КОНЦЕПТ «ОБЕЗЬЯНА» В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА (на материале произведений Г. Честертона, Дж. Голсуорси, Г. Уэллса, О. Хаксли)

Авторы

  • Екатерина Владимировна Васильева (Ekaterina V. Vasiljeva) Воронежский государственный педагогический университет http://orcid.org/0000-0001-5455-7910

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2019-1-89-97

Ключевые слова:

концепт «обезьяна», Г. К. Честертон, Дж. Голсуорси, Г. Уэллс, О. Хаксли, символ.

Аннотация

Анализируется художественная репрезентация концепта «обезьяна» в произведениях английских авторов ХХ в. На материале романов Г. К. Честертона, Дж. Голсуорси, О. Хаксли и повести Г. Уэллса показывается, что концепт «обезьяна» может возникать в тексте как портретная характеристика героя, выноситься в название произведения, использоваться как универсальный символ, отражающий состояние современной цивилизации. Исходя из различных смысловых возможностей символического образа «обезьяна», английские писатели подвергают художественному анализу состояние западноевропейского общества первой половины ХХ в. Г. К. Честертон в романе «Человек, который был Четвергом», опираясь на традиционную христианскую символику, концепт «обезьяна» использует для критики нигилистических философских концепций, характерных для рубежа XIX–XX вв. В повести «Игрок в крокет» Г. Уэллса утверждается мысль, что вырвавшаяся наружу «обезьянья» природа человека порождает разрушение и хаос, войну и насилие. Углубленное осмысление антиутопии О. Хаксли «Обезьяна и сущность» показывает, что английский писатель констатирует кризисное состояние западноевропейской цивилизации ХХ в.: подчинение разума низменным инстинктам и забвение нравственных и духовных ценностей приводит к деградации человеческого начала в человеке. В исследовании доказывается, что символическое развертывание концепта «обезьяна» тесно связано с возникновением и распространением революционных по своему содержанию и воздействию естественно-научных (Ч. Дарвин), социально-экономических (К. Маркс, Ф. Энгельс), психоаналитических (З. Фрейд) теорий, объясняющих природу человека и общества.

Биография автора

Екатерина Владимировна Васильева (Ekaterina V. Vasiljeva), Воронежский государственный педагогический университет

к. филол. н., доцент кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы

Библиографические ссылки

Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. Антология / под общ. ред. проф. В. П. Нерознака. М., 1997. С. 267–279.

Васильева Е. В. Духовный кризис рубежа XIX–XX веков в осмыслении Г. К. Честертона // Известия ВГПУ. 2015. № 3(286). С. 130–134.

Голсуорси Дж. Собрание сочинений: в 16 т. М.: Правда, 1962. Т. 3. 568 с.

Зинченко В. Г. Литература и методы ее изучения. Системно-синергетический подход: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2011. 280 с.

Зусман В. Г. Диалог и концепт в литературе. Литература и музыка. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2001. 168 с.

Кагарлицкий Ю. И. Герберт Уэллс // Уэллс Г. Собрание сочинений: в 15 т. М.: Правда, 1964. Т. 1. С. 3–52.

Плахтиенко О. П. Художественная проза Гилберта Кийта Честертона: дис. ... канд. филол. наук. Л., 1986. 272 с.

Словарь. – Современный англо-русский русско-английский словарь. 75000. Ростов н/Д.: ООО «Удача», 2010. 768 с.

Свифт Дж. Сказка бочки. Путешествия Гулливера. М.: Худож. лит., 1976. 432 с.

Уэллс Г. Собрание сочинений: в 15 т. М.: Правда, 1964. Т. 12. 464 с.

Хаксли О. О дивный новый мир: Роман; Обезьяна и сущность: Роман; Через много лет: Роман / сост., вступ. ст. А. Шишкина; примеч. В. Бабкова. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. 624 с.

Честертон Г. К. Вечный Человек. М.: Политиздат, 1991. 554 с.

Честертон Г. К. Избранные произведения: в 3 т. Т. 1: Наполеон Ноттингхилльский: Роман; Человек, который был Четвергом: Роман; Рассказы. М.: Худож. лит., 1992. 446 с.

Честертон Г. К. Человек с золотым ключом. М.: ЗАО Изд-во «Кукушка», 2003. 336 с.

Шекспир У. Полное собрание сочинений: в 8 т. М.: Искусство, 1960. Т. 6. 465 с.

Chesterton G. K. The Man Who Was Thursday. L.: Wordsworth EL, 1995. 150 p.

Coats J. D. Chesterton and the Edwardian Cul-tural Crisis. Hull: Hull Univ. Press, 1984. 266 p.

Wells H. The Croquet Player. URL: https://ebooks.adelaide.edu.au/w/wells/hg/croquet-player/chapter3.html (дата обращения: 19.09.2018).

References

Askol’dov S. A. Kontsept i slovo [The concept and the word]. Russkaya slovesnost’ Antologiya [Russian Literature. Anthology]. Ed. by Prof. V. P. Neroznak. Moscow, 1997, pp. 267–279. (In Russ.)

Vasil’eva E. V. Dukhovnyy krizis rubezha 19–20 vekov v osmyslenii G. K. Chestertona [G. K. Chesterton’s understanding of the spiritual crisis at the turn of the 20th century]. Isvestiya VGPU [Izvestia VSPU], 2015, issue 3(286), pp. 130–134. (In Russ.)

Galsworthy J. Sobr. soch. V 16 t. [Collection of works. In 16 vols.]. Мoscow, Pravda Publ., 1962, vol. 3. 568 p. (In Russ.)

Zinchenko V. G. Literatura i metody ee izucheniya. Sistemno-sinergeticheskiy podkhod: uchebnoye posobie [Literature and methods of studying it. System-synergetic approach: textbook]. Moscow, Flinta, Nauka Publ., 2011. 280 p. (In Russ.)

Zusman V. G. Dialog i kontsept v literature. Literatura i muzyka [Dialogue and concept in literature. Literature and music]. Nizhny Novgorod, DEKOM Publ., 2001. 168 p. (In Russ.)

Kagarlitskiy Yu. I. Gerbert Uells [Herbert Wells]. Uells G. Sobranie sochineniy. V 15 t. [Wells H. Collection of works. In 15 vols.]. Moscow, Pravda Publ., 1964, vol. 1, pp. 3–52. (In Russ.)

Plakhtienko O. P. Khudozhestvennaya proza Gilberta Kiyta Chestertona. Diss. kand. filol. nauk [Fiction by Gilbert Keiht Chesterton. Cand. phil. sci. diss.]. Leningrad, 1986. 272 p. (In Russ.)

Slovar’ [Dictionary]. Sovremennyy anglo-russkiy russko-angliyskiy slovar’ [Modern English-Russian, Russian-English Dictionary]. Rostov-on-Don, OOO Udacha Publ., 2010. 768 p. (In Eng., In Russ.)

Swift J. A Tale of a Tub. Gulliver`s Travels. Moscow, Khudozhestvennaya Literatura Publ., 1976. 432 p. (In Russ.)

Wells H. G. Sobraniye sochineniy. V 15 t. [Collection of works. In 15 vols.]. Moscow, Pravda Publ., 1964, vol. 12. 464 p. (In Russ.)

Huxley A. Brave New World: Novel; Ape and Essence: Novel. Comp., preface by A. Shishkin, comments by V. Babkov. Moscow, Terra-Knizhnyy klub Publ., 2002. 624 p. (In Russ.)

Chesterton G. K. Vechnyy chelovek [The Ever-lasting Man]. Moscow, Politizdat Publ., 1991. 544 p. (In Russ.)

Chesterton G. K. Izbrannye proizvedeniya. V 3 t. [Selected Works. In 3 vols.]. Moscow, Khudozhestvennaya Literatura Publ., 1992. Vol. 1. Napoleon Nottingkhilskiy: Roman; Chelovek, kotoryy byl Chetvergom: Roman; Rasskazy [The Napoleon of Notting Hill: Novel; The Man Who Was Thursday: Novel]. 446 p. (In Russ.)

Chesterton G. K. Chelovek s zolotym klyuchom [The Man with a Golden Key]. Moscow, ZAO «Kukushka» Publ., 2003. 336 p. (In Russ.)

Shakespear W. Polnoe sobraniye sochineniy. V 8 t. [Complete Collection of works. In 8 vols.]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1960, vol. 6. 465 p. (In Russ.)

Chesterton G. K. The Man Who Was Thursday. London, Wordsworth EL, 1995. 150 p. (In Eng.)

Coats J. D. Chesterton and the Edwardian Cultural Crisis. Hull, Hull univ. Press, 1984. 266 p. (In Eng.)

Wells H. G. The Croquet Player. Available

at: https://ebooks.adelaide.edu.au/w/wells/hg/croquet-player/chapter3.html (accessed 19.09.2018). (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2019-03-24

Как цитировать

Васильева (Ekaterina V. Vasiljeva) Е. В. (2019). КОНЦЕПТ «ОБЕЗЬЯНА» В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА (на материале произведений Г. Честертона, Дж. Голсуорси, Г. Уэллса, О. Хаксли). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 11(1). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2019-1-89-97

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ