Страх в новелле В. Ф. Одоевского «Насмешка мертвеца» в связи с особенностями нарративных модальностей

Авторы

  • Елизавета Михайловна Перевалова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-1-129-137

Ключевые слова:

страх; В. Ф. Одоевский; нарративная модальность; художественная философия; романтизм.

Аннотация

Выбор страха в качестве предмета изучения обусловлен его системообразующей ролью в произведениях романтиков. Страх как философско-эстетическая категория маркирует столкновение материального начала с духовным, а потому обнаруживается на всех уровнях художественного произведения. В статье основное внимание уделено функционированию страха как эмоции, транслируемой различными коммуникативными инстанциями произведения. Цель исследования – определить, как нарративная структура художественного текста позволяет воздействовать на читателя и, в частности, транслировать эмоцию страха. В ходе работы были использованы аналитический, структурный, мотивно-образный, классификационный, компаративный методы. Изучение проводилось с опорой на теорию В. Шмида о субъектной структуре нарратива, идеи В. И. Тюпы о нарративных стратегиях и их роли в синхроническом и диахроническом изучении литературы, разработки Б. А. Успенского в области поэтики композиции. В результате исследования выявлены особенности функционирования страха на нарративных уровнях персонажей, нарраторов и абстрактного автора, что позволяет делать предположения об оптимальной для восприятия новеллы позиции адресата. Было установлено, что страх в художественном мире В. Ф. Одоевского создается за счет конструирования внутренне непротиворечивой, монологичной картины мира, убеждающей в непреодолимой власти материального начала. Стратегии создания этого эффекта различны. В первой части нарратор позиционируется как всеведущий, вездесущий, внутринаходимый по отношению к персонажам и открыто вступающий с ними в ценностную полемику. Во второй части нарратор менее проявлен, а идеологическая позиция выражается за счет комбинирования фактов, реплик, а также композиционной и мотивной соотнесенности с первой частью новеллы.

Биография автора

Елизавета Михайловна Перевалова, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

аспирант кафедры истории русской литературы

Библиографические ссылки

Апресян В. Ю. Механизмы образования и взаимодействия сложных значений в языке: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2015. 43 с.

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975. 504 с.

Боровой Е. М. Страх и социальное бытие человека: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Новосибирск, 2006. 23 с.

Джундубаева А. А. Концепция адресата и идеального реципиента в прозе А. Кима // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2018. Т. 15, № 2. С. 303–319. doi 10.22363/2312-8011-2018-15-2-303-319

Жиличева Г. А. Категория нарративной стратегии в современных исследованиях сюжетно-повествовательного текста // Европейский журнал социальных наук. 2014. Т. 3, № 7. С. 278–287.

Зенкин С. Н. Теория литературы: проблемы и результаты. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 617 с.

Иоанесян Е. Р. Способы номинации страха в языке // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. 2015. Т. 7. С. 98–223.

Леонавичус А. В. Хронотоп бала в русской литературе (к истокам традиции) // Новый филологический вестник. 2015. № 4. С. 32–38.

Маймин Е. А. Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи» // Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л.: Наука, 1975. С. 247–277.

Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л.: Наука, 1975. 325 с.

Перевалова Е. М., Штуккерт М. Л. Страх в новелле Одоевского «Бал» в контексте специфики нарративных модальностей // Вестник Иркутского государственного университета. 2022. Вып. 25. С. 123–125.

Подорога В. А. Имя: Страх. Об одной экзистенциальной страсти // Философский журнал. 2020. Т. 13, № 3. С. 49‒66. doi 10.21146/2072-0726-2020-13-3-49-66

Пятигорский А. М. Страх из 2009 года // Неприкосновенный запас. 2009. № 5. С. 3–16.

Романова Е. Н. Основные смыслы категории «страх» в аспекте феноменологического и социально-философского анализа: автореф. дис. … канд. филос. наук. Омск, 2002. 25 с.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 644 с.

Турьян М. А. Странная моя судьба. М.: Книга, 1991. 401 с.

Тюпа В. И. Автор и нарратор в истории русской литературы // Критика и семиотика. 2020. № 1. С. 22–39. doi 10.25205/2307-1737-2020-1-22-39

Тюпа В. И. Введение в сравнительную нарратологию. М.: Intrada, 2016. 148 с.

Тюпа В. И. Жанровая природа нарративных стратегий // Филологический класс. 2018. № 2(52). С. 19–24. doi 10.26710/fk18-02-03

Тюпа В. И. Нарративная стратегия романа // Новый филологический вестник. 2011. № 3. С. 8–24.

Тюпа В. И. Пограничные состояния в литературном нарративе // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2019. № 2. С. 10–18. doi 10.28995/2686-7249-2019-2-10-18

Успенский Б. А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. 258 с.

Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. М.: Сов. энцикл., 1983. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy /1163/СТРАХ (дата обращения: 10.03.2023).

Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.

Философская энциклопедия: в 5 т. / под ред. Ф. В. Константинова М.: Сов. энцикл., 1960–1970. Т. 5. 740 с.

The Penguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory / ed. by J. Cuddon. L.: Penguin Books, 1998. 1024 p.

References

Apresyan V. Yu. Mekhanizmy obrazovaniya i vzaimodeystviya slozhnykh znacheniy v yazyke. Avtoreferat diss. dokt. filol. nauk [The mechanisms of formation and interaction of complex meanings in language. Abstract of Dr. philol. sci. diss.]. Moscow, 2015. 43 p. (In Russ.)

Bakhtin M. M. Voprosy literatury i estetiki: issledovaniya raznykh let [Issues of Literature and Aesthetics: Studies of Different Years]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1975. 504 p. (In Russ.)

Borovoy E. M. Strakh i sotsial'noe bytie cheloveka. Avtoreferat diss. kand. filos. nauk [Fear and human social existence. Abstract of Cand. philos. sci. diss.]. Novosibirsk, 2006. 23 p. (In Russ.)

Dzhundubaeva A. A. Kontseptsiya adresata i ideal'nogo retsipienta v proze A. Kima [Concept of the addressee and the ideal recipient in prose by A. Kim]. Vestnik RUDN. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i spetsial'nost' [RUDN Journal of Language Education and Translingual Practices], 2018, vol. 15, issue 2, pp. 303-319. doi 10.22363/2312-8011-2018-15-2-303-319. (In Russ.)

Zhilicheva G. A. Kategoriya narrativnoy strategii v sovremennykh issledovaniyakh syuzhetno-povestvovatel'nogo teksta [The category of narrative strategy in modern studies of narrative text]. Evropeyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk [European Social Science Journal], 2014, vol. 3, issue 7, pp. 278-287. (In Russ.)

Zenkin S. N. Teoriya literatury: problemy i rezul'taty [Literary Theory: Problems and Results]. Moscow, Novoe Literaturnoe Obozrenie Publ., 2017. 617 p. (In Russ.)

Ioanesyan E. R. Sposoby nominatsii strakha v yazyke [Naming fear in language]. Lingvistika i metodika prepodavaniya inostrannykh yazykov [Linguistics and Language Teaching], 2015, vol. 7, pp. 98-223. (In Russ.)

Leonavichus A. V. Khronotop bala v russkoy literature (k istokam traditsii) [Chronotope of the ball in Russian literature (Revisiting the origins of the tradition)]. Novyy filologicheskiy vestnik [The New Philological Bulletin], 2015, issue 4, pp. 32-38. (In Russ.)

Maymin E. A. Vladimir Odoevskiy i ego roman ʽRusskie nochiʼ [Vladimir Odoevsky and his novel ʽRussian nightsʼ]. In: Odoevskiy V. F. Russkie nochi [Russian Nights]. Leningrad, Nauka Publ., 1975, pp. 247-277. (In Russ.)

Odoevsky V. F. Russkie nochi [Russian Nights]. Leningrad, Nauka Publ., 1975. 325 p. (In Russ.)

Perevalova E. M., Shtukkert M. L. Strakh v novelle Odoevskogo ʽBalʼ v kontekste spetsifiki narrativnykh modal'nostey [The fear in V. F. Odoevsky's novel ʽThe Ballʼ in the context of the specifics of narrative modalities]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bulletin of Irkutsk State University], 2022, issue 25, pp. 123-125. (In Russ.)

Podoroga V. A. Imya: Strakh. Ob odnoy ekzistentsial'noy strasti [Name: Fear. On one existential passion]. Filosofskiy zhurnal [Philosophy Journal], 2020, vol. 13, issue 3, pp. 49-66. doi 10.21146/2072-0726-2020-13-3-49-66. (In Russ.)

Pyatigorskiy A. M. Strakh iz 2009 goda [The Fear from 2009]. Neprikosnovennyy zapas [Reserve Stock], 2009, issue 5, pp. 3-16. (In Russ.)

Romanova E. N. Osnovnye smysly kategorii ʽstrakhʼ v aspekte fenomenologicheskogo i sotsial'no-filosofskogo analiza. Avtoreferat diss. kand. filos. nauk [The main meanings of the category ʽfearʼ in the aspect of phenomenological and socio-philosophical analysis. Abstract of Cand. philos. sci. diss.]. Omsk, 2002. 25 p. (In Russ.)

Sartre J.-P. Bytie i nichto. Opyt fenomenologicheskoy ontologii [Being and Nothingness. An Essay on Phenomenological Ontology]. Moscow, Respublika Publ., 2000. 644 p. (In Russ.)

Tur'yan M. A. Strannaya moya sud'ba [My Strange Fate]. Moscow, Kniga Publ., 1991. 401 p. (In Russ.)

Tyupa V. I. Avtor i narrator v istorii russkoy literatury [The author and narrator in the history of Russian literature]. Kritika i semiotika [Critique & Semiotics], 2020, issue 1, pp. 22-39. doi 10.25205/2307-1737-2020-1-22-39. (In Russ.)

Tyupa V. I. Vvedenie v sravnitel'nuyu narratologiyu [Introduction to Comparative Narratology]. Moscow, Intrada Publ., 2016. 148 p. (In Russ.)

Tyupa V. I. Zhanrovaya priroda narrativnykh strategiy [The genre nature of narrative strategies]. Filologicheskiy klass [Philological Class], 2018, issue 2 (52) pp. 19-24. doi 10.26710/fk18-02-03. (In Russ.)

Tyupa V. I. Narrativnaya strategiya romana [The narrative strategy of the novel]. Novyy filologicheskiy vestnik [The New Philological Bulletin], 2011, issue 3, pp. 8-24. (In Russ.)

Tyupa V. I. Pogranichnye sostoyaniya v literaturnom narrative [Border states in the literary narrative]. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [RSUH/RGGU Bulletin], 2019, issue 2, pp. 10-18. doi 10.28995/2686-7249-2019-2-10-18. (In Russ.)

Uspenskiy B. A. Poetika kompozitsii [The Poetics of Composition]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1970. 258 p. (In Russ.)

Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Ed. by L. F. Il'ichev, P. N. Fedoseev, S. M. Kovalev, V. G. Panov. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1983. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1163/STRAKh (accessed 10 Mar 2023). (In Russ.)

Schmid W. Narratologiya [Narratology]. Moscow, LRC Publishing House, 2003. 312 p. (In Russ.)

Filosofskaya entsiklopediya [Philosophical Encyclopedia]: in 5 vols. Ed by F. V. Konstantinov. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1960–1970, vol. 5. 740 p. (In Russ.)

The Penguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. Ed. J. Cuddon. London, Penguin Books, 1998. 1024 p. (In Eng.)

Загрузки

Опубликован

2025-04-23

Как цитировать

Перевалова, Е. М. (2025). Страх в новелле В. Ф. Одоевского «Насмешка мертвеца» в связи с особенностями нарративных модальностей. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 17(1). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-1-129-137

Выпуск

Раздел

ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ