МУЗЫКАЛЬНЫЕ МЕДИА В СЕТЕВОМ ОБЩЕСТВЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГООБРАЗИЯ

Павел Вячеславович Катаев (Pavel V. Kataev)

Аннотация


Статья посвящена проблеме упорядочения функционального многообразия музыкальных интернет-медиа на базе концепции сетевого общества и в контексте кардинальных изменений, произошедших в последние годы в мировой музыкальной индустрии. Автор обращается к фундаментальным исследованиям, в частности, работам В. Беньямина, М. Кастельса, М. Маклюэна, а также актуальным журналистским публикациям соответствующей тематики. Эти материалы послужили основой для формирования его собственного варианта классификации музыкальных интернет-медиа с учетом их коммуникативного функционала, а также выявления возникающих в связи с этим новых научных проблем. Среди них – оценка эффективности ресурса, риски манипулирования восприятием целевой аудитории, выработка подходов к содержательному анализу музыкальных медиа.

В качестве основного критерия классификации выбран коммуникативный функционал ресурса в условиях глобальной сети, а в качестве базовых типов выделены сайт-представительство, сервис, социальная сеть, СМИ, онлайн-энциклопедия. Дана краткая характеристика журнала «Pitchfork» как примера успешного проекта в сфере СМИ.

Современные средства массовой коммуникации, работающие с аудиопроизведениями, а также со связанным с ними текстовым и визуальным контентом, проанализированы с позиции сетевой коммуникации и «экономики стриминга». Контакты между субъектами индустрии, в том числе слушателями, становятся диверсифицированными, интерактивными, гибкими, информационно насыщенными. Автор обозначает возможности и вызовы, обусловленные этими изменениями, а именно таргетированное предложение контента и угрозу манипулятивного воздействия.

В целом научный и практический интерес, по мнению автора, представляют процессы, связанные с работой ресурсов конкретных видов. Подчеркивается необходимость изучения музыкальной журналистики с учетом ее активной интеграции со смежными областями массовой коммуникации.


Ключевые слова


интернет-медиа; сетевое общество; музыкальная индустрия; экономика стриминга; журналистика.

Полный текст:

PDF

Литература


Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе. М.: МЕДИУМ, 1996. 240 с.

Вартанова Е. Л. О современном понимании СМИ и журналистики // Медиаскоп. 2010. № 1. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_173324

_81493203.pdf (дата обращения: 14.05.2017).

Воройский Ф. С. Информатика. Новый систематизированный словарь-справочник (Введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах). 3-е изд., перераб. и доп. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. 760 c.

Засурский Я. Н. Качественная пресса в медийных структурах / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Факультет журналистики МГУ, 2015. 344 c.

Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 021400 «Журналистика». М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2012. URL: http://www.iprbookshop.ru/34458 (дата обращения: 29.03.2017).

Катаев П. В. Музыкальные интернет-медиа: роль в практиках межкультурной коммуникации. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. 68 с.

Лукина М. М. Интернет СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010. 348 с.

Маклюэн М. Галактика Гутенберга: cотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр, 2001. 432 с.

Стракович Ю. В. Влияние технологий XXI века на трансформацию моделей социального и культурного поведения // Ярославский педагогический вестник. Сер. Искусствоведение. 2011. № 1, т. I (Гуманитарные науки). С. 215–219.

Стракович Ю. Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке. М.: Классика-XXI, 2015. 368 c.

Audio Streaming [Definition] // Technopedia. URL: https://www.techopedia.com/definition/6067/

audio-streaming (дата обращения: 30.03.2017).

Arditi D. Digital Subscriptions: The Unending Consumption of Music in the Digital Era // Popular Music and Society, 2017. P. 1–17.

Boyd D., Ellison N. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. Issue 13(1), article 11. URL: http://www.english.illinois.edu/-people-/faculty/debaron/582/582%20readings/boyd%20sns.

pdf (дата обращения: 30.03.2017).

Castells M. (Ed.). The Network Society: A Cross-cultural Perspective. Cheltenham: Edward Elgar, 2005. 488 p.

Fawkes J., Gregory A. Applying Communication Theories to the Internet // Journal of Communication Management. Vol. 5, issue 2. P. 109–124. URL: https://doi.org/10.1108/13632540110806703 (дата обращения: 15.12.2017).

Hracs B., Seman M. etc. The Production and Consumption of Music in the Digital Age / ed. by B. Hracs,‎ M. Seman, T. Virani. Routledge, 2016. 277 p.

Killebrew K. C. Managing Media Convergence: Pathways to Journalistic Cooperation. Ames, IA: Blackwell Publishing, 2004. 218 p.

Leight E. After Losing Ground in the Streaming Era, Rock Charts Its Comeback // Billboard. 2017. 14 December. URL: https://www.billboard.com/articles/business/7942213/digital-executives-power-list-2017-music-industry (дата обращения: 15.12.2017).

Longreads Best of 2016: Arts & Culture Writing // Longreads. 2016. 19 December. URL: https://

longreads.com/2016/12/19/longreads-best-of-2016-arts-culture-writing (дата обращения: 30.03.2017).

Macnamara J. The Continuing Convergence of Journalism and PR: New Insights for Ethical Practice From a Three-Country Study of Senior Practitioners // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2016. Vol. 93(1). P. 118–141.

McQuail D. Mass Communication Theory: An Introduction. 3rd edition, Sage. London, 1994. URL: http://www.bou.ac.ir/Portal/file/?171392/Mass.Communication.Theory.6thed.-McQuails)-.pdf (дата обращения: 15.12.2017).

Mulligan M. The Death of the Long Tail. The Superstar Music Economy, MIDiA. Insights and Decisions in Action. March 2014. 20 p.

Robley C. Why the Long Tail is Good for

Independent Musicians // DIY Musician. 2014. June 18. URL: http://diymusician.cdbaby.com/

musician-tips/long-tail-indie-music/ (дата обращения: 15.12.2017).

Russell J. Spotify Reaches 50 million Paying Users // Techcrunch. 2017. 2 March. URL: https://

techcrunch.com/2017/03/02/spotify-50-million (дата обращения: 15.12.2017).

Thomas L. The Pitchfork Effect // City Pages. 2006. 14 June URL: http://www.citypages.com/

news/the-pitchfork-effect-6690578 (дата обращения: 15.03.2017).

Ulloa N. iTunes Has 800 Million Accounts... and 800 Million Credit Card Numbers… // Digital Music News. 2014. 24 April. URL: https://www.digitalmusicnews.com/2014/04/24/itunes800m/ (дата обращения: 15.12.2017).

Wikstrцm P. The Music Industry: Music in the Cloud, 2nd ed. Cambridge: Polity Press, 2013. 5 p.

$2 Billion and Counting // Spotify News [Official news site]. 11.11.2014. URL: https://news.spotify.

com/us/2014/11/11/2-billion-and-counting/ (дата обращения: 15.12.2017).

References

Benjamin W. Proizvedenie iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoy vosproizvodimosti: izbrannye esse [The work of art in the age of industry: selected essays]. Moscow, MEDIUM Publ., 1996. 240 p. (In Russ.)

Vartanova E. L. O sovremennom ponimanii SMI i zhurnalistiki [The Current Understanding of Media and Journalism]. Mediaskop [Mediascope], 2010, issue 1. Available at: https://elibrary.ru/

download/elibrary_17332423_81493203.pdf (accessed 14.05.2017). (In Russ.)

Voroyskiy F. S. Informatika. Novyy sistematizirovannyy slovar’-spravochnik (Vvedenie v sovremennye informatsionnye i telekommunikatsionnye tekhnologii v terminakh i faktakh) [Informatics. New systematized dictionary and reference book (Introduction to modern information and telecommunication technologies)]. 3rd edition, revised and expanded. Moscow, FIZMATLIT Publ., 2003. 760 p. (In Russ.)

Zasurskiy Ya. N. Kachestvennaya pressa v mediynykh strukturakh [High quality press in media structures]. Ed. by Ya. N. Zasurskiy Moscow, Faculty of Journalism of MSU Press, 2015. 344 p. (In Russ.)

Kalmykov A. A., Kokhanova L. A. Internet-zhurnalistika: ucheb. posob. dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial’nosti 021400 «Zhurnalistika» [Internet journalism: textbook for university students specializing in “Journalism” (speciality 021400)]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2012. Available at: http://www.iprbookshop.ru/34458

(accessed 29.03.2017). (In Russ.)

Kataev P. V. Muzykal’nye internet-media: rol’ v praktikakh mezhkul’turnoy kommunikatsii [Music Internet media: functions in the intercultural communication practices]. LAMBERT Academic Publishing, 2017. 68 p. (In Russ.)

Lukina M. M. Internet SMI: Teoriya i praktika: ucheb. posobie dlya studentov vuzov [Internet mass media: textbook for university students]. Ed. by M. M. Lukina. Moscow, Aspekt Press, 2010. 348 p. (In Russ.)




DOI: http://dx.doi.org/10.17072/2037-6681-2018-1-104-116

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




«Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на elibrary «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» в списках ВАК «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на elibrary  «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на DOAJ

«Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» в интернет-магазине периодических изданий «Пресса по подписке»  «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на Cyberleninka «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на IPRbooks