Особенности нарративной организации в мини-романе Генриха Сапгира «Сингапур»
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-2-146-153Ключевые слова:
Генрих Сапгир; нарративная организация; повествование; субъектность; роман; художественная инстанция.Аннотация
Статья посвящена исследованию особенностей нарративной организации романа «Сингапур» Генриха Вениаминовича Сапгира, одного из ключевых авторов русского литературного процесса второй половины XX в. Известный широкому кругу читателей в первую очередь как автор стихотворений для детей, Генрих Сапгир создал также значительный корпус прозаических текстов, характеризующихся многослойной организацией повествования, сменой повествовательных оптик. Основное внимание в исследовании уделено анализу фокализационных особенностей романа, его системы нарративных инстанций и субъектной организации, которая определяется наличием активного грамматически выраженного повествовательного «я». Авторы приходят к выводу, что в поле зрения нарратора зачастую попадает алогичный мир, несостоятельность которого в художественном пространстве выражается сюжетными, композиционными или языковыми деформациями. Пространственно-временные трансформации, определяющие темпоральный модус романа Генриха Сапгира, напрямую выражают компонент частичной случайности событийной цепи нарратива, реализуемый «вероятностной» картиной мира. В этом отношении абсурдистская эстетика, экзотизм, пронизывающие все уровни произведения, во многом определяют поэтику «мини-романа» «Сингапур», причем экспликация нарратора в повествовании является частью художественной стратегии, предполагающей тесную, автобиографическую спаянность со своим персонажем. Данная стратегия реализуется также в анаграмматическом названии романа (Сингапур – Сапгир) и ситуативных визуально-графических экспериментах с расположением текста на пространстве страницы, заключающихся в формировании семиотических «пустот», что характерно в первую очередь для поэтики Сапгира как поэта.Библиографические ссылки
Артёмова С. Ю. «Пустота» в поэзии Г. В. Сапгира // Вестник Тверского государственного университета. 2014. № 3. С. 9–12.
Бокарёв А. С., Адриан Ю. В. От «фонографа» к «паноптикуму»: о субъектной структуре «Голосов» Г. Сапгира в контексте советского дискурса // Верхневолжский филологический вестник. 2023. № 2(33). С. 41–49. doi 10.20323/2499_9679_2023_2_33_41
Женнет Ж. Фигуры. В 2 томах. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1998. 944 с.
Кривулин В. Б. «От него исходили поразительные лучи любви». 2000. URL: https://sapgir.narod.ru/talks/about/krivulin01.htm (дата обращения: 06.01.2025).
Кудрявицкий А. И. Не здесь и не сейчас. 2000. URL: https://www.sapgir.narod.ru/talks/about/kudriavizky.htm (дата обращения: 31.12.2024).
Орлицкий Ю. Б., Павловец М. Г. Наследники Хлебникова: Генрих Сапгир, Геннадий Айги, Александр Кондратов, Сергей Бирюков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. №1. С. 94–110. doi. 10.21638/11701/spbu09.2018.108
Орлицкий Ю. Б. «Поэт, который не ныл». 2023. URL: https://gorky.media/intervyu/poet-kotoryj-ne-nyl/ (дата обращения: 11.01.2025).
Сапгир Г. В. Собрание сочинений. Том 2: Мифы. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 760 с.
Тюпа В. И. Жанровая природа нарративных стратегий // Филологический класс. 2018. № 2(52). С. 19-24. doi. 10.26170/fk18-02-03
Тюпа В. И. Нарративная стратегия романа // Новый филологический вестник. 2011. № 3. С. 8–24.
Тюпа В. И. Нарративная стратегия романа «Мастер и Маргарита» // Михаил Булгаков, его время и мы. Krakow: Instytut Filologii Wschodniosłowiańskiej UJ, 2012. С. 337–348.
Фуко М. Археология знания. СПб.: Гуманитарная Академия: Университетская книга, 2004. 416 с.
Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
Stanzel K. F. Theorie des Erzahlens. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprech, 1989. 339 s.
Todorov Tz. Les catégories du récit littéraire // Communications. 1966. № 8. P. 125–151.
References
Artemova S. Yu. ʽPustotaʼ v poezii G. V. Sapgira [ʽEmptinessʼ in the poetry of G. V. Sapgir]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Tver State University], 2014, vol. 3, pp. 9-12. (In Russ.)
Bokarev A. S., Adrian Yu. V. Ot ʽfonografaʼ k ʽpanoptikumuʼ: o sub’ektnoy strukture ʽGolosovʼ G. Sapgira v kontekste sovetskogo diskursa [From ʽphonographʼ to ʽpanopticonʼ: on the subjective structure of G. Sapgir's ʽVoicesʼ in terms of Soviet discourse]. Verkhnevolzhskiy filologicheskiy vestnik [Verhnevolzhski Philological Bulletin], 2023, vol. 2(33), pp. 41-49. doi 10.20323/2499_9679_2023_2_33_41. (In Russ.)
Genette G. Figury [Figures]: in 2 vols. Moscow, Publishing House of the Sabashnikovs, 1998. 944 p. (In Russ.)
Krivulin V. B. ʽOt nego iskhodili porazitel'nye luchi lyubviʼ [ʽHe emanated amazing rays of loveʼ]. 2000. Available at: https://www.sapgir.narod.ru/talks/about/kudriavizky.htm (accessed 06 Jan 2025). (In Russ.)
Kudryavitskiy A. I. Ne zdes’ i ne seychas [Not here and not now], 2000. Available at: https://www.sapgir.narod.ru/talks/about/kudriavizky.htm (accessed 31 Dec 2024).
Orlitskiy Yu. B., Pavlovets M. G. Nasledniki Khlebnikova: Genrikh Sapgir, Gennadiy Aygi, Aleksandr Kondratov, Sergey Biryukov [Khlebnikov’s successors: Heinrich Sapgir, Gennady Aygi, Alexander Kondratov, Sergey Biryukov]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Yazyk i literatura [Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature], 2018, vol. 1, pp. 94-110. doi 10.21638/11701/spbu09.2018.108. (In Russ.)
Orlitskiy Yu. B. ʽPoet, kotoryy ne nylʼ [ʽThe poet who didn’t whineʼ]. 2023. Available at: https://gorky.media/intervyu/poet-kotoryj-ne-nyl/ (accessed 11 Jan 2025).
Sapgir G. V. Sobranie sochineniy [Collected Works]. Moscow, New Literary Observer Publ., 2023, vol. 2. Mify [Myths]. 760 p. (In Russ.)
Tyupa V. I. Zhanrovaya priroda narrativnykh strategiy [The genre nature of narrative strategies]. Filologicheskiy klass [Philological Class], 2018, vol. 2 (52), pp. 19-24. doi. 10.26170/fk18-02-03. (In Russ.)
Tyupa V. I. Narrativnaya strategiya romana [Narrative strategy of the novel]. Novyy filologicheskiy vestnik [New Philological Bulletin], 2011, vol. 3, pp. 8-24. (In Russ.)
Tyupa V. I. Narrativnaya strategiya romana ʽMaster i Margaritaʼ [The narrative strategy of the novel ʽThe Master and Margaritaʼ]. Mikhail Bulgakov, ego vremya i my [Mikhail Bulgakov, His Time and We]. Krakow, Institute of Eastern Slavonic Studies, Faculty of Philology, Jagiellonian University, 2012, pp. 337-348. (In Russ., In Pol.)
Fuko M. Arkheologiya znaniya [The Archeology of Knowledge]. St. Petersburg, 2004. 416 p. (In Russ.)
Schmid W. Narratologiya [Narratology]. Moscow, LRC Publishing House, 2003. 312 p. (In Russ.)
Stanzel K. F. Theorie des Erzahlens [The Theory of Narrative]. Gottingen, Vandenhoeck & Ruprech, 1989. 339 p. (In Ger.)
Todorov Tz. Les catégories du récit littéraire [The categories of literary narrative]. Communications, 1966, issue 8, pp. 125-151. (In Fr.)