 p. (In Eng.)
Dickens Ch. David Copperfield. London, Wordsworth Classics, 2000. 750 p. (In Eng.)
Emma Brown by Clare Boylan. Review. Available at: http://www.independent.co.uk/arts-entertainment/books/reviews/emma-brown-by-clare-boylan-579707.html (accessed 01.06.2018). (In Eng.)
Kawabata Ariko. The study of the Indian Gen-tleman: Recovery of the English masculine identi-ty in A Little Princess. Children’s Literature in Education, 2001, vol. 32, issue 4, pp. 283–293. (In Eng.)
Petković D. ‛India is quite different from Yorkshire’: Empire(s), orientalism, and gender in Burnett’s Secret Garden. Facta Universitatis – Linguistics and Literature, 2006, issue 4, pp. 85–96. (In Eng.)