ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ЭМОЦИЙ В КАЧЕСТВЕ ПАРАМЕТРОВ ДЛЯ СЕНТИМЕНТ-АНАЛИЗА РУССКОЯЗЫЧНЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТОВ

Анастасия Владимировна Колмогорова (Anastasia V. Kolmogorova), Любовь Александровна Вдовина (Lyubov A. Vdovina)

Аннотация


Рассматриваются промежуточные результаты создания автоматического классификатора русскоязычных интернет-текстов, распределяющего тексты на 8 классов в соответствии с 8 базовыми эмоциями, выделяемыми шведским биологом Гуго Левхеймом: «злость / гнев», «интерес / воз­буждение», «удовольствие / радость», «брезгливость / отвращение», «удивление», «стыд / унижение», «страх / ужас», «страдание / тоска». Материалом для формирования обучающей выборки для классификатора послужили анонимные текстовые записи в жанре «интернет-откровения» пользователей в социальной сети «ВКонтакте». В основе работы классификатора лежит алгоритм машинного обучения с использованием метода опорных векторов. На вход классификатору подаются различные лингвистические параметры: например, частотность использования пунктуационных знаков «?», «!», «?!», «…», усилительных наречий, а также коллокации «когда люди говорят»; наличие в обрабатываемом тексте отрицательной частицы «не», конструкций «такой + прилагательное», «так + наречие», парцелляции, вопросительных слов, частицы «-то», лемм из лексико-семантических полей «смерть», «болезнь», «семья», «одиночество». На выходе получаем на основе учета статистической значимости «входящих» параметров текста его атрибуцию к одному из 8 эмоциональных классов текстов.

Результаты, рассматриваемые в публикации, заключаются в валидации дискриминантных черт текстов различных эмоциональных классов, выделенных исследовательской группой в предыдущих публикациях в качестве параметров для автоматической атрибуции текстов. Рассматривается степень их влияния на точность работы классификатора. Достигнутая точность классификатора сравнивается с показателями фиктивного классификатора, осуществляющего атрибуцию случайным образом.

В заключение делаются выводы о наиболее эффективных для работы классификатора лингвистических параметрах, оценивается перспективность данного проекта с точки зрения практических задач, а также поднимается вопрос о продолжении исследования для увеличения точности атрибуции.

Ключевые слова


вербальные маркеры; машинное обучение; сентимент-анализ; эмоциональная тональность; ранжированный классификатор; классификация базовых эмоций; компьютерная лингвистика; социальные медиа.

Полный текст:

PDF

Литература


Болотнов В. И. Эмоциональность текста в аспектах языковой и неязыковой вариативности: основы эмотивной стилистики текста. Ташкент: Фан, 1981. 116 с.

Большакова Е. И. и др. Автоматическая обработка текстов на естественном языке и анализ данных / Е. И. Большакова, К. В. Воронцов, Н. Э. Ефремова, Э. С. Клышинский, Н. В. Лукашевич, А. С. Сапин. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2017. 269 с.

Колмогорова А. В. Вербальные маркеры эмоций в контексте решения задач сентимент-анализа // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 1. С. 83–93.

Колмогорова А. В., Калинин А. А. Частотность и сочетаемость соматизмов в текстах различной эмоциональной тональности // Компьютерные и интеллектуальные технологии. 2018. Вып. 17. С. 317–330.

Колмогорова А. В., Калинин А. А., Маликова А. В. Лингвистические принципы и методы компьютерной лингвистики для решения задач сентимент-анализа русскоязычных текстов // Актуальные проблемы филологии и педагогический лингвистики. 2018. № 1(29). С. 139–148.

Шаховский В. И. Эмоции как объект исследования в лингвистике // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. С. 29–42.

Юсупова Н. И., Богданова Д. Р., Бойко М. В. Алгоритмическое и программное обеспечение для анализа тональности текстовых сообщений с использованием машинного обучения // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2018. № 16 (6(51)). С. 91–99.

Bollen J., Mao H., Zeng X. Twitter mood predicts the stock market // Journal of Computational Science. 2011. № 1(2). P. 1–8.

Chetviorkin I. I., Loukachevitch N. V. Sentiment analysis track at romip-2012 // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии, по материалам конференции «Диалог-2013». 2013. Т. 2. С. 40–50.

Lövheim H. A New Three-dimensional Model for Emotions and Monoamine Neurotransmitters // Medical hypotheses. 2011. № 78. P. 341–348.

Pang B., Lee L. Opinion Mining and Sentiment Analysis // Foundations and Trends in Information Retrieval. 2008. Vol. 2, № 1–2. P. 1–135.

Pang B., Lee L., Vaithyanathan Sh. Thumbs up? Sentiment classification using machine learning techniques // Proceedings of the Conference on Empirical Methods in Natural Language Processing (EMNLP). 2002. P. 79–86.

VanderPlas J. Python Data Science Handbook: Essential Tools for Working with Data. Sebastopol: O’Reilly Media, 2017. 548 p.

Wiebe J., Riloff E. Creating subjective and objective sentence classifiers from unannotated texts // Computational Linguistics and Intelligent Text Processing. Berlin: Springer, 2005. 486 p.

Witten I. H., Frank E. Data Mining: Practical Machine Learning Tools and Techniques (Second Edition) // Burlington: Morgan Kaufmann, 2005. P. 56–63.

References

Bolotnov V. I. Emotsional’nost’ teksta v aspektakh yazykovoy i neyazykovoy variativnosti: osnovy emotivnoy stilistiki teksta [Emotionality of text in the aspects of linguistic and non-linguistic variability: basics of text emotivity]. Tashkent, Fan Publ., 1981. 116 p. (In Russ.)

Bol’shakova E. I., Vorontsov K. V., Efremova N. E., Klyshinskiy E. S., Lukashevich N. V., Sapin A. S. Avtomaticheskaya obrabotka tekstov na estestvennom yazyke i analiz dannykh [Automatic natural language text processing and data analysis]. Moscow, HSE Publishing House, 2017. 269 p. (In Russ.)

Kolmogorova A. V. Verbal’nye markery emotsiy v kontekste resheniya zadach sentiment-analiza [Verbal markers of emotions in sentiment analysis researches]. Voprosy kognitivnoy lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics], 2018, issue 1, pp. 83–93. (In Russ.)

Kolmogorova A. V., Kalinin A. A. Chastotnost’ i sochetaemost’ somatizmov v tekstakh razlichnoy emotsional’noy tonal’nosti [Frequency and compatibility of somatisms in texts of different emotional tonality]. Komp’yuternye i intellektual’nye tekhnologii [Computer and Intellectual Technologies], 2018, issue 17, pp. 317–330. (In Russ.)

Kolmogorova A. V, Kalinin A. A., Malikova A. V. Lingvisticheskie printsipy i metody komp’yuternoy lingvistiki dlya resheniya zadach sentiment-analiza russkoyazychnykh tekstov [Linguistic principles and computational linguistics methods for the purposes of sentiment analysis of Russian texts]. Aktual’nye problemy filologii i pedagogicheskiy lingvistiki [Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics], 2018, issue 1(29), pp. 139–148. (In Russ.)

Shahovskiy V. I. Emotsii kak ob”ekt issledovaniya v lingvistike [Human emotions as an object of the study in linguistics]. Voprosy psikholingvistiki [Journal of Psycholinguistics], 2009, issue 9, pp. 29–42. (In Russ.)

Yusupova N. I., Bogdanova D. R., Boyko M. V. Algoritmicheskoe i programmnoe obespechenie dlya analiza tonal’nosti tekstovykh soobshcheniy s ispol’zovaniem mashinnogo obucheniya [Algorithms and software for sentiment analysis of text messages using machine learning]. Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo aviatsionnogo tekhnicheskogo universiteta [Herald of Ufa State Aviation Technical University], 2018, issue 16 (6(51)), pp. 91–99. (In Russ.)

Bollen J., Mao H., Zeng X. Twitter mood pre-dicts the stock market. Journal of Computational Science, 2011, pt. 1(2), pp. 1–8. (In Eng.)

Chetviorkin I. I., Loukachevitch N. V. Sentiment analysis track at romip-2012. Komp’yuternaya lingvistika i intellektual’nye tekhnologii, po materialam konferentsii «Dialog-2013» [Computational Linguistics and Intellectual Technologies. Papers from the Annual International Conference ‘Dialogue’ (2013)], 2013, vol. 2, pp. 40–50. (In Eng.)

Lövheim H. A New Three-dimensional Model for Emotions and Monoamine Neurotransmitters. Medical Hypotheses, 2011, pt. 78, pp. 341–348. (In Eng.)

Pang B., Lee L. Opinion Mining and Sentiment Analysis. Foundations and Trends in Information Retrieval, 2008, vol. 2, issues 1–2, pp. 1–135. (In Eng.)

Pang B., Lee L., Vaithyanathan Sh. Thumbs up? Sentiment classification using machine learning techniques. Proceedings of the Conference on Empirical Methods in Natural Language Processing (EMNLP), 2002, pp. 79–86. (In Eng.)

VanderPlas J. Python data science handbook: Essential tools for working with data. Sebastopol, O’Reilly Media, 2017. 548 p. (In Eng.)

Wiebe J., Riloff E. Creating subjective and objective sentence classifiers from unannotated texts. Computational Linguistics and Intelligent Text Processing. Berlin, Springer, 2005. 486 p. (In Eng.)

Witten I. H., Frank E. Data mining: Practical machine learning tools and techniques (Second Edition). Burlington, Morgan Kaufmann, 2005, pp. 56–63. (In Eng.)




DOI: http://dx.doi.org/10.17072/2073-6681-2019-3-38-46

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




«Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на elibrary «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» в списках ВАК «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на elibrary  «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на DOAJ

«Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» в интернет-магазине периодических изданий «Пресса по подписке»  «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на Cyberleninka «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на IPRbooks