К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ТЕКСТОВ В СОЧИНЕНИЯХ КЛИМЕНТА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО
DOI:
https://doi.org/10.17072/2037-6681-2016-3-5-12Ключевые слова:
Климент Александрийский, Гомер, Плутарх, Платон, licentia poetica («поэтическая вольность»).Аннотация
Климент Александрийский, интерпретируя или ссылаясь на известные тексты Гомера и иных древнегреческих авторов, порою достаточно основательно преобразует их. Маловероятно, что эти изменения случайны: Климент хорошо знал древнегреческую литературу и часто приводил точные цитаты из используемых произведений. Интерпретации александрийского автора были призваны подтвердить его тезисы и представляли собой как радикальное исправление оригинального текста или переоценку персонажей, так и дополнение, незначительное изменение и перестановку стихов. При сопоставлении случаев вольного обращения Климента с языческими сочинениями с более или менее точной передачей слов классических поэтов предшествующими христианскими писателями становится заметным развитие стиля христианской письменности: очевиден переход от использования стихов из древних поэм как «улики» против многобожия к превращению их в ряды exempla, в литературный фон, на котором развивается мысль автора. Подобное обращение с источниками сближает Климента не с апологетами Татианом и Феофилом, не решавшимися переделывать известные пассажи, а с Платоном или Плутархом, допускавшими переработку написанного предшественниками для создания нужного впечатления от их слов, и выдаёт в Клименте автора, который, пренебрегая фактографической точностью при изложении используемого им материала, стремился к созданию философского трактата, где в своеобразных притчах допустимы отступления от цитируемых источников.Библиографические ссылки
Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд.7-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.
Нильссон М.-П. Греческая народная религия / пер. с англ. и указ. С. Клементьевой; отв. ред. А. И. Зайцев. СПб.: Алетейя, 1998. 245 с.
Brambillasca G. Citations de l’Écriture Sainte et des auteurs classiques dans le Προτρεπτικὸς πρὸς Ἕλληνας de Clément d’Alexandrie // Studia patristica. 1972. Vol. 11. Part 2 (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Bd. 108). P. 8–12.
Clément d’Alexandrie. Le Pédagogue. Livre I / Introduction et notes de H.-I. Marrou, traduction de M. Harl. Paris: Les éditions du Cerf, 1960. 298 р.
Dawson D. Allegorical readers and cultural revision in ancient Alexandria. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1992. XI. 341 p.
Ferguson J. The achievement of Clement of Alexandria // Religious Studies. 1976. Vol. 12, № 1. P. 59–80.
Hatch E. The influence of Greek Ideas on Christianity. New York, 1957.
Itter A. C. Esoteric teaching in the Stromateis of Clement of Alexandria. Leiden, Boston, 2009. XIX. 233 p.
Krause W. Die Stellung der frühchristlichen Autoren zur heidnischen Literatur. Wien: Herder, 1958. 320 S.
Méhat A. Étude sur les ‘Stromates’ de Clément d’Alexandrie. Paris: Editions du Seuil, 1966. 580 p.
Mondésert, C. Clément d’Alexandrie. Introduction à l’étude de sa pensée religieuse à partir de l’Écriture. Paris; Aubier: Éditions Montaigne, 1944. 278 p.
Nilsson M. P. Geschichte der griechischen Religion. 2. Aufl. München, 1967. Bd. 1. XXIV. 892 S. 27. Ill.
Pépin J. Christianisme et mythologie. Jugements chrétiens sur les analogies du paganisme et du christianisme // De la philosophie ancienne à la théologie patristique. Variorum reprints. VIII. London, 1986. Р. 17–44.
Pohlenz M. Klemens von Alexandreia und sein hellenisches Christentum // Nachrichten von der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. Philologisch-historische Klasse. № 3. Gӧttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1943. S. 103–180.
Scham J. Der Optativgebrauch bei Klemens von Alexandrien in seiner sprach- und stilgeschichtlichen Bedeutung. Ein Beitrag zur Geschichte des Attizismus in der altchristlichen Literatur. Paderborn: Druck und Verlag von Ferdinand Schöningh. 1913. XIV. 182 [1] S.
Tsermoulas J. M. Die Bildersprache des Klemens von Alexandrien. Inaugural Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde der hohen philosophischen Fakultät der Universität Würzburg. Kairo Safarowsky: Buchdruckerei, 1934. 116 S.
References
Karaulov Ju. N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost’ [The Russian Language and a Linguistic Persona]. 7th ed. М., LKI Publ., 2010. 264 p.
Nilsson M. P. Grecheskaya narodnaya religiya [Greek Popular Religion]. Transl. from English by S. Klement’eva. Ed. by A. I. Zaycev. SPb., Aleteya Publ., 1998. 245 p.
Brambillasca G. Citations de l’Écriture Sainte et des auteurs classiques dans le Προτρεπτικὸς πρὸς Ἕλληνας de Clément d’Alexandrie [Quotations from the Holy Scripture and Classical Authors in the Προτρεπτικὸς πρὸς Ἕλληνας by Clement of Alexandria]. Studia patristica. 1972. Vol. 11. Part 2. (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Bd. 108). P. 8–12.
Clément d’Alexandrie Le Pédagogue. Livre I [The Instructor. Book I]. Introduction and notes by H. I. Marrou, translation by M. Harl. Paris: Les éditions du Cerf, 1960. 298 p.
Dawson D. Allegorical readers and cultural revision in ancient Alexandria. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1992. XI, 341 p.
Ferguson J. The Achievement of Clement of Alexandria. Religious Studies. 1976. Vol. 12. № 1. P. 59–80.
Hatch E. The influence of Greek Ideas on Christianity. New York, 1957.
Itter A. C. Esoteric teaching in the Stromateis of Clement of Alexandria. Leiden, Boston, 2009. XIX, 233 p.
Krause W. Die Stellung der frühchristlichen Autoren zur heidnischen Literatur [Stand of Early Christian Authors towards Pagan Literature]. Wien: Herder, 1958. 320 p.
Méhat A. Étude sur les ‘Stromates’ de Clément d’Alexandrie [Research on the Stromates by Clement of Alexandria]. Paris: Editions du Seuil, 1966. 580 p.
Mondésert, C. Clément d’Alexandrie. Introduction à l’étude de sa pensée religieuse à partir de l’Écriture [Clement of Alexandria. Introduction to the Research on his Religious Thought Starting with Scripture]. Paris, Aubier, Éditions Montaigne, 1944. 278 p.
Nilsson M.P. Geschichte der griechischen Religion [History of the Greek Religion]. 2. Aufl. München, 1967. Bd. 1. XXIV, 892 P. 27 Ill.
Pépin J. Christianisme et mythologie. Jugements chrétiens sur les analogies du paganisme et du christianisme [Christianity and Mythology. Christian Judgements Concerning Analogies of Paganism and Christianity]. De la philosophie ancienne à la théologie patristique [From Ancient Philosophy to Patristic Theology]. Variorum reprints. VIII. London, 1986. Р. 17–44.
Pohlenz M. Klemens von Alexandreia und sein hellenisches Christentum [Clement of Alexandria and his Hellenic Christianity]. Nachrichten von Akademie der Wissenschaften in Göttingen. Philologisch-historische Klasse. № 3. 1943. P. 103–180.
Scham J. Der Optativgebrauch bei Klemens von Alexandrien in seiner sprach- und stilgeschichtlichen Bedeutung. Ein Beitrag zur Geschichte des Attizismus in der altchristlichen Literatur [The Use of Optative by Clement of Alexandria in its Language- and Style-Historical Meaning]. Paderborn: Druck und Verlag von Ferdinand Schöningh. 1913. XIV, 182 [1] p.
Tsermoulas J. M. Die Bildersprache des Klemens von Alexandrien [The Imaginative Language of Clement of Alexandria]. Inaugural Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde der hohen philosophischen Fakultät der Universität Würzburg. Kairo: Buchdruckerei Safarowsky, 1934. 116 p.