ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПИТЧА КАК РЕЧЕВОГО ЖАНРА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Татьяна Леонидовна Копусь (Tatiana L. Kopus), Ирина Иосифовна Климова (Irina I. Klimova)

Аннотация


Проведено исследование системообразующих характеристик питча как жанра деловой речи в деловой речевой коммуникации. Материал исследования представлен выборкой из 54 предпринимательских питчей (краткой речи предпринимателя перед инвесторами) в телевизионных реалити-шоу Dragons’ Den (Великобритания) и Sharks Tank (США). Статья посвящена описанию питчей, изучаемых современными лингвистами в рамках антропоцентрической парадигмы. Рассматриваются понятия «речевой жанр», «коммуникативная стратегия» с точки зрения научных взглядов М. М. Бахтина, О. С. Иссерс, а также теории делового дискурса в работах Ф. Барджела-Кьяппини (F. Bargiela-Chiappini). Анализируются наиболее типичные структурные, лексико-семантические и стилистические характеристики питча, проявляющиеся в процессе речевой деятельности, в динамике. Методика исследования состоит в изучении синтаксиса, семантики, стиля и прагматики питчей, а также элементов когнитивного анализа для реконструкции элементов образа говорящего и слушающего, метода лингвистической интерпретации и метода интроспекции. Авторы полагают, что при взаимодействии факторов деловой, публичной и массмедийной коммуникации порождается жанр, не сводимый к механической сумме их составляющих. Исследование показывает, что взятый в контексте массмедийной коммуникации питч как жанр следует рассматривать во всем многообразии данной речевой ситуации, что ведет к переосмыслению жанрообразующих факторов питча. Новое понимание роли и значения питча позволяет категоризовать его не в рамках одного из элементов, составляющих жанр продаж, а как наиболее значимый элемент жанра коммерческих переговоров. Полученные результаты могут найти применение в практике преподавания современного английского языка, в исследованиях по коммуникативной и прагматической лингвистике.

Ключевые слова


речевой жанр; деловая речь; прагматика; деловая речевая коммуникация; массмедийная комму-никация; стратегия; питч; коммуникативная ситуация.

Полный текст:

PDF

Литература


Source material

Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/ (accessed 11.05.2020).

Dragons’ Den. British Reality show. BBC Two. 2019. 47 Episodes. Available at: https://www.bbc.co.

uk/programmes/b006vq92/episodes/guide (ac-cessed 11.05.2020).

Episode. 2016. Gin and Tonic. Dragon’s Den. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=EIt

U5letwmM (accessed 11.05.2020).

Shark Tank. Reality television series on ABC. 201947 Episodes. Available at: https://abc.com/

shows/shark-tank (accessed 11.05.2020).

References

Apresyan Yu. D. Izbrannye trudy [Selected works]. Moscow, LRC Publishing House, 1995, vol. 2. Integral’noe opisanie yazyka i sistemnaya leksikografiya [Integral description of the lan-guage and system lexicography]. 472 p. (In Russ.)

Bakhtin M. M. Problema rechevykh zhanrov [The issue of speech genres]. Sobr. soch. [Collec-tion of works]. Moscow, Russkie slovari Publ., 1996, vol. 5. Raboty 1940–1960 gg. [Works of the1940s–1960s], pp. 159–206. (In Russ.)

Blakar R. M. Yazyk i modelirovanie sotsi-al’nogo vzaimodeystviya [Language as a means of social power]. Moscow, 1987, pp. 88–125. (In Russ.)

Issers O. S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoy rechi [Communication strategies and tac-tics of Russian speech]. Moscow, URSS Publ., 2017. 308 p. (In Russ.)

Albertson E. How to open doors with a bril-liant elevator speech. New Providence, NJ, R. R. Bowker LLC, 2008. 165 p. (In Eng.)

Bargiela-Chiappini F., Nickerson C., Planken B. Business discourse (Research and practice in applied linguistics). New York, Palgrave Macmil-lan, 2007. 282 p. (In Eng.)

Bargiela-Chiappini F. The Handbook of busi-ness discourse. Edinburgh, University Press, 2009. 528 p. (In Eng.)

Blazkova H. Generating word-of-mouth via organized business networks: the role of narrative and metaphor in 60-second self-marketing speeches. A thesis submitted to the University of Birmingham for the degree of Doctor of Philoso-phy, The University of Birmingham, 2016. 462 p. (In Eng.)

Guervós S. J. Rhetorical analysis of a dis-course model in the business world: ‛Elevator Pitch’. Círculo de lingüística aplicada a la comunicación (Retórica, discurso, persuasión), 2019, pp. 7–16. Available at: https://dx.doi.org/10.5209/clac.66597 (accessed 11.05.2020). (In Eng.)

Howell L. Give your entrepreneurial pitch a lift. Bothell, WA, Publishers Network, 2006. 332 p. (In Eng.)

O’Keefe D. J. Generalizing about the persua-sive effects of message variations: The case of gain-framed and loss-framed appeals. Bending opinion: Essays on persuasion in the public do-main. Ed. by T. V. Haaften, H. Jansen, J. D. Jong, & W. Koetsenruijter. Netherlands, Leiden University Press, 2011, pp. 117–131. (In Eng.)

Lakoff R.T. Persuasive discourse and ordinary conversation, with examples of advertising. Ana-lyzing discourse: text and talk. Ed. by D. Tannen. Georgetown University Press, 1982, pp. 25–42. (In Eng.)

Planken B. The changing landscape of busi-ness communication: developments and direc-tions in research. In The language factor in in-ternational business: new perspectives on re-search, teaching and practice. Ed. by Priscilla Heynderickx [et al.]. Bern, Peter Lang AG, Inter-national Academic Publishers, 2012, pp. 17–41. (In Eng.)

Shiryaeva T. A., Gelyaeva A. I., Alikaev R. S., Huchinaeva D. D., Toguzaeva M. R. A theory-driven framework for the study of language in business. XLinguae, pp. 82–90. Available at: http://www.xlinguae.eu/files/XLinguae1_2018_8.pdf (accessed 11.05.2020). (In Eng.)

Список литературы

Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 2. Ин-тегральное описание языка и системная лекси-кография. М.: Языки рус. культуры, 1995. 767 с.

Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч. М.: Русские словари, 1996. Т. 5: Работы 1940–1960 гг. С. 159–206.

Блакар Р. М. Язык как инструмент соци-альной власти // Язык и моделирование соци-ального взаимодействия. М., 1987. C. 88–125.

Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: URRS, 2017. 308 с.

Albertson E. How to open doors with a bril-liant elevator speech. New Providence, NJ: R. R. Bowker LLC, 2008. 165 p.

Bargiela-Chiappini F. Nickerson C., Plank-en B., Business Discourse (Research and Practice in Applied Linguistics). N. Y.: Palgrave Macmil-lan, 2007. 282 p.

Bargiela-Chiappini F. The Handbook of Business Discourse. Edinburgh: University Press, 2009. 528 p.

Blazkova H. Generating word-of-mouth via organized business networks: the role of narrative and metaphor in 60-second self-marketing speeches // A thesis submitted to the University of Birmingham for the degree of Doctor of Phi-losophy, The University of Birmingham, 2016. 462 p.

Guervós S. J. Rhetorical Analysis of a Dis-course Model in the Business World. Elevator Pitch in Círculo de lingüística aplicada a la comunicación (Retórica, discurso, persuasión), 2019. P. 7–16. URL: https://dx.doi.org/10.5209/clac.66597 (дата об-ращения: 11.05.2020).

Howell L. Give your entrepreneurial pitch a lift. Bothell, WA: Publishers Network, 2006. 332 p.

O’Keefe D. J. Generalizing about the persua-sive effects of message variations: The case of gain-framed and loss-framed appeals // Haaften T. V., Jansen H., Jong J. D., Koetsenruijter W. (Eds.), Bending opinion: Essays on persuasion in the public domain. The Netherlands: Leiden Uni-versity Press, 2011. P. 117–131.

Lakoff R. T. Persuasive discourse and ordinary conversation, with examples of advertising // Tannen D. (Ed.) Analizing discourse: text and talk. Georgetown University Press, 1982. P. 25–42.

Planken B. The changing landscape of busi-ness communication: developments and direc-tions in research. In The language factor in inter-national business: new perspectives on research, teaching and practice / Priscilla Heynderickx ... [et al.]. Bern: Peter Lang AG, International Aca-demic Publishers. 2012. P. 17–41.

Shiryaeva T. A. A theory-driven framework for the study of language in business / Shiryaeva T. A., Gelyaeva A. I., Alikaev R. S., Huchinaeva D. D., Toguzaeva M. R. // XLinguae, 2018. P. 82–90. URL: http://www.xlinguae.eu/files/ XLinguae1_2018_8.pdf (дата обращения: 11.05.2020).




DOI: http://dx.doi.org/10.17072/2073-6681-2020-3-31-40

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




«Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на elibrary «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» в списках ВАК «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на elibrary  «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на DOAJ

«Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» в интернет-магазине периодических изданий «Пресса по подписке»  «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на Cyberleninka «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на IPRbooks