ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПИТЧА КАК РЕЧЕВОГО ЖАНРА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Авторы

  • Татьяна Леонидовна Копусь (Tatiana L. Kopus) Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации http://orcid.org/0000-0002-7762-0043
  • Ирина Иосифовна Климова (Irina I. Klimova) Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации http://orcid.org/0000-0001-5142-1890

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-3-31-40

Ключевые слова:

речевой жанр, деловая речь, прагматика, деловая речевая коммуникация, массмедийная комму-никация, стратегия, питч, коммуникативная ситуация.

Аннотация

Проведено исследование системообразующих характеристик питча как жанра деловой речи в деловой речевой коммуникации. Материал исследования представлен выборкой из 54 предпринимательских питчей (краткой речи предпринимателя перед инвесторами) в телевизионных реалити-шоу Dragons’ Den (Великобритания) и Sharks Tank (США). Статья посвящена описанию питчей, изучаемых современными лингвистами в рамках антропоцентрической парадигмы. Рассматриваются понятия «речевой жанр», «коммуникативная стратегия» с точки зрения научных взглядов М. М. Бахтина, О. С. Иссерс, а также теории делового дискурса в работах Ф. Барджела-Кьяппини (F. Bargiela-Chiappini). Анализируются наиболее типичные структурные, лексико-семантические и стилистические характеристики питча, проявляющиеся в процессе речевой деятельности, в динамике. Методика исследования состоит в изучении синтаксиса, семантики, стиля и прагматики питчей, а также элементов когнитивного анализа для реконструкции элементов образа говорящего и слушающего, метода лингвистической интерпретации и метода интроспекции. Авторы полагают, что при взаимодействии факторов деловой, публичной и массмедийной коммуникации порождается жанр, не сводимый к механической сумме их составляющих. Исследование показывает, что взятый в контексте массмедийной коммуникации питч как жанр следует рассматривать во всем многообразии данной речевой ситуации, что ведет к переосмыслению жанрообразующих факторов питча. Новое понимание роли и значения питча позволяет категоризовать его не в рамках одного из элементов, составляющих жанр продаж, а как наиболее значимый элемент жанра коммерческих переговоров. Полученные результаты могут найти применение в практике преподавания современного английского языка, в исследованиях по коммуникативной и прагматической лингвистике.

Биографии авторов

Татьяна Леонидовна Копусь (Tatiana L. Kopus), Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

к. филол. н., доцент Департамента языковой подготовки

Ирина Иосифовна Климова (Irina I. Klimova), Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

к. филол. н., профессор Департамента языковой подготовки

Библиографические ссылки

Source material

Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/ (accessed 11.05.2020).

Dragons’ Den. British Reality show. BBC Two. 2019. 47 Episodes. Available at: https://www.bbc.co.

uk/programmes/b006vq92/episodes/guide (ac-cessed 11.05.2020).

Episode. 2016. Gin and Tonic. Dragon’s Den. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=EIt

U5letwmM (accessed 11.05.2020).

Shark Tank. Reality television series on ABC. 201947 Episodes. Available at: https://abc.com/

shows/shark-tank (accessed 11.05.2020).

References

Apresyan Yu. D. Izbrannye trudy [Selected works]. Moscow, LRC Publishing House, 1995, vol. 2. Integral’noe opisanie yazyka i sistemnaya leksikografiya [Integral description of the lan-guage and system lexicography]. 472 p. (In Russ.)

Bakhtin M. M. Problema rechevykh zhanrov [The issue of speech genres]. Sobr. soch. [Collec-tion of works]. Moscow, Russkie slovari Publ., 1996, vol. 5. Raboty 1940–1960 gg. [Works of the1940s–1960s], pp. 159–206. (In Russ.)

Blakar R. M. Yazyk i modelirovanie sotsi-al’nogo vzaimodeystviya [Language as a means of social power]. Moscow, 1987, pp. 88–125. (In Russ.)

Issers O. S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoy rechi [Communication strategies and tac-tics of Russian speech]. Moscow, URSS Publ., 2017. 308 p. (In Russ.)

Albertson E. How to open doors with a bril-liant elevator speech. New Providence, NJ, R. R. Bowker LLC, 2008. 165 p. (In Eng.)

Bargiela-Chiappini F., Nickerson C., Planken B. Business discourse (Research and practice in applied linguistics). New York, Palgrave Macmil-lan, 2007. 282 p. (In Eng.)

Bargiela-Chiappini F. The Handbook of busi-ness discourse. Edinburgh, University Press, 2009. 528 p. (In Eng.)

Blazkova H. Generating word-of-mouth via organized business networks: the role of narrative and metaphor in 60-second self-marketing speeches. A thesis submitted to the University of Birmingham for the degree of Doctor of Philoso-phy, The University of Birmingham, 2016. 462 p. (In Eng.)

Guervós S. J. Rhetorical analysis of a dis-course model in the business world: ‛Elevator Pitch’. Círculo de lingüística aplicada a la comunicación (Retórica, discurso, persuasión), 2019, pp. 7–16. Available at: https://dx.doi.org/10.5209/clac.66597 (accessed 11.05.2020). (In Eng.)

Howell L. Give your entrepreneurial pitch a lift. Bothell, WA, Publishers Network, 2006. 332 p. (In Eng.)

O’Keefe D. J. Generalizing about the persua-sive effects of message variations: The case of gain-framed and loss-framed appeals. Bending opinion: Essays on persuasion in the public do-main. Ed. by T. V. Haaften, H. Jansen, J. D. Jong, & W. Koetsenruijter. Netherlands, Leiden University Press, 2011, pp. 117–131. (In Eng.)

Lakoff R.T. Persuasive discourse and ordinary conversation, with examples of advertising. Ana-lyzing discourse: text and talk. Ed. by D. Tannen. Georgetown University Press, 1982, pp. 25–42. (In Eng.)

Planken B. The changing landscape of busi-ness communication: developments and direc-tions in research. In The language factor in in-ternational business: new perspectives on re-search, teaching and practice. Ed. by Priscilla Heynderickx [et al.]. Bern, Peter Lang AG, Inter-national Academic Publishers, 2012, pp. 17–41. (In Eng.)

Shiryaeva T. A., Gelyaeva A. I., Alikaev R. S., Huchinaeva D. D., Toguzaeva M. R. A theory-driven framework for the study of language in business. XLinguae, pp. 82–90. Available at: http://www.xlinguae.eu/files/XLinguae1_2018_8.pdf (accessed 11.05.2020). (In Eng.)

Список литературы

Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 2. Ин-тегральное описание языка и системная лекси-кография. М.: Языки рус. культуры, 1995. 767 с.

Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч. М.: Русские словари, 1996. Т. 5: Работы 1940–1960 гг. С. 159–206.

Блакар Р. М. Язык как инструмент соци-альной власти // Язык и моделирование соци-ального взаимодействия. М., 1987. C. 88–125.

Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: URRS, 2017. 308 с.

Albertson E. How to open doors with a bril-liant elevator speech. New Providence, NJ: R. R. Bowker LLC, 2008. 165 p.

Bargiela-Chiappini F. Nickerson C., Plank-en B., Business Discourse (Research and Practice in Applied Linguistics). N. Y.: Palgrave Macmil-lan, 2007. 282 p.

Bargiela-Chiappini F. The Handbook of Business Discourse. Edinburgh: University Press, 2009. 528 p.

Blazkova H. Generating word-of-mouth via organized business networks: the role of narrative and metaphor in 60-second self-marketing speeches // A thesis submitted to the University of Birmingham for the degree of Doctor of Phi-losophy, The University of Birmingham, 2016. 462 p.

Guervós S. J. Rhetorical Analysis of a Dis-course Model in the Business World. Elevator Pitch in Círculo de lingüística aplicada a la comunicación (Retórica, discurso, persuasión), 2019. P. 7–16. URL: https://dx.doi.org/10.5209/clac.66597 (дата об-ращения: 11.05.2020).

Howell L. Give your entrepreneurial pitch a lift. Bothell, WA: Publishers Network, 2006. 332 p.

O’Keefe D. J. Generalizing about the persua-sive effects of message variations: The case of gain-framed and loss-framed appeals // Haaften T. V., Jansen H., Jong J. D., Koetsenruijter W. (Eds.), Bending opinion: Essays on persuasion in the public domain. The Netherlands: Leiden Uni-versity Press, 2011. P. 117–131.

Lakoff R. T. Persuasive discourse and ordinary conversation, with examples of advertising // Tannen D. (Ed.) Analizing discourse: text and talk. Georgetown University Press, 1982. P. 25–42.

Planken B. The changing landscape of busi-ness communication: developments and direc-tions in research. In The language factor in inter-national business: new perspectives on research, teaching and practice / Priscilla Heynderickx ... [et al.]. Bern: Peter Lang AG, International Aca-demic Publishers. 2012. P. 17–41.

Shiryaeva T. A. A theory-driven framework for the study of language in business / Shiryaeva T. A., Gelyaeva A. I., Alikaev R. S., Huchinaeva D. D., Toguzaeva M. R. // XLinguae, 2018. P. 82–90. URL: http://www.xlinguae.eu/files/ XLinguae1_2018_8.pdf (дата обращения: 11.05.2020).

Загрузки

Опубликован

2020-10-16

Как цитировать

Копусь (Tatiana L. Kopus) Т. Л., & Климова (Irina I. Klimova) И. И. (2020). ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПИТЧА КАК РЕЧЕВОГО ЖАНРА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 12(3). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-3-31-40

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО