ТРАНСВЕРСАЛЬНОСТЬ: ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРМИНА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КОРПУСОВ И ДРУГИХ КОНТЕКСТОВ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-2-34-42

Ключевые слова:

трансверсальность, трансверсальные навыки, корпусная лингвистика, контексты языковых корпусов, корпус как ресурс и инструмент, экземплификация термина.

Аннотация

 Проблема расширения терминологического аппарата в определенной исследовательской области связана с появлением и развитием понятий и терминов, которые получают точную экспликацию для передачи новых знаний через определения. В статье предпринимается попытка проследить эволюцию термина «трансверсальность» от его ранее ограниченных математическими рамками контекстов XIX в. до расширения области распространения в других видах человеческой деятельности. Особую популярность и частотность использования это лексическое явление приобрело в образовательном пространстве, а также на многослойном рынке образовательных услуг, где в последнее десятилетие появился термин-словосочетание «трансверсальные навыки (трансверсальная компетенция)», к которому обращаются при представлении качественных характеристик отдельных навыков, востребованных в современном обществе, основанном на знаниях.Для определения значения термина «трансверсальные навыки» и последующей интерпретации полученных данных автор использует два релевантных источника: во-первых, это контексты и инструментарий современной корпусной лингвистики (the Wikipedia Corpus, the 14 Billion Word iWeb Corpus) и, во-вторых, другие актуальные контексты, взятые из европейских образовательных документов и проектных отчетов на английском языке, которые в совокупности дают возможность получить полное представление о новом терминологическом явлении в современной образовательной среде. При этом корпус языка используется не только как ресурс, но и как инструмент и метод для исследования.Проведенное изучение появления и закрепления термина позволяет сделать вывод о расширении границ запроса на новое терминологическое явление, а также сформировать единое понимание термина «трансверсальные навыки», а значит, адекватное его восприятие и употребление заинтересованными пользователями в сфере современного образования, образовательной политики и рынка труда.

Биография автора

Валентина Анатольевна Кононова (Valentina A. Kononova), Сибирский федеральный университет

к. пед. н., доцент кафедры делового иностранного языка

Библиографические ссылки

Миннуллина Э. Б. Сущность объекта как цель социального познания. Казань: КГЭУ, 2005. 153 с.

Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/new/ (дата обращения: 28.08.2019).

Павлова О. Н. Трансверсальная идентичность и современная нарциссическая реальность // Вестник РУДН. Серия «Философия». 2010. № 3. С. 11–19.

Разумовская В. А., Кононова В. А. К вопросу о необходимости формального признания неформального образования // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2016. № 2. С. 72–77.

Цветков С. В. Критерии прочности трансверсально-изотропных материалов различных классов симметрии структуры // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Серия «Машиностроение». 2009. № 1. С. 86–99.

Care E., Luo R. Assessment of Transversal Competences. Policy and Practice in Asia-Pacific Region. Bangkok: UNESCO Bangkok, 2016. 50 p.

CEIC: The European Union’s unemployment rate. September 2017. URL: https://www.ceicdata.com/en/blog/eu-unemployment-rate (дата обращения: 26.09.2019).

Davies M. BYU-BNC (based on the British National Corpus from Oxford University Press). 2004–. URL: https://corpus.byu.edu/bnc/ (дата обращения: 26.06.2019).

Davies M. The Wikipedia Corpus. 2014–. URL: https://www.english-corpora.org/wiki/ (дата обращения: 26.06.2019).

Davies M. The 14 Billion Word iWeb Corpus. 2018–. URL: https://corpus.byu.edu/iweb/ (дата обращения 30.06.2019).

European Commission. Report to the European Commission on Improving the quality of teaching and learning in Europe’s higher education institutions. 2013. URL: http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/repository/education/library/reports/modernisation_en.pdf (дата обращения: 21.09.2019).

European Commission/EACEA/Eurydice, 2012. Developing Key Competences at School in Europe: Challenges and Opportunities for Policy. Eurydice Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union. URL: http://keyconet.eun.org/c/document_library/get_file?uuid=d21d041b-ea4e-448e-954b-58e4272b194c&groupId=11028 (дата обращения: 16.06.2019).

Jochemczyk L., Pietrzak J., Zawadzka A. The construction of Dynamical Negotiation Networks depending on need for cognitive closure. 2016. № 53. Р. 44–57.

KEYSTART2WORK. URL: http://keystart2work.eu/en/ (дата обращения: 29.09.2019).

Moingeon B. Transversal management: how to break out organizational silos_2017. URL: https://www.linkedin.com/pulse/transversal-management-how-break-out-organizational-silo-moingeon (дата обращения: 10.06.2019).

Tayah M. J. Skills development and recognition for domestic workers across borders. 2016. URL: https://www.academia.edu/27957555/Skills_development_and_recognition_for_domestic_workers_across_borders (дата обращения: 15.09.2019).

UNESCO: Transversal competences in education policy and practice. UNESCO Bangkok Office (Phase I): regional synthesis report. 2015. 71 p.

UNESCO: TVETipedia Glossary. URL: https://unevoc.unesco.org/go.php?q=TVETipedia+glossary+

A-Z&filt=all&id=577 (дата обращения: 17.06.2019).

Welsch W. Unsere postmoderne Moderne. Berlin: Akademie Verlag GmbH, 2002. 346 S.

White Paper on the Future of Europe: Reflections and scenarios for the EU27 by 2025. Brussels: European Commission, 2017. 32 p.

Wilkinson L. C. Learning language and mathematics: A perspective from Linguistics and Education // Linguistics and Education. 2019. № 49. P. 86–95.

References

Minnullina E. B. Sushchnost’ ob”ekta kak tsel’ sotsial’nogo poznaniya [The essence of the object as a goal of social cognition]. Kazan, Kazan State Power Engineering University Press, 2005. 153 p. (In Russ.)

Natsional’nyy korpus russkogo yazuka [The national corpus of the Russian language]. Available at: http://www.ruscorpora.ru/new/ (accessed 28.08.2019). (In Russ.)

Pavlova O. N. Transversal’naya identichnost’ i sovremennaya nartsissicheskaya real’nost’ [Transversal identity and modern narcissistic reality]. Vestnik RUDN. Seriya «Filosofiya» [RUDN Journal of Philosophy], 2010, issue 3, pp. 11–19. (In Russ.)

Razumovskaya V. A., Kononova V. A. K voprosu o neobkhodimosti formal’nogo priznaniya neformal’nogo obrazovaniya [On the need for formal recognition of non-formal education]. Alma Mater. Vestnik vusshey shkoly [Alma Mater. Higher School Herald], 2016, issue 2, pp. 72–77. (In Russ.)

Tsvetkov S. V. Kriterii prochnosti transversal’no-izotropnykh materialov razlichnukh klassov simmetrii struktury [Strength criteria for transversally-isotropic materials of different classes of structure symmetry]. Vestnik of MGTU im. N. E. Baumana, seriya «Mashinostroenie» [Herald of the Bauman Moscow State Technical University. Series Mechanical Engineering], 2009, issue 1, pp. 86–99. (In Russ.)

Care E., Luo R. Assessment of Transversal Competences. Policy and Practice in Asia-Pacific Region. Bangkok, UNESCO Bangkok, 2016. 50 p. (In Eng.)

CEIC: The European Union’s unemployment rate. September 2017. Available at: https://www.ceicdata.com/en/blog/eu-unemployment-rate (accessed 26.09.2019). (In Eng.)

Davies M. BYU-BNC. (based on the British national corpus from Oxford University Press). 2004–. Available at: https://corpus.byu.edu/bnc/ (accessed 26.06.2019). (In Eng.)

Davies M. The wikipedia corpus. 2014–. Available at: https://www.english-corpora.org/wiki/ (accessed 26.06.2019). (In Eng.)

Davies M. The 14 billion word iWeb corpus. 2018–. Available at: https://corpus.byu.edu/iweb/ (accessed 30.06.2019). (In Eng.)

European Commission, 2013. Report to the

European Commission on improving the quality of teaching and learning in Europe’s higher education institutions. Available at: http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/repository/education/library/reports/modernisation_en.pdf (accessed 21.09.2019). (In Eng.)

European Commission/EACEA/Eurydice, 2012. Developing key competences at school in Europe: Challenges and opportunities for policy. Eurydice report. Luxembourg, Publications Office of the European Union (accessed 16.06.2019). (In Eng.)

Jochemczyk L., Pietrzak J., Zawadzka A. The construction of dynamical negotiation networks depending on need for cognitive closure. 2016, issue 53, pp. 44–57. (In Eng.)

KEYSTART2WORK. Available at: http://keystart2work.eu/en/ (accessed 29.09.2019). (In Eng.)

Moingeon B. Transversal management: how to break out organizational silos_2017. Available at: https://www.linkedin.com/pulse/transversal-management-how-break-out-organizational-silo-moingeon (accessed 10.06.2019) (In Eng.)

Tayah M. J. Skills development and recognition for domestic workers across borders. 2016. Available at: https://www.academia.edu/27957555/Skills_development_and_recognition_for_domestic_workers_across_borders (accessed 15.09.2019) (In Eng.)

UNESCO: TVETipedia Glossary. Available at: https://unevoc.unesco.org/go.php?q=TVETipedia+glossary+A-Z&filt=all&id=577 (accessed 17.06.2019) (In Eng.)

UNESCO: Transversal competences in education policy and practice. UNESCO Bangkok Office (Phase I): regional synthesis report. 2015. 71 p. (In Eng.)

Welsch W. Unsere postmoderne Moderne. Berlin, Akademie Verlag GmbH, 2002. 346 p. (In Germ.)

White Paper on the Future of Europe: Reflections and scenarios for the EU27 by 2025. Brussels, European Commission, 2017. 32 p. (In Eng.)

Wilkinson L. C. Learning language and mathematics: A perspective from linguistics and education. Linguistics and Education, 2019, issue 49, pp. 86–95. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2020-07-27

Как цитировать

Кононова (Valentina A. Kononova) В. А. (2020). ТРАНСВЕРСАЛЬНОСТЬ: ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРМИНА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КОРПУСОВ И ДРУГИХ КОНТЕКСТОВ. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 12(2). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-2-34-42

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО