СИНКРЕТИЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА
Ключевые слова:
синкретизм, узуальные и окказиональные субстантивы, символизм.Аннотация
В статье рассматривается эстетизация языка поэзии А. Блока как способ создания «действенной» художественной формы произведения. Прослеживается основная прагматическая установка символистов как сотворчество художника и читателя. Поэзии А. Блока свойственна такая особенность в наборе грамматических единиц текста, как употребление широкого спектра субстантивов – от узуальных до окказиональных. Поэтому, оперируя языком как классификационной сущностью, художник может отобразить дополнительность и неопределенность в восприятии явлений мира через неоднозначные синкретичные языковые единицы. Поэтический текст способен «оживить» во внутренней форме субстантива все предшествующие свойства, которые начинают «работать» в равной степени с текстовыми значениями субстантива. Субстантив не только «хранит» в своей внутренней форме всю систему предшествующих преобразований, но и в соответствующих контекстах обладает свойством воспроизвести их через отношения дополнительности, т. е. равноправного проявления взаимоисключающих свойств. Субстантивы как синкретичные языковые средства – неизменная стилевая черта творчества А. Блока. Отталкиваясь от языковых инвариантов, художник приходит к такой разветвленной системе вариантов, что она образует относительно самостоятельную подсистему поэтического идиолекта А. Блока, способствующую созданию «действенной» поэтической формы.Библиографические ссылки
Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М.: Просвещение, 1979. 270 с.
Баудер А.Я. Функционирование синкретичного слова // Функционирование языковых единиц и категорий. Таллинн, 1988. С. 30–42.
Белый А. Символизм. М.: Мусагет, 1910. 633 с.
Блок А.А. О назначении поэта // Блок А.А. Собрание сочинений: в 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1962а. Т. 6. С. 160–168.
Блок А.А. Ответ Мережковскому // Блок А.А. Собрание сочинений: в 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1962б. Т. 5. С. 442–445.
Бор Н. Единство знаний // Бор Н. Избранные научные труды: в 2 т. М.: Наука, 1971. Т. 2. С. 481–496.
Брюсов В.Я. О искусстве // Брюсов В.Я. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Худож. лит., 1975. Т. 6. С. 43–54.
Иванов В.И. Заветы символизма // Иванов В.И. Борозды и межи. М.: Мусагет, 1916а. С. 119–144.
Иванов В.И. Мысли о символизме // Иванов В.И. Борозды и межи. М.: Мусагет, 1916б. С. 145–159.
Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М.: Наука, 1985. 272 с.
Розенфельд Л. Развитие принципа дополнительности // Нильс Бор. Жизнь и творчество: сб. ст. М.: Наука, 1967. С. 61–87.
Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М.: Наука, 1977. 204 с.
Соловьев В.С. Идея человечества у Августа Конта // Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 10 т. СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1913. Т. 9. С. 172–193.
Штайн К.Э. Гармония поэтического текста: Склад. Ткань. Фактура. Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т, 2006. 646 с.
Штайн К.Э., Петренко Д.И. Филология: История. Методология. Современные проблемы. Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т, 2011. 916 с.
Штайн К.Э., Петренко Д.И. Гармония и симметрия. Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2015. 704 с.
Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм, символизм. М.: Прогресс, 1978. 232 с.
References
Babajtseva V.V. Russkij jazyk. Sintaksis i punktuatsija [The Russian language. Syntax and punctuation]. M.: Prosveshchenie Publ., 1979. 270 p.
Bauder A.Ja. Funktsionirovanie sinkretichnogo slova [Functioning of the syncretic word] Funktsionirovanie jazykovykh jedinits i kategorij [Functioning of language units and categories].Tallinn, 1988. P. 30–42.
Belyj A. Simvolizm [Symbolism]. M.: Musaget Publ., 1910. 633 p.
Blok A.A. O naznachenii poeta [About a poet’s mission] Blok A.A. Sobranije sochinenij [Collection of works: in 8 vols.]. M. –L.: State Publishing House of Fiction, 1962a. Vol. 6. P. 160–168.
Blok A.A. Otvet Merezhkovskomu [The answer to Merezhkovsky] Blok A.A. Sobranije sochinenij [Collection of works: in 8 vols.]. M. –L.: State Publishing House of Fiction, 1962b. Vol. 5. P. 442–445.
Bor N. Edinstvo znanij [The unity of knowledge] Bor N. Izbrannyje nauchnyje trudy [Selected scientific works: in 2 vols.]. M.: Nauka Publ., 1971. Vol. 2. P. 481–496.
Brjusov V.J. O iskusstve [About art] Brjusov V.J. Sobranije sochinenij [Collection of works: in 7 vols.]. M.: Khudozhestvennaja Literatura Publ., 1975. Vol. 6. P. 43–54.
Jarotsin'skij S. Debjussi, impressionizm, simvolizm [Debussy, impressionism, symbolism]. M.: Progress Publ., 1978. 232 p.Ivanov V.I. Zavety simvolizma [Precepts of symbolism] Ivanov V.I. Borozdy i mezhi [Furrows and boundaries]. M.: Musaget Publ., 1916a. P. 119–144.
Ivanov V.I. Mysli o simvolizme [Thoughts about symbolism] Ivanov V.I. Borozdy i mezhi [Furrows and boundaries]. M.: Musaget Publ., 1916b. P. 145–159.
Paducheva E.V. Vyskazyvanije i ego sootnesennost' s dejstvitel'nost'ju [A statement and its correlation to reality]. M.: Nauka Publ., 1985. 272 p.
Rozenfel'd L. Razvitije printsipa dopolnitel'nosti [Development of the complementarity principle] Nil's Bor. Zhizn' i tvorchestvo: Sbornik statej [Nils Bor: Life and creative work]. M.: Nauka Publ., 1967. P. 61–87.
Shtajn K.E. Garmonija pojeticheskogo teksta: Sklad. Tkan'. Faktura [Harmony of poetic text: Structure. Fabric. Texture]. Stavropol: Stavropol State University Publ., 2006. 646 p.
Shtajn K.E., Petrenko D.I. Filologija: Istorija. Metodologija. Sovremennyje problemy [Philology: History. Methodology. Current problems]. Stavropol: Stavropol State University Publ., 2011. 916 p.
Shtajn K.E., Petrenko D.I. Garmonija i simmetrija [Harmony and symmetry]. Rostov-on-Don: «Kniga» Publ., 2015. 704 p.
Smirnov I.P. Khudozhestvennyj smysl i evoljutsija pojeticheskih sistem [The essence of art and evolution of poetic systems]. M.: Nauka Publ., 1977. 204 p.
Solov'ev V.S. Ideja chelovechestva u Avgusta Konta [The idea of mankind in Augustus Conte's works] Solovjev V.S. Sobranie sochinenij [Collection of works: in 10 vols.]. Saint-Petersburg: Prosveshchenie Publ., 1913. Vol. 9. P. 172–193.