МОТИВЫ ЭККЛЕСИАСТА И ПЕСНИ ПЕСНЕЙ В ПОЭЗИИ И. К. ГЮНТЕРА (к вопросу о библейской архетекстуальности)
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2019-3-131-145Ключевые слова:
немецкая поэзия начала XVIII в., И. К. Гюнтер, Библия, Книга Экклесиаста, Песнь Песней, архетекст, архетекстуальность, барокко, рококо.Аннотация
Исследование посвящено о проблеме библейской архетекстуальности в европейской литературе, в частности, в творчестве выдающегося немецкого поэта И. К. Гюнтера (J. Chr. Günther, 1695–1723). Его цель – выявление функций Книги Экклесиаста (Екклесиаста) и Песни Песней как важнейших архетекстов поэзии Гюнтера. Методологической основой исследования послужила концепция диалога культур и «диалога текстов» М. М. Бахтина, а также базирующаяся на ней теория интертекстуальности (Ю. Критева, Р. Барт, Ж. Женетт). Использованы главным образом методы структурного и целостного анализа художественного текста, компаративный, герменевтический, культурно-исторический, биографический. Установлено, что в каких бы жанрах ни писал Гюнтер, он постоянно ведет диалог с Библией, часто сознательно ориентируясь на ее поэтику. Книга Экклесиаста, исследующего трагические антиномии бытия, парадоксально соединяющего представление о бренности и абсурдности жизни с призывом радоваться каждому ее мгновению, оказалась чрезвычайно созвучной поэзии барокко. У Гюнтера во многом сохраняются черты барочного мироощущения, поэтому закономерно мотивы Экклесиаста пронизывают его лирику (духовные и студенческие песни, любовные и философские стихи). В сравнении с древнееврейским поэтом, а также барочными поэтами XVII в. у Гюнтера более силен гедонизм, но это гедонизм нового типа, опирающийся на разумную природу человека и его естественное стремление к счастью, – прежде всего в его студенческих песнях (Studentenlieder) – первых произведениях рококо в немецкой поэзии. Новый гедонизм в соединении с мотивами бренности бытия, преломленный через топику Экклесиаста и Песни Песней, проявляется в новаторской любовной лирике Гюнтера, отличающейся особым исповедальным характером. Размышления над неразрешимой проблемой теодицеи через призму Книги Иова и Книги Экклесиаста усиливаются в позднем творчестве Гюнтера, органично сочетаясь с упованием на спасение и Божественную любовь в мире вечном, в связи с чем поэт обращается к мистически осмысленной топике Песни Песней. Библейская архетекстуальность позволила Гюнтеру глубже выразить свою индивидуальность и проблемы человеческого духа в сложное переломное время.Библиографические ссылки
Аверинцев С. С. Арфа царя Давида: у истоков древнейшей лирической традиции // Иностр. лит. 1988. № 6. С. 189195.
Ветхий Завет: Плач Иеремии; Экклесиаст; Песнь Песней / пер. и коммент. И. М. Дьяконова, Л. Е. Когана при участии Л. В. Маневича. М.: РГГУ, 1998. 343 с.
Гёте И. В. Из моей жизни. Поэзия и правда / пер. Н. Ман // Собр. соч.: в 10 т. / под общ. ред. А. Аникста и Н. Вильмонта. М.: Худож. лит., 1976. Т. 3. 718 c.
Немецкая поэзия XVII века / пер., сост., предисл. и примеч. Л. Гинзбурга. М.: Худож. лит., 1976. 208 с.
Самарин Р. М. И. Х. Гюнтер // История немецкой литературы: в 5 т. / под ред. Б. И. Пуришева, Р. М. Самарина, И. М. Фрадкина. М.: Изд-во АН СССР, 1962. Т. 1. С. 443–449.
Синило Г. В. Библия как «осевой» архетекст европейской литературы (на примере немецкой лирической поэзии) // Журн. Белорус. гос. ун-та. Филология. 2017. № 3. С. 19–29.
Синило Г. В. Книга Экклесиаста как «осевой» архетекст поэзии барокко // Журн. Белорус. гос. ун-та. Филология. 2018. № 2. С. 5–16.
Синило Г. В. Песнь Песней в контексте мировой культуры: в 2 кн. Кн. 1: Поэтика Песни Песней и ее религиозные интерпретации. Минск: Экономпресс, 2012. 680 c.
Синило Г. В. Экклесиаст и его рецепция в мировой культуре: в 2 ч. Минск: БГУ, 2012. Ч. 1: Предтечи, поэтика, религиозные интерпретации. 220 с.
Тураев С. В. Немецкая литература // История всемирной литературы: в 9 т. / редкол: С. В. Тураев (отв. ред.) [и др.]. М.: Наука, 1988. Т. 5. С. 193–244.
Bölhoff R. Kommentar // Günther J. Chr. Werke / hrsg. von R. Bölhoff. Frankfurt am Main: Deutscher Klassiker Verlag, 1998. S. 913–1548.
Bütler-Schön H. Dichtungsverständnis und Selbstdarstellung bei Johann Christian Günther. Bonn: Bouvier Verlag, 1980. 262 S.
Bütler-Schön H. Theodizeeproblem und Hiobnachahmung: Ein Beitrag zur Interpretation von Günthers Gedicht “Gedult, Gelaẞenheit…” // Text + Kritik. 1982. № 74/75. S. 13–25.
Dahlke H. Johann Christian Günther: Seine dichterische Entwicklung. Berlin [Ost]: Rütten & Loening Verlag, 1960. 260 S.
Das Buch in den Büchern: Wechselwirkungen von Bibel und Literatur / hrsg. von A. Polaschegg und D. Weidner. München: W. Fink Verlag, 2012. 397 S.
Günther J. Chr. Werke / hrsg. von R. Bölhoff. Frankfurt am Main: Deutscher Klassiker Verlag, 1998. 1596 S.
Kaminski N. Textualität des Erlebens und Materialität der Zeichen. Zu einer Semiotik der Liebe und des Todes in Johann Christian Günthers Liebesgedichten // Johann Christian Günther (1695–1723): Oldenburger Symposium zum 300. Geburtstag des Dichters / hrsg. von J. Stüben. München: Oldenbourg Verlag, 1997. S. 229–248.
Konrad U., Pape M. Johann Christian Günther in der Tradition der evangelischen Kirchenliteratur // Zeitschrift für die deutsche Philologie. 1981. No 100. S. 504–527.
Krämer W. Das Leben des schlesischen Dichters Johann Christian Günther (1695–1725). Mit Quellen und Anmerkungen zum Leben und Schaffen des Dichters und seiner Zeitgenossen. Stuttgart: Klett-Gotta Verlag, 1980. 619 S.
Martini F. Deutsche Literaturgeschichte. Stuttgart: Kröner Verlag, 1991. 765 S.
Osterkamp E. Das Kreuz des Poeten: zur Leidensmetaphorik bei Johann Christian Günther // Deutsche Vierteljahrschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 1981. № 55. S. 278–292.
Stenzel J. Ein anderer Hiob: Johann Christian Günthers Klagegedicht Als er durch innerlichen Trost bey der Ungeduld gestärcket wurde // Gedichte und Interpretationen: in 6 Bd. Stuttgart: Philipp Reclam jun. Verlag, 1995. Bd. 1: Renais-sance und Barock / hrsg. von V. Meid. S. 405–414.
Stüben J. (Hrsg.) Johann Christian Günther (1695–1723): Oldenburger Symposium zum 300. Geburtstag des Dichters. München: Oldenbourg Verlag, 1997. 436 S.
Sutherland C. S. The lyric poetry of Johann Christian Gunther as a paradigm of the transition from Baroque to Enlightenment: Thesis (PhD). London: Goldsmith’s College (University of London), 1991. URL: https://ethos.bl.uk/OrderDetails.do?uin=uk.bl.ethos.307981 (дата обращения: 20.05.2019).
Winkler J. Sh. Johann Christian Günther – A Study in Contrasts and Controversy: Diss. Princeton (New Jersey): Princeton University, 1963.
References
Averintsev S. S. Arfa tsarya Davida: U istokov drevneyshey liricheskoy traditsii [The harp of King David: At the origin of the oldest lyrical tradition]. Inostrannaya Literatura [Foreign Literature], 1988, issue 6, pp. 189–191. (In Russ.)
Vetkhiy Zavet: Plaсh Ieremii; Ekklesiast; Pesn’ Pesney [The Old Testament: The Lamentations of Jeremiah; Ecclesiastes; The Song of Songs]. Transl. and notes by I. M. D’yakonov, L. E. Kogan, L. V. Manevich. Moscow, Russian State University for the Humanities Press, 1998. 343 p. (In Russ.)
Goethe J. W. Iz moey zhizni. Poeziya i pravda [From my life. Poetry and truth]. Transl. by N. Man. Goethe J. W. Sobraniye sochineniy: v 10 t. [Collected Works: in 10 vols.]. Ed. by A. Anikst and N. Vilmont. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1976, vol. 3. 718 p. (In Russ.)
Nemetskaya poeziya 17 veka [The German poetry of the 17th century]. Ed., comp., preface and notes by L. Ginsburg. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1976. 208 p. (In Russ.)
Samarin R. M. I. Kh. Gyunter [J. Chr. Günther]. Istoriya nemetskoy literatury: v 5 t. [The History of German Literature: in 5 vols.]. Ed. by B. I. Purishev, R. M. Samarin, I. M. Fradkin. Moscow, The Academy of Sciences of the USSR Publ., 1962, vol. 1, pp. 443–449. (In Russ.)
Sinilo G. V. Bibliya kak ‘osevoy’ arkhetext evropeyskoy literatury (na primere nemetskoy liricheskoy poezii [The Bible as the ‘axial’ archetext of European literature (by the example of German lyric poetry]. Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya [Journal of the Belarusian State University. Philology], 2017, issue 3, pp. 19–29. (In Russ.).
Sinilo G. V. Kniga Ekklesiasta kak ‘osevoy’ arkhetext poezii barokko [The book of Ecclesiastes as “axial” archetext of the Baroque poetry]. Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya [Journal of the Belarusian State University. Philology], 2018, issue 2, pp. 5–16. (In Russ.).
Sinilo G. V. Pesn’ Pesney v kontekste mirovoy kultury: v 2 kn. Kn. 1: Poetika Pesni Pesney i ee religioznye interpretatsii [The Song of Songs in the context of world culture: in 2 books. Book 1: The Poetics of The Song of Songs and its religious interpretations]. Minsk, Econompress Publ., 2012. 680 p. (In Russ.).
Sinilo G. V. Ekklesiast i ego retseptsiya v mirovoy culture: v 2 ch. [Ecclesiastes and its reception in world culture: in 2 pts.]. Minsk, Bela-rusian State University Press, 2012, pt. 1: Predtechi, poetica, religioznye interpretatsii [Precursors, poetics, religious interpretations]. 220 p. (In Russ.).
Turaev S. V. Nemetskaya literatura [German Literature]. Istoriya vsemirnoy literatury: v 9 t. [The history of world literature: in 9 vols.]. Ed. by S. V. Turaev and et al. Moscow, Nauka Publ., 1988, vol. 5, pp. 193–244. (In Russ.).
Bölhoff R. Kommentar. Günther J. Chr. Werke. Publ. by R. Bölhoff. Frankfurt am Main, Deutscher Klassiker Verlag, 1998, pp. 913–1548. (In Germ.).
Bütler-Schön H. Dichtungsverständnis und Selbstdarstellung bei Johann Christian Günther. Bonn, Bouvier Verlag, 1980. 262 p. (In Germ.).
Bütler-Schön H. Theodizeeproblem und Hiobnachahmung: Ein Beitrag zur Interpretation von Günthers Gedicht ‘Gedult, Gelaẞenheit…’. Text + Kritik, 1982, issue 74/75, pp. 13–25. (In Germ.).
Dahlke H. Johann Christian Günther: Seine dichterische Entwicklung. Berlin [Ost], Rütten & Loening Verlag, 1960. 260 p. (In Germ.).
Polaschegg A, Weidner D. (eds.) Das Buch in den Büchern: Wechselwirkungen von Bibel und Literatur [The Book in Books: Interactions of Bible and Literature]. Munich, W. Fink Verlag, 2012. 397 p. (In Germ.).
Günther J. Chr. Werke. Publ. by R. Bölhoff. Frankfurt am Main, Deutscher Klassiker Verlag, 1998. 1596 p. (In Germ.).
Kaminski N. Textualität des Erlebens und Materialität der Zeichen. Zu einer Semiotik der Liebe und des Todes in Johann Christian Günthers Liebesgedichten. Stüben J. (Publ.). Johann Christian Günther (1695–1723): Oldenburger Symposium zum 300. Geburtstag des Dichters. München, Oldenbourg Verlag, 1997, pp. 229–248. (In Germ.).
Konrad U., Pape M. Johann Christian Günther in der Tradition der evangelischen Kirchenliteratur. Zeitschrift für die deutsche Philologie, 1981, issue 100, pp. 504–527. (In Germ.).
Krämer W. Das Leben des schlesischen Dichters Johann Christian Günther (1695–1725). Mit Quellen und Anmerkungen zum Leben und Schaffen des Dichters und seiner Zeitgenossen. Stuttgart, Klett-Gotta Verlag, 1980. 619 p. (In Germ.).
Martini F. Deutsche Literaturgeschichte. Stuttgart, Kröner Verlag, 1991. 765 p. (In Germ.).
Osterkamp E. Das Kreuz des Poeten: zur Leidensmetaphorik bei Johann Christian Günther. Deutsche Vierteljahrschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 1981, issue 55, pp. 278–292. (In Germ.).
Stenzel J. Ein anderer Hiob: Johann Christian Günthers Klagegedicht “Als er durch innerlichen Trost bey der Ungeduld gestärcket wurde”. Meid V. (Publ.). Gedichte und Interpretationen: in 6 Bd. Stuttgart, Philipp Reclam jun. Verlag, 1995, vol. 1, pp. 405–414. (In Germ.).
Stüben J. (Publ.) Johann Christian Günther (1695–1723): Oldenburger Symposium zum 300. Geburtstag des Dichters. Munich, Oldenbourg Verlag, 1997. 436 p. (In Germ.).
Sutherland C. S. The lyric poetry of Johann Christian Gunther as a paradigm of the transition from Baroque to Enlightenment: Thesis (PhD). London, Goldsmith’s College (University of London) Press, 1991. Available at: https://ethos.bl.uk/OrderDetails.do?uin=uk.bl.ethos.307981 (accessed 20.05.2019). (In Eng.)
Winkler J. Sh. Johann Christian Günther – A Study in Contrasts and Controversy: Diss. Princeton (New Jersey), Princeton University, 1963. (In Eng.)