Пермские «Подслушано»: роль в городском информационном пространстве

Авторы

  • Алексей Васильевич Пустовалов Пермский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0002-7288-8024

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-2-90-107

Ключевые слова:

«Подслушано»; социальные сети; информационное поле; сообщества ВКонтакте.

Аннотация

Исследование обращено к роли групп типа «Подслушано» в формировании информационного пространства Перми. Дается обзор культурно-исторических истоков этого типа групп в России, анализируются факторы, повлиявшие на их возникновение и эволюцию (президентство Д. Медведева, пандемия COVID-19, СВО на Украине, признание экстремистскими соцсетей компании Meta, стимулирование интереса к «ВКонтакте» и «Одноклассникам» и пр.). Непосредственно исследование связано с выяснением структуры, функций, роли групп типа «Подслушано» в Перми. Выявляются ведущие группы в городе (а также примыкающие к ним, образующие две крупнейших системы «Подслушано» города), а затем – в каждом из районов города (Ленинском, Дзержинском, Свердловском, Мотовилихинском, Индустриальном, Орджоникидзевском, Кировском). При помощи сервиса соцсетевой статистики Popsters определяются показатели каждой из групп (количество подписчиков, постов, репостов, комментариев, просмотров); по всем районам города они сравниваются в таблицах. Также в отдельной таблице приводится информация о наиболее значимых «Подслушано» микрорайонов Перми. После сравнения активности сообществ районов города делается главный вывод о том, что группы тем активнее, чем они дальше от культурно-административного центра Перми. Этот же вывод подтверждается при обращении к сообществам отдаленных микрорайонов города. При сравнении роли пермских СМИ и информационно-коммуникационных групп «ВКонтакте» в информационном поле Перми отмечается, что сообщества типа «Подслушано» обращаются к огромному полю социальных, культурных, психологических проблем, которые не затрагиваются властью или не являются интересными для СМИ в силу своей малой масштабности, но тем не менее остроактуальны для местных общин.

Биография автора

Алексей Васильевич Пустовалов, Пермский государственный национальный исследовательский университет

к. филол. н., доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций

Библиографические ссылки

Engagement rate: как правильно считать коэффициент вовлеченности в социальных сетях // Popsters.ru. 17 мая 2017. URL: https://popsters.ru/blog/post/55 (дата обращения: 10.02.2023).

ERday, ERpost, ERview – что это такое? И для чего они нужны? // Feedspy. 2017. URL: https://feedspy.net/en/blog/view/id/10 (дата обращения: 17.03.2022).

Браславец Л. А. Социальные сети как средство массовой информации // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 1. С. 125–132.

Градюшко А. А. Приемы использования инструментов социальных медиа в современной региональной веб-журналистике Беларуси // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 9–14.

Лихачёв Н. Соцсети для медиа: как работала команда SMM Риа Новости / (Интервью с Анастасией Бацуевой и Альбертом Усмановым) // TJournal. 24 апр. 2014. URL: https://tjournal.ru/50600-ria-smm (дата обращения: 24.03.2023).

Лободенко Л. К., Баштанар И. М. Региональные интернет-СМИ в социальных сетях: трансформация медиаконтента // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 5 (59): в 3 ч. Ч. 3. С. 29–34.

Немчинова Е. Ю. Традиционные СМИ в социальных сетях: попытки взаимодействия // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. № 4. С. 41–47.

Подслушано // Викиреальность. 2020. URL: https://wikireality.ru/wiki/Подслушано (дата обращения: 10.10.2022).

Подслушано. Все, что вы хотели знать об окружающих, но боялись спросить. М.: Эксмо, 2014. 192 с.

Подслушано // Подсмотрено в Перми. URL: https://smartik.ru/perm/category/podslushano (дата обращения: 28.03.2023.)

Пустовалов А. В. Информационные порталы и газеты: структуризация пермского новостного интернет-рынка // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. Вып. 1(25). С. 189–197.

Пустовалов А. В., Ишматов М. Ш. Новости СМИ в социальных сетях: перспективы успешного распространения // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. Вып. 4(24). С. 227–239.

Пустовалов А. В. Пермские «Подслушано»: чем дальше от центра, тем активнее // MEDIAОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция. материалы VI Междунар. науч. конф. (Челябинск, 23–25 ноября 2021 г.). Ч. 2 / под ред. А. А. Морозовой. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2021. С. 372–376.

Пустовалов А. В., Сидорова П. И. Группа «Пермь активная» как медиафеномен // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 120–127. doi 10.24411/2070-0695-2020-10115.

Социальные медиа как ресурс интегрированных коммуникативных практик: монография / под ред. Л. П. Шестеркиной. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2017. 296 с

Степанов В. А. Сообщества социальной сети «Вконтакте» как СМИ: особенности типологии и перспективы развития // Вестник БГУ. Сер. 4. Филология. Журналистика. Педагогика. 2015. № 2. C. 86–90.

References

Engagement rate: kak pravil'no schitat' koeffitsiyent vovlechennosti v sotsial'nykh setyakh [Engagement rate: how to calculate ER for social media properly]. Popsters.ru, 2017, 17 May. Available at: https://popsters.ru/blog/post/55 (accessed 10 Feb 2023). (In Russ.)

ERday, ERpost, ERview – chto eto takoe? I dlya chego oni nuzhny? [ERday, ERpost, ERview – what is it? And what are they for?]. Feedspy, 2017. Available at: https://feedspy.net/en/blog/view/id/10 (accessed 17 Mar 2022). (In Russ.)

Braslavets L. A. Sotsial'nye seti kak sredstvo massovoy informatsii [Social networks as a means of mass communication]. Vestnik VGU. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika [Vestnik VSU. Series: Philology. Journalism], 2009, issue 1, p. 125-132. (In Russ.)

Gradyushko A. A. Priyemy ispol'zovaniya instrumentov sotsial'nykh media v sovremennoy regional'noy veb-zhurnalistike Belarusi [Techniques for using social media tools in modern regional web journalism in Belarus]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie. [Bulletin of Chelyabinsk State University. Philology. Arts], 2015, issue 5 (360), issue 94, pp. 9-14. (In Russ.)

Likhachev N. Sotsseti dlya media: kak rabotala komanda SMM Ria Novosti [Social networks for media: How RIA Novosti SMM Team worked]: an interview with Anastasia Batsueva and Albert Usmanov) TJournal, 2014, 24 April. Available at: https://tjournal.ru/50600-ria-smm (accessed 24 Mar 2023). (In Russ.)

Lobodenko L. K., Bashtanar I. M. Regional'nye internet-SMI v sotsial'nykh setyakh: transformatsiya mediakontenta [The regional Internet media in social networks: Transformation of media content]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philology. Theory & Practice], 2016, issue 5 (59): in 3 pts., pt. 3, pp. 29-34. (In Russ.)

Nemchinova E. Yu. Traditsionnye SMI v sotsial'nykh setyakh: popytki vzaimodeystviya [Traditional media in social networks: attempts at interaction]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya. [Sign: Problematic Field of Media Education], 2016, issue 4, pp. 41-47. (In Russ.)

Podslushano [Overheard]. Wikireality. 2020. Available at: https://wikireality.ru/wiki/Overheard (accessed 10 Mar 2023). (In Russ.)

Podslushano. Vse, chto vy khoteli znat' ob okruzhayushchikh, no boyalis' sprosit' [Overheard. Everything you wanted to know about others but were afraid to ask]. Moscow, Eksmo Publ., 2014. 192 p. (In Russ.)

Podslushano [Overheard]. Podsmotreno v Permi [Overseen in Perm]. Available at: https://smartik.ru/perm/category/podslushano (accessed 28 Mar 2023). (In Russ.)

Pustovalov A. V. Informatsionnye portaly i gazety: strukturizatsiya permskogo novostnogo internet-rynka [Information portals and newspapers: structuring the Perm online news market]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2014, issue 1(25), pp. 189-197. (In Russ.)

Pustovalov A. V., Ishmatov M. S. Novosti SMI v sotsial'nykh setyakh: perspektivy uspeshnogo rasprostraneniya [The news of massmedia in social networks: Prospects for successful distribution]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2013, issue 4 (24), pp. 227-239. (In Russ.)

Pustovalov A. V. Permskie ʽPodslushanoʼ: chem dal'she ot tsentra, tem aktivnee [Perm ʽOverheardʼ: the farther from the center, the more active]. MEDIAObrazovanie: mediavklyuchennost' vs mediaizolyatsiya. [MEDIAEducation: Media Inclusion vs Media Isolation]. Proceedings of VI International Scientific Conference (Chelyabinsk, November 23–25, 2021). Ed. by A. A. Morozova. Chelyabinsk State University Press, 2021, pp. 372-376. (In Russ.)

Pustovalov A. V., Sidorova P. I. Gruppa ʽPerm' aktivnayaʼ kak mediafenomen [ʽPerm Activeʼ group as a media phenomenon]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya. [Znak: Problematic Field of Media Education], 2020, issue 1 (35), pp. 120-127. doi 10.24411/2070-0695-2020-10115. (In Russ.)

Sotsial'nye media kak resurs integrirovannykh kommunikativnykh praktik [Social Media as a Resource for Integrated Communication Practices]. Ed. By L. P. Shesterkina. Chelyabinsk, South Ural State University Press, 2017. 296 p. (In Russ.)

Stepanov V. A. Soobshchestva sotsial'noy seti ʽVKontakteʼ kak SMI: osobennosti tipologii i perspektivy razvitiya [Communities of the social network ʽVKontakteʼ as mass media: Features of typology and development prospects]. Vestnik BGU, Ser.4. Filologiya. Zhurnalistika. Pedagogika. [Vestnik of BSU, Ser. 4. Philology. Journalism. Pedagogy], 2015, issue 2, pp. 86-90. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2025-07-26

Как цитировать

Пустовалов, А. В. (2025). Пермские «Подслушано»: роль в городском информационном пространстве. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 17(2). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-2-90-107

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО