ПАРОДИИ НА КРИПИПАСТУ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАШНОГО СЕТЕВОГО ФОЛЬКЛОРА

Авторы

  • Татьяна Александровна Мирвода (Tatyana A. Mirvoda ) Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова http://orcid.org/0000-0001-8723-1722

DOI:

https://doi.org/10.17072/2037-6681-2018-3-138-148

Ключевые слова:

крипипаста, «советская» крипипаста, страшный сетевой фольклор, интернет-фольклор, пародия.

Аннотация

Крипипаста является заметным феноменом сетевой культуры, относящимся к области и «страшного» сетевого творчества в целом, и собственно сетевого страшного фольклора в частности. В Интернете пародии на крипипасту обыкновенно располагаются рядом с нею на одних и тех же ресурсах, в связи с чем пользователи нередко воспринимают и транслируют их как крипипасту. Представленные в Сети пародии на крипипасту можно распределить как собственно пародии, переделки и пародические произведения. К собственно пародиям на жанр крипипасты относится возникшее в англоязычном сегменте Интернета направление “Such is life in Moscow”, в Рунете известное как «“Советская” крипипаста». Для него характерно привлечение советских реалий с целью создания карикатурных произведений на основе наиболее известных текстов классических крипипаст, в которых шаржируются присущие поэтике данного жанра черты. Еще одной разновидностью собственно пародий являются тексты, высмеивающие узнаваемые мотивы и сюжеты крипипасты, для этого помещенные в другую жанровую оболочку. Пародии-переделки, сохраняя структуру оригинального текста, изменяют его отдельные куски или детали, вместе с чем меняют полюс его восприятия со страшного на смешной. Они никак не маркируются самими пользователями и обыкновенно публикуются в общем потоке с «канонической» крипипастой, что служит комическому дискредитированию не только отдельного текста, но и традиции в целом. Однако самым обширным является корпус пародических произведений, паразитирующих на оригинальных крипипастах. В нем отчетливо выделяется нескольким типов, которые коротко можно обозначить как «фанфики», «отклоненные истории», «разоблачения» и «перетекстовки».

Биография автора

Татьяна Александровна Мирвода (Tatyana A. Mirvoda ), Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

аспирант кафедры русского устного народного творчества

Библиографические ссылки

Алексеевский М. Д. Интернет в фольклоре или фольклор в Интернете? (Современная фольклористика и виртуальная реальность) // От Конгресса к Конгрессу. Навстречу Второму Всероссийскому конгрессу фольклористов: сб. материалов. М.: ГРЦРФ, 2010. С. 151–166.

Алещенко А. А. Сюжеты «страшного» фольклора в сетевой словесности // Студ. электрон. журн. «СтРИЖ» (Волгоград. гос. соц.-пед. ун-т). Декабрь 2015. № 4(04). С. 1–5. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1455284234.pdf (дата обращения: 26.04.18).

Бахтин М. М. Из предыстории романного слова // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. С. 408–446.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965) // Бахтин М. М. Собрание сочинений. М.: Языки слав. культур, 2010. Т. 4(2). С. 8–508.

Лурье М. Л. Очерки современного детского фольклора // Экология культуры: Информ. бюллетень / гл. ред. Л. Е. Востряков. Архангельск: Комитет по культуре Арх. обл., 2006. № 2(39). С. 92–104.

Лурье М. Л. Пародийная поэзия школьников // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / сост. А. Ф. Белоусов. М.: Ладомир, ООО «Издательство АСТ–ЛТД», 1998. С. 430–517.

Матвеева Э. Г. Когда душа в пятках, а глаза на лбу: маркеры страха и режимы вовлечения в детских страшных историях // Вестник РГГУ. 2017. № 12(33). Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». С. 120–129.

Морозов А. А. Пародия как литературный жанр (К теории пародии) // Русская литература. 1960. № 1. С. 48–77.

Тынянов Ю. Н. О пародии // Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 284–310.

Лихачев Д. С. Смех как мировоззрение // Смех в Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. Л.: Наука, 1984. С. 7–71.

Костюхин Е. А. Репертуар современного школьника // Славянская традиционная культура и современный мир: сб. материалов науч.-практ. конф. Вып. 3. М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 1999. С. 163–168.

Чередникова М. П. «Голос детства из дальней дали…» (Игра, магия, миф в детской культуре). М.: Лабиринт, 2002. 224 с.

Brzostek D. Praktyki grozy i praktyki narracyjne. Creepypasta: niesamowitość (w) sieci // Literatura Ludowa. 2016, nr 3(60). S. 53–61.

Williams C. How has Creepypasta transformed folklore? // Digital humanities. 2015. 2 (February). URL: http://newprairiepress.org/digitalhumanities/2015/LitPanel/4/ (дата обращения: 26.04.18).

Eflin J. Cultural Incursion into Wendigo Territory // Ball State University’s Digital Literature Review: Historical Hauntings and Modern-Day Manifestations. Spring 2014. Vol. 1. P. 9–19.

Schenstead-Harris L. E. About Telling: Ghosts and Hauntings in Contemporary Drama and Poetry // A thesis submited in partial fulfllment of the requirements for the degree in Doctor of Philosophy. The School of Graduate and Postdoctoral Studies The University of Western Ontario London, Ontario, Canada. August 2015. 360 p.

Blank T. J. Examining the transmission of urban legends: Making the case for folklore fieldwork on the Internet // Folklore Forum. 2007. Vol. 37, № 1. P. 15–26.

Wiles W. Creepypasta // aeon.co. 2013, 20 December. URL: http://aeon.co/magazine/culture/creepypasta-is-how-the-internet-learns-our-fears/ (дата обращения: 26.04.18).

References

Alekseevskiy M. D. Internet v fol’klore ili fol’klor v Internete? (Sovremennaya fol’kloristika i virtual’naya real’nost’) [The Internet in folklore or folklore in the Internet? (Contemporary folklore and virtual reality)]. Ot Kongressa k Kongressu. Navstrechu Vtoromu Vserossiyskomu kongressu fol’kloristov: sb. materialov [From Congress to Congress. Towards the Second All-Russian Congress of Folklorists. Proceedings]. Moscow, State Republican Center of Russian Folklore Publ., 2010, pp. 151–166. (In Russ.)

Aleshchenko A. A. Syuzhety «strashnogo» fol’klora v setevoy slovesnosti [Topics of the “Terrible” Folklore Literature Network]. Studencheskiy elektronnyy zhurnal «StRIZH» [Student Electronic Journal “StRIZH”], 2015, issue 4(04), pp. 1–5. Available at: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1455284234.pdf (accessed 26.04.18). (In Russ.)

Bakhtin M. M. Iz predystorii romannogo slova [From the prehistory of the novel’s word]. Voprosy literatury i estetiki. Issledovaniya raznykh let [Issues of literature and aesthetics. Studies of different years]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1975, pp. 408–446. (In Russ.)

Bakhtin M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul’tura Srednevekov’ya i Renessansa (1965) [Francois Rabelais’ writings and folk culture of the Middle Ages and the Renaissance (1965)]. M. M. Bakhtin. Sobraniye sochineniy [M. M. Bakhtin. Collected Works]. Moscow, LRC Publishing House Publ., 2010, vol. 4(2), pp. 8–508. (In Russ.)

Lurie M. L. Ocherki sovremennogo detskogo fol’klora [Essays on modern children’s folklore]. Ekologiya kul’tury: Inform. byulleten’ [The Ecology of Culture: Information Bulletin]. Ed. by L. E. Vostryakov. Arkhangelsk, Arkhangelsk Regional Cultural Committee Publ., 2006, issue 2(39), pp. 92–104. (In Russ.)

Lurie M. L. Parodiynaya poeziya shkol’nikov [Parody poetry of schoolchildren]. Russkiy shkol’nyy fol’klor. Ot «vyzyvaniy» Pikovoy damy do semeynykh rasskazov [Russian school folklore. From the “summoning” of the Queen of Spades to family stories]. Comp. by A. F. Belousov. Moscow, Ladomir Publ., AST-LTD Publ., 1998, pp. 430–517. (In Russ.)

Matveeva E. G. Kogda dusha v pyatkakh, a glaza na lbu: markery strakha i rezhimy vovlecheniya v detskikh strashnykh istoriyakh [When the heart sinks into the boots and the eyes are out on stalks. Markers of fear and modes of involvement in children’s horror stories]. Vestnik RGGU. Seriya «Istoriya. Filologiya. Kul’turologiya. Vostokovedeniye» [RSUH/RGGU Bulletin. “History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies” Series], 2017, issue 12(33), pp. 120–129. (In Russ.)

Morozov A. A. Parodiya kak literaturnyy zhanr (K teorii parodii) [Parody as a Literary Genre (on the Theory of Parody)]. Russkaya literatura [Russian Literature], I960, issue 1, pp. 48–77. (In Russ.)

Tynyanov Yu. N. O parodii [About parody]. Poetika. Istoriya literatury. Kino [Poetics. History of literature. Cinema]. Moscow, Nauka Publ., 1977, pp. 284–310. (In Russ.)

Likhachev D. S. Smekh kak mirovozzrenie [Laughter as a worldview]. Smekh v Drevney Rusi [Laughter in Ancient Russia]. Ed. by D. S. Likhachev, A. M. Panchenko, N. V. Ponyrko. Leningrad, Nauka Publ., 1984, pp. 7–71. (In Russ.)

Kostyukhin E. A. Repertuar sovremennogo shkol’nika [The repertoire of a modern schoolchild]. Slavyanskaya traditsionnaya kul’tura i sovremennyy mir: Sbornik materialov nauchno-prakticheskoy konferentsii [Slavic Traditional Culture and the Modern World: Proceedings of the scientific-practical conference]. Moscow, State Republican Center of Russian Folklore Publ., 1999, issue 3, pp. 163–168. (In Russ.)

Cherednikova M. P. «Golos detstva iz dal’ney dali…» (Igra, magiya, mif v detskoy kul’ture) [“The voice of childhood from far away” (The game, magic, myth in children’s culture)]. Moscow, Labirint Publ., 2002, 224 p. (In Russ.)

Dariusz Brzostek. Praktyki grozy i praktyki narracyjne. Creepypasta: niesamowitość (w) sieci [Practices of the gothic and narrative practice. Creepypasta: the otherworldliness on the Net]. Literatura Ludowa [People’s Literature], 2016, issue 3(60), pp. 53–61. (In Pol.)

Christi Williams. How has Creepypasta transformed folklore? Digital Humanities, 2015, February 2. Available at: http://newprairiepress.org/digitalhumanities/2015/LitPanel/4/ (accessed 26.04.2018). (In Eng.)

Jackson Eflin. Cultural Incursion into Wendigo Territory. Ball State University’s Digital Literature Review: Historical Hauntings and Modern-Day Manifestations, Spring 2014, vol. 1, pp. 9–19. (In Eng.)

Leif Erik Schenstead-Harris. About Telling: Ghosts and Hauntings in Contemporary Drama and Poetry. A thesis submited in partial fulfllment of the requirements for the degree in Doctor of Philosophy. The School of Graduate and Postdoctoral Studies, University of Western Ontario, London, Ontario, Canada, August 2015. 360 p. (In Eng.)

Trevor J. Blank. Examining the transmission of urban legends: Making the case for folklore fieldwork on the Internet. Folklore Forum, 2007, vol. 37, issue 1, pp. 15–26. (In Eng.)

Will Wiles. Creepypasta. aeon.co. December 20, 2013. Available at: http://aeon.co/magazine/culture/creepypasta-is-how-the-internet-learns-our-fears/ (accessed 26.04.2018). (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2018-09-30

Как цитировать

Мирвода (Tatyana A. Mirvoda ) Т. А. (2018). ПАРОДИИ НА КРИПИПАСТУ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАШНОГО СЕТЕВОГО ФОЛЬКЛОРА. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 10(3). https://doi.org/10.17072/2037-6681-2018-3-138-148

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ