Образы учителей и учеников на страницах дореволюционных изданий Сибири

Авторы

  • Василиса Николаевна Азарова Национальный исследовательский Томский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-2417-9872

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-1-80-89

Ключевые слова:

образ учителя; образ ученика; дореволюционные издания; Сибирь; школа; ученические журналы; образование; дореволюционная гимназия.

Аннотация

Исследовательский взгляд на образы учителей и учеников, формируемые общественным мнением и сознанием и бытующие в нем, может обогатить представления об образовании того или иного периода, о нормах и устремлениях общества в вопросах воспитания и педагогики, помочь воссоздать картину образовательной реальности. В статье выявляются типы и особенности образов учителей и учеников, которые формировались в сибирских дореволюционных периодических изданиях на рубеже XIX–XX вв. – общественно-политических и ученических («Сибирская газета», «Сибирский вестник», «Сибирская жизнь», «Товарищ», «Мысли учащихся средней школы»). В рассматриваемый период Томск являлся центром Западно-Сибирского учебного округа, и томское общество было всерьез озабочено вопросами воспитания и образования подрастающего поколения граждан, что и отражалось в периодической печати. В исследовании анализируются как литературные, так и публицистические произведения, поскольку журналистика в это время была неотъемлемой частью литературного процесса и отражала общественные представления о важных вопросах. Репрезентация учителей носила негативный характер, в то время как репрезентация учеников положительная. Определены литературные источники некоторых из формируемых сибирскими авторами образов (Л. Толстой, А. Чехов, Ф. Достоевский, Н. Гоголь, Н. Помяловский), выделены виды образов («чудовище», «воспитатель юношества», «подвижник» – для учителей; «нервная эолова арфа», «непоседа», «неуч» – для учеников) и выявлены модели их взаимодействия между собой. Выбранный подход дал возможность сделать выводы о том, что литераторы и публицисты, решая разные задачи, преследовали одну цель – формирование общественного мнения и общественных представлений об образовании.

Биография автора

Василиса Николаевна Азарова, Национальный исследовательский Томский государственный университет

старший преподаватель кафедры теории и практики журналистики, аспирант кафедры русской литературы

Библиографические ссылки

Список источников

МУСШ – Мысли учащихся средней школы. Томск, 1916–1917.

CГ – Сибирская газета. URL: https://www.lib.tsu.ru/mminfo/000351029/index.html (дата обращения: 20.02.2024)

СЖ – Сибирская жизнь. URL: https://www.lib.tsu.ru/mminfo/000349025/ (дата обращения: 20.02.2024)

СВ – Сибирский вестник. URL: https://lib.tsu.ru/mminfo/000349027/ (дата обращения: 20.02.2024)

Т – Товарищ. Томск, 1911–1912.

Список литературы

Бурдина С. В., Мокрушина О. А. Изображение школы в русской литературе XIX века // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. Вып. 2(26). С. 99–108.

Войтеховская М. П. Развитие педагогического образования в Томской губернии до революции 1917 г. // Наука и школа. 2010. № 5. С. 145–149.

Власова М. В. Образ и коммуникативная позиция учителя в русской литературе: Д. И. Фонвизин, И. С. Тургенев, А. П. Чехов: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2005. 19 с.

Гончаров И. Ф. Образ современного учителя // Вестник Герценовского университета. 2010. № 7. С. 55–60.

Дивногорцева С. Ю. Становление государственной системы педагогического образования в дореволюционной России // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2010. № 2 (17). С. 42–48.

Егорова М. В. Повседневная жизнь учащихся Урала в дореволюционный период // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4-3. С. 84–91.

Жилякова Н. В. Журналистика города Томска (XIX – начало ХХ века): становление и развитие. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2011. 446 с.

Козлова Г. Н. Образ учителя русской гимназии XIХ – начала ХХ вв. в литературе // Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. М., 2007. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191497121&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 20.02.2024).

Помяловский Н. Г. Избранное. М.: Сов. Россия, 1980. 432 с.

Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: формы взаимодействия и методология анализа: кол. монография / отв. ред. и сост. А. А. Холиков, при участии Е. И. Орловой. М.: ИМЛИ РАН, 2021. 768 с.

Солдаткина Я. В. Медиаобраз учителя в современных средствах массовой информации: основные направления и факторы трансформации // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5, № 2. С. 261–277. doi 10.17150/2308-6203.2016.5(2).261-277

Children’s Literature Collections: approaches to research / ed. by K. O’Sullivan, P. Whyte [et al.]. Dublin: Palgrave Macmillan, 2017. 261 p.

References

Burdina S. V., Mokrushina O. A. Izobrazhenie shkoly v russkoy literature XIX veka [The image of school in Russian literature of XIX century]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2014, issue 2 (26), pp. 99-108. (In Russ.)

Voytekhovskaya M. P. Razvitie pedagogicheskogo obrazovaniya v Tomskoy gubernii do revolyutsii 1917 g. [Development of pedagogical education in the Tomsk province before the 1917 revolution]. Nauka i shkola [Science and School], 2010, issue 5, pp. 145-149. (In Russ.)

Vlasova M. V. Obraz i kommunikativnaya pozitsiya uchitelya v russkoy literature: D. I. Fonvizin, I. S. Turgenev, A. P. Chekhov. Avtoref. diss. kand. filol. nauk [The image and the communicative position of the teacher in Russian literature: D. I. Fonvizin, I. S. Turgenev, A. P. Chekhov. Abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Tomsk, 2005. 19 p. (In Russ.)

Goncharov I. F. Obraz sovremennogo uchitelya [The image of the modern teacher]. Vestnik Gertsenovskogo universiteta [Bulletin of the Herzen University], 2010, issue 7, pp. 55-60. (In Russ.)

Divnogortseva S.Yu. Stanovlenie gosudarstvennoy sistemy pedagogicheskogo obrazovaniya v dorevolyutsionnoy Rossii [State educational system formation in pre-revolutionary Russia]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo Gumanitarnogo Universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya [St. Tikhon's University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology], 2010, issue 2 (17), pp. 42-48. (In Russ.)

Egorova M. V. Povsednevnaya zhizn' uchashhikhsya Urala v dorevolyutsionnyy period [Daily life of Ural students in the pre-revolutionary period]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta [Izvestiya of Altai State University], 2008, issue 4-3, pp. 84-91. (In Russ.)

Zhilyakova N. V. Zhurnalistika goroda Tomska (XIX – nachalo XX veka): stanovlenie i razvitie [Journalism in Tomsk (the 19th – early 20th centuries): Formation and Development]. Tomsk, Tomsk State University Press, 2011. 446 p. (In Russ.)

Kozlova G. N. Obraz uchitelya russkoy gimnazii XIX - nachala XX vv. v literature [The image of a Russian gymnasium teacher as presented in literature at the turn of the 19th – 20th centuries]. Scientific Digital Library PORTALUS.RU, 2007. Available at: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191497121&archive=&start_from=&ucat=& (accessed 20 Feb 2024). (In Russ.)

Pomyalovskiy N. G. Izbrannoe [Selected Works]. Moscow, Sovetskaya Rossiya Publ., 1980. 432 p. (In Russ.)

Russkaya literatura i zhurnalistika v predrevolyutsionnuyu epokhu: formy vzaimodeiystviya i metodologiya analiza [Russian Literature and Journalism in the Pre-Revolutionary Era: Forms of Interaction and Methodology of Analysis]: Multi-Authored Monograph. Ed. and comp. by A. A. Kholikov, with the participation of E. I. Orlova. Moscow, IWL RAS Publ., 2021. 768 p. (In Russ.)

Soldatkina Ya. V. Mediaobraz uchitelya v sovremennykh sredstvakh massovoy informatsii: osnovnye napravleniya i faktory transformatsii [The media image of teacher in contemporary media: the main themes and factors of its transformation]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Theoretical and Practical Issues of Journalism], 2016, vol. 5, issue 2, pp. 261-277. doi 10.17150/2308-6203.2016.5(2).261-277. (In Russ.)

Children’s Literature Collections: Approaches to Research. Ed. by K. O’Sullivan, P. Whyte [et al.]. Dublin, Palgrave Macmillan, 2017. 261 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2025-04-23

Как цитировать

Азарова, В. Н. (2025). Образы учителей и учеников на страницах дореволюционных изданий Сибири. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 17(1). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-1-80-89

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ