ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ИДЕНТИФИЦИРУЮЩИЕ СИМВОЛЫ РУССКОГО СЕВЕРА
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2019-4-22-32Ключевые слова:
лингвокультурный символ, региональный бренд, Русский Север, имя собственное, дериваты топонимов, мотивация, семантика.Аннотация
Исследование посвящено феномену лингвокультурного символа территории как одной из форм репрезентации конкретного региона. Его географический фокус сосредоточен на северных территориях европейской части России (Русском Севере). В центре внимания автора устойчивые словосочетания с топонимическим компонентом (вологодское масло, ракульская роспись, уломские гвозди и др.). Подчеркивается, что не все подобные образования становятся территориальной «эмблемой», а лишь те, которые частотны, обладают смысловой и образной «достаточностью» и присутствуют в сознании носителя языка в форме «визитной карточки» региона. Обращается внимание на то, что, употребляясь в составе устойчивых словосочетаний, оттопонимические прилагательные могут выполнять функцию оценочной характеристики: они теряют свою географическую привязку и наделяются обобщенно-мелиоративными коннотациями (вологодское масло = качественное масло). Отмечается, что сема «продукт высокого качества» проявляется на уровне контекстной семантики, когда топонимическое определение обозначает лучший товар из предложенных «на рынке». Своеобразной «визиткой» региона чаще всего оказывается местная продукция или один из промыслов, характерный для конкретного локуса. Наряду с макробрендами, широко известными не только в России, но и за рубежом (вологодское кружево), функционируют микробренды, узнаваемые преимущественно местными жителями (каргапольский рыжик). Отмечается также, что происходит не только возрождение линвокультурной символики, основанное на исторической памяти регионов, но и угасание ряда брендов, связанное, например, с исчезновением того или иного промысла (белослудские кушаки).Библиографические ссылки
Баранов С. Ю. Культура Вологодского края: рукоделия и ремесла. Вологда: ВИРО, 2004. 160 с.
Березович Е. Л., Кабакова Г. И. Россия и Франция: диалог языковых стереотипов // Ан-тропологический форум. 2015. № 27. С. 9–69.
Березович Е. Л., Кривощапова Ю. А. Образ Москвы в зеркале русского и иностранных языков. «География» Москвы // Quaestio Rossica. 2014. № 3. С. 159–183.
Брагин А. Е. На Шексне у заветного камня URL: https://www.cpv.ru/modules/myhistory/item.php?itemid=82 (дата обращения: 20.10.2019).
Бурыкин А. А. Курский соловей, арзамасские гуси, тамбовский волк (к истории региолектных идентифицирующих символов и идиоматики) // Диалектная лексика. 2016. С. 66–88.
Вологодское маслоделие: история развития / Г. В. Твердохлеб, В. О. Шемякин, Г. Ю. Сажинов, П. В. Никифоров. СПб.: СПБГУНиПТ, 2002. 245 с.
Гришина С. В мир тотемского барокко – с путеводителем.URL: http://cultinfo.ru/news/2017/2/in-the-world-of-totma-baroque-with-guide (дата обращения: 20.10.2019).
Зайцев С. М. Тотемское барокко // Русская Америка. Вологда, 1994. № 1. С. 18–20.
Осипова К. В. Этнолингвистическое изучение народных традиций, связанных с пищей (на примере русских и инославянских культурно-языковых данных) // Славянское языкознание: XVI Междунар. съезд славистов / Российская академия наук, Отделение историко-филологических наук, Национальный комитет славистов РФ. 2018. С. 436–452.
Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер, 2006. 416 с.
Петров Н. В. «Фольклорный брендинг» российских территорий // Воображаемая территория: от локальной идентичности до бренда / сост. М. В. Ахметова, Н. В. Петров; авт. предисл. Н. В. Петров, М. В. Ахметова, М. И. Байдуж. М.: Неолит, 2018. 224 с.
Похлебкин В. В. История водки. М.: Центрполиграф, 2005. 160 с.
Сюткина О. А., Сюткин П. П. Непридуманная история русских продуктов М.: АСТ, 2014. 432 с.
References
Baranov S. Yu. Kul’tura Vologodskogo kraya: rukodeliya i remesla [The culture of the Vologda region: needlework and crafts]. Vologda, VIRO Press, 2004, pp. 5–7. (In Russ.)
Berezovich E. L., Kabakova G. I. Rossiya i Frantsiya: dialog yazykovykh stereotipov [Russia and France: Dialogue of linguistic stereotypes]. Antropologicheskiy forum [Forum for Anthropology and Culture], 2015, issue 27, pp. 9–69. (In Russ.)
Berezovich E. L., Krivoshchapova Yu. A. Obraz Moskvy v zerkale russkogo i inostrannykh yazykov. ‘Geografiya’ Moskvy [The image of Moscow in the mirror of the Russian and foreign languages. Moscow’s ‘Geography’], Quaestio Rossica, 2014, issue 3, pp. 159–183. (In Russ.)
Bragin A. E. Na Sheksne u zavetnogo kamnya [On Sheksna, by the sacred stone]. Available at: https://www.cpv.ru/modules/myhistory/item.php?itemid=82 (accessed 20.10.2019). (In Russ.)
Burykin A. A. Kurskiy solovey, arzamasskie gusi, tambovskiy volk (k istorii regiolektnykh identifitsiruyushchikh simvolov i idiomatiki) [Kursk nightingale, Arzamas geese, Tambov wolf (to the history of regiolectal identifying symbols and idiomatics]. Dialektnaya leksika [Dialectal vocabulary], 2016, pp. 66–88. (In Russ.)
Vologodskoe maslodelie: istoriya razvitiya [Vologda butter manufacturing: the history of development: Monograph]. Ed. by G. V. Tverdokhleb, V. O. Shemyakin, G. Yu. Sazhinov, P. V. Nikiforov. St. Petersburg, Saint Petersburg State University of Refrigeration and Food Processing Technologies Press, 2002. 245 p. (In Russ.)
Grishina S. V mir totemskogo barokko – s putevoditelem [Into the world of Totma baroque – with a guidebook]. Available at: http://cultinfo.ru/news/2017/2/in-the-world-of-totma-baroque-with-guide (accessed 20.10.2019). (In Russ.)
Zaitsev S. M. Totemskoe barokko [Totma ba-roque]. Russkaya Amerika [Russian America], 1994, issue 1, pp. 18–20. (In Russ.)
Osipova K. V. Etnolingvisticheskoe izuchenie narodnykh traditsiy, svyazannykh s pishchey (na primere russkikh i inoslavyanskikh kul’turno-yazykovykh dannykh) [Ethnolinguistic study of folk traditions related to food (based on the Russian and Slavic cultural and linguistic data). Slavyanskoe yazykoznanie. XVI Mezhdunarodnyy s”ezd slavistov. Rossiyskaya akademiya nauk, Otdelenie istoriko-filologicheskikh nauk, Natsional’nyy komitet slavistov RF [Slavic linguistics. The 16th International Congress of Slavists. Russian Academy of Sciences, Department of Historical and Philological Studies, National Committee of Slavists
of the Russian Federation]. 2018, pp. 436–452. (In Russ.)
Pankrukhin A. P. Marketing territoriy [Marketing of territories]. St. Petersburg, Piter Publ., 2006. 416 p. (In Russ.)
Petrov N. V. ‘Fol’klornyy brending’ rossiyskikh territoriy [‘Folklore branding’ of Russian territories]. Voobrazhaemaya territoriya: ot lokal’noy identichnosti do brenda [Imaginary territory: From local identity to a brand]. Comp. by M. V. Akhmetova, N. V. Petrov, preface by N. V. Petrov, M. V. Akhmetova, M. I. Bayduzh. Moscow, Neolit Publ., 2018. 224 p. (In Russ.)
Pokhlebkin V. V. Istoriya vodki [The history of vodka]. Moscow, Tsentrpoligraf Publ., 2005. 160 p. (In Russ.)
Syutkina O. A., Syutkin P. P. Nepridumannaya istoriya russkikh produktov [A non-invented history of some Russian food items]. Moscow, AST Publ., 2014. 432 p. (In Russ.)