ДРАМА-СКАЗКА Г. ГАУПТМАНА «ПОТОНУВШИЙ КОЛОКОЛ» КАК НЕОРОМАНТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Авторы

  • Алла Персиевна Склизкова (Alla P. Sklizkova) Владимирский государственный университет им. А. Н. и Г. Н. Столетовых

DOI:

https://doi.org/10.17072/2037-6681-2016-2-113-119

Ключевые слова:

неоромантизм, становление, разрушение, созерцание, рефлексия, бессознательное.

Аннотация

В драме-сказке Г. Гауптмана «Потонувший колокол» происходит творческая модификация романтических принципов. Автор в драматической форме передаёт последовательность ступеней созерцания главного героя, показывает его непрекращающееся развитие, вечное непостоянство, непрестанное изменение. Мастер-литейшщик Генрих – герой драмы – не в состоянии осмыслить противоположности, внутреннюю разноголосицу, бытующие в его сознании. Тем не менее всё это позволяет ему перейти границу экзистенции, выйти за пределы своего Я. Рефлексия овладевает им полностью, и он оказывается в её власти вплоть до того момента, когда завершается определённый круг его бытия.

Биография автора

Алла Персиевна Склизкова (Alla P. Sklizkova), Владимирский государственный университет им. А. Н. и Г. Н. Столетовых

к. филол. н., доцент кафедры русской и зарубежной филологии

Библиографические ссылки

Аствацатуров А.Г. Поэзия. Философия. Игра. СПб.: Геликон Плюс, 2010. 494 с.

Браун Ф. А. Немецкий романтизм // История западной литературы (1800–1910). М.: Наука, 1912. Т. 1. С. 208–310.

Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения / пер. c англ. М.: Алетейя, 1998. 269 с.

Гейне Г. Романтическая школа / пер. с нем. Н.Я. Берковского // Гейне Г. Собр. соч.: в 10 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958, Т. 6. С. 143–284.

Жеребин А.И. Новалис и проблемы неоромантизма // Жеребин А. И. От Виланда до Кафки. СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 2012. С. 255–275.

Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Аксиома, Новатор, 1996. 231с.

Карельский А.В. Модернизм XX века и романтическая традиция // Вопр. лит. 1994. № 2. C. 163–171.

Мальчуков Л.И. Где центр и где периферия в художественном мире Г. Гауптмана // Зарубежная филология в гуманитарном дискурсе. Петрозаводск, 2009. C. 62–99.

Новалис. Ученики в Саисе: магические романы и философические фрагменты / пер. с нем. Г. Петникова. СПб.: ООО Издательский дом «Леонардо», 2011. 352 с.

Шеллинг Ф. Сочинения: в 2 т. / пер. c нем. М. И. Левиной, А. В. Михайлова. М.: Мысль, 1987. Т 1. 637 с.

Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. / вступ. ст., сост., пер. c нем. Ю.Н. Попова. М.: Искусство, 1983. Т.1. 478 с.

Bachofen J. Versuch über die Gräbersymbolik der Alten. Basel: Bahnmaier, 1857. 426 S.

Bölsche W. Hinter der Weltstadtl. Friedrichshagener Gedanke zur ästhetischen Kultur. Leipzig: E. Diederichs, 1901. 374 S.

Deppermann M. Romantik und Moderne. Eine kontroverse Konstellation // Die «Schaubüne» in der Epoche des Freischütz. Salzburg: Verlag Mueller-Speiser, 2009. S. 23–56.

Hauptmann G. Abenteuer meiner Jugend. Berlin und Weimar, 1980. 900 S.

Hauptmann G. Grichischer Frühling. Berlin, 1908. 226 S.

Hauptmann G. Italienische Reise. Berlin, 1976. 230 S.

Hauptmann G. Die Kunst des Dramas. Frankfurt am Main, 1965. 246 S.

Hauptmann G. Die versunkene Gloke // G. Hauptmann Gesammelte Werke in sechs Bänden. Berlin: Fischer, Verlag, 1906. B.IV. S. 63–201.

Hauptmann G. Tagebücher 1897–1905. Frankfurt am Main, 1987. 790 S.

Huch R. Blüthezeit der Romantik. Leipzig: H. Haessel, 1899. 481 S.

Kemper D. Ideengeschichte vs. Transferfor-schung // Русская германистика. Ежегодник росс. союза германистов. М.: Языки слав. культуры, 2004. Т. VIII. C. 51–60.

Vietta S. Ästetik der Moderne. München: Wilhelm Fink Verlag, 2001. 329 S.

References

Astvatsaturov A.G. Poezija. Filosofija. Igra [Poetry. Philosophy. Game]. St. Petersburg, Gelikon-Pljus Publ., 2010. 494 p.

Bachofen J. Versuch über die Gräbersymbolik der Alten. Basel: Bahnmaier, 1857. 426 S.

Bölsche W. Hinter der Weltstadtl. Friedrichshagener Gedanke zur ästhetischen Kultur. Leipzig: E. Diederichs, 1901. 374 S.

Braun F.A. Nemetskij romantizm [German romanticism]. Istorija zapadnoj literatury (1800-1910) [The history of western literature (1800-1910)]. Moscow: Nauka Publ., 1912. Vol. 1. P. 208–310.

Deppermann M. Romantik und Moderne. Eine kontroverse Konstellation. Die «Schaubüne» in der Epoche des Freischütz. Salzburg: Verlag Mueller-Speiser, 2009. P. 23–56. (In German).

Hartmann F. Zhizn' Paratsel'sa [The Life and the Doctrines of Philippus Theophrastus Bombast of Hohenheim Known as Paracelsus]. Moscow, Aleteija Publ., 1998. 270p.

Hauptmann G. Abenteuer meiner Jugend. Berlin and Weimar, 1980. 900 p. (In German).

Hauptmann G. Grichischer Frühling. Berlin, 1908. 226 p. (In German).

Hauptmann G. Italienische Reise. Berlin, 1976. 230 p. (In German).

Hauptmann G. Die Kunst des Dramas. Frankfurt am Main, 1965. 246 p. (In German).

Hauptmann G. Die versunkene Gloke. Hauptmann G. Gesammelte Werke in sechs Bänden. Berlin: Fischer, Verlag, 1906. Vol. IV. P. 63-201. (In German).

Hauptmann G. Tagebücher 1897-1905. Frankfurt am Main, 1987. 790 p. (In German).

Heine H. Romanticheskaja shkola [The romantic school]. Heine H. Sobranie sochinenij v 10 t. [Collection of works in 10 vols.]. Moscow, Gos. Izd. Khudozh. Lit. Publ., 1958. Vol. 6. P. 143–284.

Huch R. Blüthezeit der Romantik. Leipzig: H. Haessel, 1899. 481 p.

Karel'skij A. V. Modernism XX veka i romanticheskaja tradicija. [The modernism of the 20th century and the romantic tradition]. Voprosy literatury [Issues of literature]. Moscow, 1994. № 2. P. 163–171.

Kemper D. Ideengeschichte vs. Transferforschung. Russkaja germanistika. Ezhegodnik rossijskogo sojuza germanistov [Russian Germanistics. Yearly book of the Russian union of specialists in Germanstudies]. Мoscow, Jazyki slavjanskoj kul’tury Publ., 2004. Vol. VIII. P. 51–60.

Mal'chukov L.I. Gde tsentr i gde perefirija v khudozhestvennom mire G. Gauptmana [Where the center and periphery are in the G. Hauptman's literature world]. Zarubezhnaja filologija v gumanitarnom diskurse [Foreign philology in the discourse of humanities]. Petrozavodck, 2009. P. 62–99.

Novalis. Ucheniki v Saise: magicheskie romany i filosoficheskie fragmenty [The novices in Sais: magic novels and the philosophical fragments]. St. Petersburg, 2011. 343 p.

Schelling F. Sochinenija v dvukh tomah [Collection of works in 2 vols.]. Moscow, Mysl' Publ., 1987. Vol. 1. 637 p.

Schlegel F. Estetika. Filosofija. Kritika [Esthetics. Philosophy. Critique]. Sochinenija v dvukh tomakh [Collection of works in 2 vols.]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1983. Vol.1. 478 p.

Vietta S. Ästetik der Moderne. Munich: Wilhelm Fink Verlag, 2001. 329 p.

Zherebin A. I. Novalis i problemy neoromantizma [Novalis and the problems of neoromanticism]. Ot Vilanda do Kafki [From Wieland to Kafka]. St. Petersburg, 2010. 275 p.

Загрузки

Опубликован

2017-12-08

Как цитировать

Склизкова (Alla P. Sklizkova) А. П. (2017). ДРАМА-СКАЗКА Г. ГАУПТМАНА «ПОТОНУВШИЙ КОЛОКОЛ» КАК НЕОРОМАНТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, (2). https://doi.org/10.17072/2037-6681-2016-2-113-119

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ