SIMULTANEITÀ, SIMULTANÉISME, SIMULTANÉITÉ: КОНЦЕПЦИЯ СИМУЛЬТАННОСТИ И ЕЕ МОДИФИКАЦИИ В АВАНГАРДИСТСКОЙ ЭСТЕТИКЕ
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2019-3-111-122Ключевые слова:
симультанность, авангард, дадаизм, футуризм, Аполлинер, Барзэн, Малларме, Маринетти, Тцара.Аннотация
В статье проводится анализ основных ипостасей «симультанного искусства», выявляются философские и научные источники термина, а также прослеживаются этапы становления идеи. Симультанность рассматривается как универсальная авангардистская категория, позволяющая восстановить историко-культурный контекст эпохи и проследить трансформацию авангардистской эстетики. В поэтический дискурс это понятие вводит Стефан Малларме: он обращает внимание на то, что специфическая визуальная конфигурация стиха дает возможность обеспечить «целокупное видение страницы» и одновременное восприятие последовательно развивающихся фрагментов текста. Согласно воззрениям представителей интегрализма и группы Аббатства Кретей, симультанность выступает синонимом «универсального ритма», пронизывающего «монистическую Вселенную», который отражает в своем произведении поэт. Унанимизм же обращается к ритму урбанистического пространства и ощущению субъектом синхронизованного движения городской толпы. Центральным принципом футуризма, связанным с симультанностью, является «эстетизация скорости»: художники стремятся создать «опространствленное» время в плоскости холста, передать динамику с помощью дислокации предметов, поэты – создать быстрый, «телеграфный» стиль, имитирующий движение «вихрей электронов». Того же синтетического восприятия ищет Робер Делоне, но динамика создается им с помощью контраста цветов. Симультанность книги Сони Делоне и Блеза Сандрара задается, во-первых, техникой «симультанных контрастов», во-вторых – особым поэтическим ритмом и визуальной конфигурацией стихов. Концепция «симультанеизма» Анри-Мартен Барзэна подразумевает одновременную рецитацию стихов несколькими чтецами и драматизацию поэзии. Наконец, для дадаистов симультанность становится способом освобождения чтения / восприятия от диктатуры языковой логики, навязываемой линейным развитием текста.Библиографические ссылки
Гальцова Е. Д. Французский вектор авангарда // Авангард в культуре XX века (1900–1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. М.: ИМЛИ РАН, 2010. C. 225–227.
Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. М.: Республика, 2003. 560 с.
Маринетти Ф.-Т. Футуризм. СПб.: Прометей, 1914. 241 с.
Петров М. Симультанность в искусстве: культурные смыслы и парадоксы. М.: Индрик, 2010. 200 c.
Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / авт.-сост. В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; науч. ред. А. Д. Сарабьянов. Т. III, кн. 2: История. Теория. М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. 816 с.
Apollinaire G. Les peintres cubistes : méditations esthétiques. P.: Hermann, 1965. 191 p.
Apollinaire G. Œuvres en prose complètes. P.: Gallimard (еd. de la Pléiade), 1991. T. 2. 1854 p.
Arcos R. Tragédie des espaces. P.: édition de l’Abbaye, 1906. 158 p.
Arp H. Die Geburt des Dadas. Zurich: Die Arche, 1957. 192 p.
Ball H. Die Kunst unserer Tage // Literatur-Revolution 1910–1925: Dokumente, Manifeste, Programme / éd. P. Pörtner Neuwied am Rhein, 1960. 503 p.
Barzun H.-M. L’ère du drame: essai de la synthèse poétique moderne. P.: Éditeurs Eugène Figuière, coll. Poème et drame, 1912. 142 p.
Barzun H.-M. La révolution polyrythmique moderne. Trois poèmes simultanés. Dernières notes documentaires // Poème et Drame. 1913. Vol. VI (septembre-octobre). P. 2.
Bobillot J.-P. Vers, prose, langue – quelques propositions // Poétique. 1992. № 89. P. 71–91.
Boccioni U. Simultanéité futuriste// Der Sturm. 1913. Vol. 4 (15 December). P. 151.
Bois J.-J. Les lettres simultanéistes // Giles Blas. 1912 (1 juillet). P. 3.
Chevreul M.-E. De la loi du contraste simultané des couleurs et de l’assortiment des objets colorés, considérés d’après cette loi dans ses rapports avec la peinture, les tapisseries... P.: Pitois-Levrault, 1839. 735 p.
Décaudin M. De l’espace figuré à l’espace signifiant // Poesure et peintrie: d’un art, l’autre. Marseille, 1993. P. 68–87.
Delaunay R. Du cubisme à l’art abstrait : documents inédits publiés par Pierre Francastel. P.: S.E.V.P.E.N., 1957. P. 108–109.
Ghil R. En méthode à l’œuvre. Ed. nouvelle et revue. P.: Ed. A. Messein, 1904. 71 p.
Ghil R. Traité du Verbe. P.: Nizet, 1978. 221 p.
Huelsenbeck R. Dada Almanach. Berlin: Erich Reiss, 1920. S. 39.
Jenny L. La fin de l’intériorité. Genève : Presses universitaires de France, 2002. P. 70–101.
Krzywkowski I. Le temps et l’espace sont morts hier. P.: Ed. L’improviste, 2006. 277 p.
Mallarmé S. Un coup de dés jamais n’abolira le hasard. P.: Gallimard (Édition de la Pléiade), 1945. P. 453–478.
Reverdy P. Le cubisme, poésie plastique // Œuvres complètes. P.: Flammarion. 2010. T. 1. P. 547–549.
Romains J. La vie unanime. P.: Gallimard, 1983. 256 p.
Rousille J. Au commencement était le rythme: essai sur l’intégralisme. P.: éd. Des poèmes, 1905. 87 p.
Shattuck R. Une polémique d’Apollinaire // Le Flâneur des Deux Rives. 1954. № 4. P. 41–45.
Sidoti A. Genèse et Dossier d’une polémique: La prose du Transsibérien et la Petite Jean de France, Blaise Cendrars – Sonya Delaunay. P.: Minars, 1987. 165 p.
Somville L. Devanciers du surréalisme: les groupes d’avant-garde et le mouvement poétique 1912–1925. Geneve: Librairie Droz, 1971. 219 p.
Tzara T. Œuvres complètes: en 6 vol. Préface et commentaires Henri Béhar. P.: Flammarion, 1975. T. I. 746 p.
References
Gal’tsova E. D. Frantsuzskiy vektor avangarda [The French vector of avant-garde]. Avangard v kul’ture 20 veka (1900–1930 gg.): Teoriya. Istoriya.
Poetika. V 2 kn. [The avant-garde in the 20th-century culture: Theory. History. Poetics. In 2 vols.]. Moscow, IWL RAS Publ., 2010, pp. 225–227. (In Russ.)
Dadaizm v Tsyurikhe, Berline, Gannovere i Kel’ne [Dadaism in Zurich, Berlin, Hannover and Cologne]. Moscow, Respublika Publ., 2003. 560 p. (In Russ.)
Marinetti F.-T. Futurizm [Futurism]. St. Petersburg, Prometey Publ., 1914. 241 p. (In Russ.)
Petrov M. Simul’tannost’ v iskusstve: kulturnye smysly i paradoksy [Simultaneity in art: cultural meanings and paradoxes]. Moscow, Indrik Publ., 2010. 200 p. (In Russ.)
Entsiklopediya russkogo avangarda: Izobrazitel’noe iskusstvo. Arhitektura [Encyclopaedia of Russian avant-garde: Fine Art. Architecture]. Comp. by V. I. Rakitin, A. D. Sarab’yanov; ed. by A. D. Sarab’yanov. Moscow, RA, Global Expert & Service Team Publ., 2013, vol. 3, book 2. Istoriya. Teoriya [History.Theory]. 816 p. (In Russ.)
Apollinaire G. Les peintres cubistes: méditations esthétiques. Paris, Hermann, 1965. 191 p. (In Fr.)
Apollinaire G. Œuvres en prose complètes. Paris, Gallimard Publ. (Éd. de la Pléiade), 1991, vol. 2. 1854 p. (In Fr.)
Arcos R. Tragédie des espaces. Paris, Éd. de l’Abbaye, 1906. 158 p. (In Fr.)
Arp H. Die Geburt des Dadas. Zürich, Verlag der Arche, 1957. 192 p. (In Fr.)
Ball H. Die Kunst unserer Tage. Literatur-Revolution 1910–1925: Dokumente, Manifeste, Programme. Neuwied am Rhein, Publ. by P. Pörtner, 1960. 503 p. (In Germ.)
Barzun H.-M. L’ère du drame: essai de la synthèse poétique moderne. Paris, Publ. by Eugène Figuière (collection Poème et drame), 1912. 142 p. (In Fr.)
Barzun H.-M. La révolution polyrythmique moderne. Trois poèmes simultanés. Dernières notes documentaires. Poème et Drame. 1913, vol. 6 (September-October), p. 2. (In Fr.)
Bobillot J.-P. Vers, prose, langue – quelques propositions. Poétique. 1992, issue 89, pp. 71–91 (In Fr.)
Boccioni. U. Simultanéité futuriste. Der Sturm. 1913, vol. 4 (December 15), p. 151. (In Fr.)
Bois J.-J. Les lettres simultanéistes. Giles Blas. July 1, 1912, p. 3. (In Fr.)
Chevreul M.-E. De la loi du contraste simultané des couleurs et de l’assortiment des objets colorés, considérés d’après cette loi dans ses rapports avec la peinture, les tapisseries. Paris, Pitois-Levrault, 1839. 735 p. (In Fr.)
Decaudin M. De l’espace figuré à l’espace signifiant. Poesure et peintrie: d’un art, l’autre. Marseille, 1993, pp. 68–87. (In Fr.)
Delaunay R. Du cubisme à l’art abstrait: documents inédits publiés par Pierre Francastel. Paris, S.E.V.P.E.N., 1957, pp. 108–109. (In Fr.)
Ghil R. En méthode à l’œuvre, Paris, Publ. by A. Messein, 1904. 71 p. (In Fr.)
Ghil R. Traité du Verbe. Paris, Nizet, 1978. 221 p. (In Fr.)
Huelsenbeck R. Almanach Dada. Berlin, Erich Reiss, 1920. 39 p. (In Germ.)
Jenny L. La fin de l’intériorité. Geneva, University Press of France, 2002, pp. 70–101. (In Fr.)
Krzywkowski I. Le temps et l’espace sont morts hier. Paris. Publ. by L’improviste, 2006. 277 p. (In Fr.)
Mallarmé S. Un Coup de dès jamais n’abolira le hasard. Paris, Gallimard Publ. (Éd. de la Pléiade), 1945, pp. 453–478. (In Fr.)
Reverdy P. Le cubisme, poésie plastique. Œuvres complètes. Paris, Flammarion, 2010, vol. 1, pp. 547–549. (In Fr.)
Romains J. La vie unanime. Paris, Gallimard, 1983. 256 p.
Rousille J. Au commencement était le rythme: essai sur l’intégralisme. Paris, Des poèmes Publ., 1905. 87 p. (In Fr.)
Shattuck R. Une polémique d’Apollinaire. Le Flâneur des Deux Rives. 1954, issue 4 (December), pp. 41–45. (In Fr.)
Sidoti A. Genèse et Dossier d’une polémique: La prose du Transsibérien et la Petite Jean de France, Blaise Cendrars – Sonya Delaunay. Paris, Minars, 1987. 165 p. (In Fr.)
Somville L. Devanciers du surréalisme: les groupes d’avant-garde et le mouvement poétique 1912–1925. Geneva, Librairie Droz, 1971. 219 p. (In Fr.)
Tzara T. Œuvres complètes, préface et commentaires Henri Béhar. Paris, Flammarion, 1975, vol. 1. 746 p. (In Fr.)