СТИЛИСТИКО-ТЕКСТОВЫЙ СТАТУС ПЕРСУАЗИВНОСТИ МЕДИАТЕКСТА

Евгения Алексеевна Медведева (Evgeniya A. Medvedeva)

Аннотация


В статье рассматриваются дискурсивно-стилистические особенности современного медиатекста, дается определение персуазивности и обоснование категориального статуса этого понятия, раскрывается структура категории персуазивности и прослеживается ее реализация в текстах современных электронных газет, а также взаимосвязь данной категории с субкатегориями авторизации, диалогичности и оценки. Делается вывод об особой роли категории оценки в реализации воздействующей функции газетно-публицистического текста.

Предлагается обоснование использования дискурсивно-стилистического метода анализа медиатекста в качестве базового, позволяющего объяснить воздействующий потенциал медиатекстов с учетом экстралингвистических факторов их порождения. Особое внимание уделяется выявлению стилистических приемов воздействия на читателя, реализуемых в текстах современных интернет-газет, подробно рассматриваются способы убеждения и внушения и их взаимодействие. Анализируется принцип текстообразования в медиакоммуникации. Дается системная характеристика автора как стилеобразующая категория публицистического текста, исследуются способы проявления авторского начала и особенности общения автора с целевой аудиторией.


Ключевые слова


персуазивность; медиатекст; категория оценки; категория авторизации; категория диалогичности; дискурс; интернет-газета.

Полный текст:

PDF

Литература


Астафьева О. Н. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2008. № 4. С. 18–25.

Голоднов А. В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации: дисс. … канд. филол. наук. СПб., 2003. 247 с.

Граудина Л. К., Ширяев Е. Н. Культура русской речи:учеб.для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА М., 1998. 560 с.

Гурин И. В. Категория авторизации в предложении и тексте: основные подходы к определению // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. 2012. № 2(35). С. 103–107.

Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. 488 с.

Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973. 351 с.

Копытов О. Н. Взаимодействие квалификативных модусных смыслов в тексте (авторизация и персуазивность): автореф. дисс. … канд. филол. наук. Владивосток, 2004. 27 с.

Копытов О. Н. Модус публицистического текста // Научные журналы Урал. гос. пед. ун-та. Политическая лингвистика. 2011. № 1(35). URL: http://journals.uspu.ru/ling35 (дата обращения: 02.04.2016).

Кормилицына М. А., Сиротинина О. Б. Язык СМИ: учеб. пособие. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2011. 91 с.

Кузьмина Н. А. Современный медиатекст: учеб. пособие / отв. ред. Н. А. Кузьмина. Омск, 2011. 414 с.

Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. С. 155–157.

Пушкарева И. А. Социальная оценочность в современной газетной публицистике // Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2012. № 1. С. 237–243.

Солганик Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Синтаксическая стилистика. М., 2006. С. 202–211.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2006. 696 с.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. URL: http://stylistics.academic.ru/ (дата обращения: 18.03.2016).

Larson Ch. Persuasion: Reception and Responsibility. Belmont: Wadsworth, 1979. 292 p.

Lerbinger O. Designs for Persuasive Communication. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1972. 283 p.

Petty R. E., Cacioppo J. T. Communication and persuasion. Central and peripheral routs to attitude change. New York: Springer, 1986. 262 p.

References

Astaf’eva O. N. Mediakul’tura i nekotorye principy formirovanija informacionno-kommunika-tivnogo prostranstva [Media culture and some principles of shaping information and communication space]. Vestnik Bibliotechnoj Assamblei Evrazii [Herald of The Library Assembly of Eurasia]. 2008. Iss. 4. P. 18–25.

Golodnov A. V. Lingvopragmaticheskie osobennosti persuazivnoj kommunikacii. Diss. kand. fil. nauk [Linguopragmatic peculiarities of persuasive communication. Cand. philol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2003. 247 р.

Graudina L. K., Shirjaev E. N. Kul’tura russkoj rechi [Culture of Russian speech]. Moscow, NORMA-INFRA M Publ., 1998. 560 р.

Gurin I. V. Kategorija avtorizacii v predlozheni i tekste: osnovnye podkhody k opredeleniju [The category of authorisation in a sentence and text: basic approaches to defining]. Vestnіk Mozyrskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni І. P. Shamjakіna [Vestnik of Mozur State Pedagogical University named after I. P. Shamyakin]. 2012. Iss. 2(35). Р. 103–107.

Zherebilo T. V. Slovar’ lingvisticheskikh terminov [Dictionary of linguistic terms]. Nazran, “Piligrim” Publ., 2010. 488 р.

Zolotova G. A. Ocherk funkcional’nogo sintaksisa russkogo jazyka [Essay on the functional syntax of the Russian language]. Moscow, Nauka Publ., 1973. 351 р.

Kopytov O. N. Vzaimodejstvie kvalifikativnykh modusnykh smyslov v tekste (avtorizacija i persuazivnost’). Diss. kand. fil. nauk [Interaction of qualificative modus meanings in text (authorization and persuasiveness)]. Vladivostok, 2004. 27 р.

Kopytov O. N. Modus publicisticheskogo teksta [Modus of media text]. Nauchnye zhurnaly Ural. gos. ped. un-ta. Politicheskaja lingvistika [Scientific Journals of Ural State Pedagogical University. Political Linguistics]. 2011. Iss. 1(35). Available at: http://journals.uspu.ru/ling35 (accessed 02.04.2016).

Kormilicyna M. A., Sirotinina O. B. Jazyk SMI [Language of the media]. Saratov, Saratov University Publ., 2011. 91 р.

Kuz'mina N. A. Sovremennyj mediatekst [Contemporary mediatext]. Omsk, 2011. 414 р.

Luman N. Real’nost’ massmedia [The reality of the mass media]. Moscow, Praksis Publ., 2005. Р. 155–157.

Pushkareva I. A. Social’naja ocenochnost’ v sovremennoj gazetnoj publicistike [Social evaluativity in contemporary newspaper journalism]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin]. 2012. Iss. 1. Р. 237–243.

Solganik G. Ja. Avtor kak stileobrazujushhaja kategorija publicisticheskogo teksta [The author as a style-shaping category of publicistic text]. Sintaksicheskaja stilistika [Syntactical stylistics]. Moscow, 2006. Р. 202–211.

Stilisticheskij еhnciklopedicheskij slovar’ russkogo jazyka [Stylistic encyclopedic dictionary of the Russian language]. Moscow, Flinta: Nauka Publ., 2006. 696 р.

Stilisticheskijj enciklopedicheskij slovar’ russkogo jazyka [Stylistic encyclopedic dictionary of the Russian language]. Available at: http://stylistics.academic.ru/ (accessed18.03.2016).

Larson Ch. Persuasion: Reception and Responsibility. Belmont: Wadsworth, 1979. 292 p.

Lerbinger O. Designs for Persuasive Communication. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1972. 283 p.

Petty R. E., Cacioppo J. T. Communication and persuasion. Central and peripheral routs to attitude change. New York: Springer, 1986. 262 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17072/2037-6681-2016-3-52-58

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




«Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на elibrary «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» в списках ВАК «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на elibrary  «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на DOAJ

«Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» в интернет-магазине периодических изданий «Пресса по подписке»  «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на Cyberleninka «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология» на IPRbooks