ОБ ОБРАЗЕ ЗАЙЦА В НАИВНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА
DOI:
https://doi.org/10.17072/2037-6681-2016-3-41-51Ключевые слова:
языковая картина мира, ментальный образ, развитие речи, энциклопедические знания, культурно-лингвистические знания, личностные знания.Аннотация
В статье на примере анализа ментальных образов «заяц» и «кролик» рассматриваются особенности формирования и функционирования близких понятий в русской и английской языковых картинах мира (далее – ЯКМ). Анализ основывается на данных словарей и результатах серии экспериментов с взрослыми носителями русского и английского языков. Кроме того, на материале эксперимента с русскоязычными детьми в возрасте 4–7 лет прослеживается процесс формирования ментального образа в онтогенезе. Проведенный анализ показал зависимость функционирования ментального образа в ЯКМ в первую очередь от культурно-лингвистической информации и особенно от личного опыта и узуса, а не от энциклопедических и бытовых знаний, составляющих ядро ментального образа. При упоминании того или иного объекта у носителей обоих языков в первую очередь активизируются связанные с ним ассоциации, полученные при помощи разных органов чувств – осязания, зрения, вкуса и т.д. Разграничение двух близких ментальных образов происходит в возрасте 5 лет, когда формируется ядро ментального образа на основе чувственного опыта, а культурно-лингвистические знания конкретизируют сформировавшиеся образы уже после 6-летнего возраста. Сравнение ментальных образов «зайца» и «кролика» в русской и английской ЯКМ показал, что ментальному образу «заяц» в наивной ЯКМ носителя русского языка в английской наивной ЯКМ соответствует ментальный образ «rabbit».Библиографические ссылки
Апресян Ю. Д. Избранные труды. М.: Языки русс. культуры, 1995. Т. 2. 767 c.
Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. 104 с.
Бердникова А. Г. Концепт «Благодарность» в русской языковой картине мира // Проблемы интерпретационной лингвистики: межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск, 2000. С. 34–42.
Вежбицкая А. Cемантические универсалии и описание языков: сб. науч. работ / пер. с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки слав. культуры, 1999. 791 с.
Воркачев С. Г. Концепт как «зонтиковый термин» // Язык, сознание, коммуникация. М.: МАКС Пресс, 2003. Вып. 24. С. 5–12.
Гуревич Л. С. Ментальная визуализация абстрактных образов: когнитивные склейки // Вестник ИГЛУ. 2009. № 1(5). С. 100–105.
Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. М.: Гнозис, 2005. 543 с.
Караулов Ю. Н. (ред.) Русский ассоциативный словарь: в 2 т. М.: АСТ-Астрель, 2002. Т. I. 784 с.; Т. II. 992 с.
Касевич В. Б. Когнитивная лингвистика: в поисках идентичности. М.: Языки слав. культуры, 2013. 192 с.
Кривко И. П. Специфика синонимической аттракции в лексиконе индивида: синергетический подход: автореф. дисс. … канд. филол. наук. Курск, 2010. 22 с.
Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки слав. культуры, 2004. 560 с.
Ларина М. Б. К вопросу о способах структурирования знания в языке: концепт, значение, понятие, образ // Вестник Кузбасской государственной педагогической академии 2010. № 1(2). URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/3/ (дата обращения: 27.03.2016).
Лебедева С. В. Близость значения слов в индивидуальном сознании: дисс. … д-ра филол. наук. Тверь, 2002. URL: http://cheloveknauka.com/blizost-znacheniya-slov-v-individualnom-soznanii (дата обращения: 27.03.2016).
Леонтьев А. А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001. 380 c.
Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Akademia, 2000. 128 с.
Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. М.: Акад. проект, 2004. 982 с.
Стернин И. А. Проблема неединственности метаязыкового описания ментальных единиц в лингвистике // Лингвоконцептология и психолингвистика. Воронеж: Истоки, 2012. Вып. 5. С. 8–17.
Стернин И. А., Розенфидьд М. Я. Слово и образ. Воронеж: Истоки, 2008. 243 с.
Эйсмонт П. М. Особенности усвоения глагольной аргументной структуры детьми в возрасте 6–8 лет (на материале русского и английского языков) // Онтолингвистика – наука XXI века: материалы междунар. конф., посвящ. 20-летию кафедры детской речи РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Златоуст, 2011. С. 173–174.
Эйсмонт П. М. Семантика и синтаксис спонтанного нарратива: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2008. 21 с.
Langacker R. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. Berlin and New York: Mouton de Gruyter, 1990. 395 p.
Levelt W. J. M. Accessing words in speech production: Stages, processes and representations // W. J. M. Levelt (ed.) Lexical access in speech production Cambridge, MA: Blackwell Publishers, 1993. P. 1–22.
References
Apresyan Yu. D. Izbrannye trudy: T. 2. [Selected Works. Volume 2]. M., Jazyki russkoj kul’tury Publ., 1995.
Babushkin A. P. Tipy kontseptov v leksiko-frazeologicheskoj semantike jazyka [Types of concepts in lexical-phraseological semantics of the language]. Voronezh, Voronezh St. Univ. Publ., 1996. 104 p.
Berdnikova A. G. Kontsept «Blagodarnost’» v russkoj jazykovoj kartine mira [The concept “Gratitude” in the Russian linguistic worldview]. Problemy interpretatsionnoj lingvistiki: Mezhvuz. sb. nauch. tr. [Problems of interpretation linguistics. Interacademic collection of works]. Novosibirsk, 2000.
Wierzbicka A. Semanticheskie universalii i opisanie jazykov: sb. nauch. rabot [Semantic universals and language description: coll. articles]. Transl. by A. D. Shmelev. M., Jazyki slavjanskoj kul’tury Publ., 1999. 791 p.
Vorkachev S. G. Kontsept kak «zontikovyj termin» [The concept as an “umbrella term”]. Jazyk, soznanie, kommunikatsija [Language, Cognition, Communication]. Iss. 24. M., MAKS Press Publ., 2003. P. 5–12.
Gurevich L. S. Mental’naja vizualizatsija abstraktnykh obrazov: kognitivnye sklejki [Mental visualization of abstract images: the cognitive pastings]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [The ISLU Philological Review]. 2009. Iss. 1 (5). P. 100–105.
Zalevskaya A. A. Psikholingvisticheskie issledovanija. Slovo. Tekst: Izbrannye trudy [Psycholinguistic research. Word. Text: Selected works]. M., Gnozis Publ., 2005. 543 p.
Karaulov Yu. N. (ed.) Russkiy associativnyi slovar': V 2 t. [Russian Dictionary of Associations: in 2 vols.]. Vol. I. M., AST-Astrel’ Publ., 2002. 784 p. Vol. II. M., AST-Astrel’ Publ., 2002. 992 p.
Kasevich V. B. Kognitivnaja lingvistika: v poiskakh identichnosti [Cognitive Linguistics: in search for identity]. Moscow, Jazyki slavianskoj kul’tury Publ., 2013. 192 p.
Krivko I. P. Spetsifika sinonimicheskoj attraktsii v leksikone individa: sinergeticheskij podhod. Avtoref. diss. kand. filol. nauk [Specificity of synonymous attractions in an individual’s lexicon: a synergistic approach. Synopsis of Cand. philol. sci. diss.]. Kursk, 2010. 22 p.
Kubryakova E. S. Jazyk i znanie: Na puti poluchenija znanij o jazyke: Chasti rechi s kognitivnoj tochki zrenija. Rol’ jazyka v poznanii mira. [Language and Knowledge: On the way of language acquisition: Parts of speech in terms of cognition. The role of language in understanding the world]. M., Jazyki slavjanskoj kul’tury Publ., 2004. 560 p.
Larina M. B. K voprosu o sposobakh strukturirovanija znanija v jazyke: kontsept, znachenie, ponjatie, obraz [On the ways structuring knowledge in language: the concept, meaning, notion, image]. Vestnik Kuzbasskoy gosudarstvennoy pedagogicheskoy akademii [Kuzbass State Pedagogical Academy Herald]. 2010. Iss. 1 (2). Available at: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/3/ (accessed 27.03.2016).
Lebedeva S. V. Blizost’ znachenija slov v individual'nom soznanii: dis. d-ra filol. nauk [The proximity of words meaning in the individual consciousness. Dr. philol. sci. diss.]. Tver, 2002. Available at: http://cheloveknauka.com/blizost-znacheniya-slov-v-individualnom-soznanii (accessed 27.03.2016).
Leont’ev A. A. Deyatel’nyj um (Deyatel’nost’, Znak, Lichnost’) [The active mind (Activity, Sign, Person)]. M., Smysl Publ., 2001. 380 p.
Slyshkin G. G. Ot teksta k simvolu: lingvokul’turnye kontsepty pretsedentnykh tekstov v soznanii i diskurse [From the text to the symbol: cultural concepts of precedent texts in consciousness and discourse]. M., Akademia Publ., 2000. 128 p.
Stepanov Yu. S. Konstanty: slovar’ russkoj kul’tury [Constants: Dictionary of Russian culture]. M., Akademicheskij proekt Publ., 2004. 982 p.
Sternin I. A. Problema needinstvennosti metajazykovogo opisanija mental’nykh edinits v lingvistike [The problem of non-uniqueness of metalinguistic descriptions of mental units in linguistics and psycholinguistics]. Lingvokontseptologija i psiholingvistika [Linguaconceptology and psycholinguistic]. Iss. 5. Voronezh, Istoki Publ., 2012. P. 8–17.
Sternin, I. A., Rosenfeld, M. Ya. Slovo i obraz [Word and Image]. Voronezh, Istoki Publ., 2008. 243 p.
Eismont P. M. Osobennosti usvoenija glagol’noj argumentnoj struktury det’mi v vozraste 6–8 let (na materiale russkogo i anglijskogo jazykov) [Features of verbal argument structure acquisition by children at the age of 6–8 (in Russian and English)].
Ontolingvistika – nauka XXI veka [Ontolinguistics – science of the 21st century]. St. Petersburg, Zlatoust Publ., 2011. P. 173–174.
Eismont P. M. Semantika i sintaksis spontannogo narrativa: avtoref. diss. kand. filol. nauk [Semantics and syntax of spontaneous narrative. Synopsis of Cand. philol. sci. diss.]. St. Petersburg, 2008. 21 p.
Langacker R. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. Berlin and New York, Mouton de Gruyter. 1990.
Levelt W. J. M. Accessing words in speech production: Stages, processes and representations. Lexical access in speech production. Ed. by W. J. M. Levelt. Cambridge, MA: Blackwell Publishers. 1993. P. 1–22.