Страх в новелле В. Ф. Одоевского «Насмешка мертвеца» в связи с особенностями нарративных модальностей
DOI:
https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-1-129-137Ключевые слова:
страх; В. Ф. Одоевский; нарративная модальность; художественная философия; романтизм.Аннотация
Выбор страха в качестве предмета изучения обусловлен его системообразующей ролью в произведениях романтиков. Страх как философско-эстетическая категория маркирует столкновение материального начала с духовным, а потому обнаруживается на всех уровнях художественного произведения. В статье основное внимание уделено функционированию страха как эмоции, транслируемой различными коммуникативными инстанциями произведения. Цель исследования – определить, как нарративная структура художественного текста позволяет воздействовать на читателя и, в частности, транслировать эмоцию страха. В ходе работы были использованы аналитический, структурный, мотивно-образный, классификационный, компаративный методы. Изучение проводилось с опорой на теорию В. Шмида о субъектной структуре нарратива, идеи В. И. Тюпы о нарративных стратегиях и их роли в синхроническом и диахроническом изучении литературы, разработки Б. А. Успенского в области поэтики композиции. В результате исследования выявлены особенности функционирования страха на нарративных уровнях персонажей, нарраторов и абстрактного автора, что позволяет делать предположения об оптимальной для восприятия новеллы позиции адресата. Было установлено, что страх в художественном мире В. Ф. Одоевского создается за счет конструирования внутренне непротиворечивой, монологичной картины мира, убеждающей в непреодолимой власти материального начала. Стратегии создания этого эффекта различны. В первой части нарратор позиционируется как всеведущий, вездесущий, внутринаходимый по отношению к персонажам и открыто вступающий с ними в ценностную полемику. Во второй части нарратор менее проявлен, а идеологическая позиция выражается за счет комбинирования фактов, реплик, а также композиционной и мотивной соотнесенности с первой частью новеллы.Библиографические ссылки
Апресян В. Ю. Механизмы образования и взаимодействия сложных значений в языке: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2015. 43 с.
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975. 504 с.
Боровой Е. М. Страх и социальное бытие человека: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Новосибирск, 2006. 23 с.
Джундубаева А. А. Концепция адресата и идеального реципиента в прозе А. Кима // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2018. Т. 15, № 2. С. 303–319. doi 10.22363/2312-8011-2018-15-2-303-319
Жиличева Г. А. Категория нарративной стратегии в современных исследованиях сюжетно-повествовательного текста // Европейский журнал социальных наук. 2014. Т. 3, № 7. С. 278–287.
Зенкин С. Н. Теория литературы: проблемы и результаты. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 617 с.
Иоанесян Е. Р. Способы номинации страха в языке // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. 2015. Т. 7. С. 98–223.
Леонавичус А. В. Хронотоп бала в русской литературе (к истокам традиции) // Новый филологический вестник. 2015. № 4. С. 32–38.
Маймин Е. А. Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи» // Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л.: Наука, 1975. С. 247–277.
Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л.: Наука, 1975. 325 с.
Перевалова Е. М., Штуккерт М. Л. Страх в новелле Одоевского «Бал» в контексте специфики нарративных модальностей // Вестник Иркутского государственного университета. 2022. Вып. 25. С. 123–125.
Подорога В. А. Имя: Страх. Об одной экзистенциальной страсти // Философский журнал. 2020. Т. 13, № 3. С. 49‒66. doi 10.21146/2072-0726-2020-13-3-49-66
Пятигорский А. М. Страх из 2009 года // Неприкосновенный запас. 2009. № 5. С. 3–16.
Романова Е. Н. Основные смыслы категории «страх» в аспекте феноменологического и социально-философского анализа: автореф. дис. … канд. филос. наук. Омск, 2002. 25 с.
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 644 с.
Турьян М. А. Странная моя судьба. М.: Книга, 1991. 401 с.
Тюпа В. И. Автор и нарратор в истории русской литературы // Критика и семиотика. 2020. № 1. С. 22–39. doi 10.25205/2307-1737-2020-1-22-39
Тюпа В. И. Введение в сравнительную нарратологию. М.: Intrada, 2016. 148 с.
Тюпа В. И. Жанровая природа нарративных стратегий // Филологический класс. 2018. № 2(52). С. 19–24. doi 10.26710/fk18-02-03
Тюпа В. И. Нарративная стратегия романа // Новый филологический вестник. 2011. № 3. С. 8–24.
Тюпа В. И. Пограничные состояния в литературном нарративе // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2019. № 2. С. 10–18. doi 10.28995/2686-7249-2019-2-10-18
Успенский Б. А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. 258 с.
Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. М.: Сов. энцикл., 1983. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy /1163/СТРАХ (дата обращения: 10.03.2023).
Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
Философская энциклопедия: в 5 т. / под ред. Ф. В. Константинова М.: Сов. энцикл., 1960–1970. Т. 5. 740 с.
The Penguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory / ed. by J. Cuddon. L.: Penguin Books, 1998. 1024 p.
References
Apresyan V. Yu. Mekhanizmy obrazovaniya i vzaimodeystviya slozhnykh znacheniy v yazyke. Avtoreferat diss. dokt. filol. nauk [The mechanisms of formation and interaction of complex meanings in language. Abstract of Dr. philol. sci. diss.]. Moscow, 2015. 43 p. (In Russ.)
Bakhtin M. M. Voprosy literatury i estetiki: issledovaniya raznykh let [Issues of Literature and Aesthetics: Studies of Different Years]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1975. 504 p. (In Russ.)
Borovoy E. M. Strakh i sotsial'noe bytie cheloveka. Avtoreferat diss. kand. filos. nauk [Fear and human social existence. Abstract of Cand. philos. sci. diss.]. Novosibirsk, 2006. 23 p. (In Russ.)
Dzhundubaeva A. A. Kontseptsiya adresata i ideal'nogo retsipienta v proze A. Kima [Concept of the addressee and the ideal recipient in prose by A. Kim]. Vestnik RUDN. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i spetsial'nost' [RUDN Journal of Language Education and Translingual Practices], 2018, vol. 15, issue 2, pp. 303-319. doi 10.22363/2312-8011-2018-15-2-303-319. (In Russ.)
Zhilicheva G. A. Kategoriya narrativnoy strategii v sovremennykh issledovaniyakh syuzhetno-povestvovatel'nogo teksta [The category of narrative strategy in modern studies of narrative text]. Evropeyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk [European Social Science Journal], 2014, vol. 3, issue 7, pp. 278-287. (In Russ.)
Zenkin S. N. Teoriya literatury: problemy i rezul'taty [Literary Theory: Problems and Results]. Moscow, Novoe Literaturnoe Obozrenie Publ., 2017. 617 p. (In Russ.)
Ioanesyan E. R. Sposoby nominatsii strakha v yazyke [Naming fear in language]. Lingvistika i metodika prepodavaniya inostrannykh yazykov [Linguistics and Language Teaching], 2015, vol. 7, pp. 98-223. (In Russ.)
Leonavichus A. V. Khronotop bala v russkoy literature (k istokam traditsii) [Chronotope of the ball in Russian literature (Revisiting the origins of the tradition)]. Novyy filologicheskiy vestnik [The New Philological Bulletin], 2015, issue 4, pp. 32-38. (In Russ.)
Maymin E. A. Vladimir Odoevskiy i ego roman ʽRusskie nochiʼ [Vladimir Odoevsky and his novel ʽRussian nightsʼ]. In: Odoevskiy V. F. Russkie nochi [Russian Nights]. Leningrad, Nauka Publ., 1975, pp. 247-277. (In Russ.)
Odoevsky V. F. Russkie nochi [Russian Nights]. Leningrad, Nauka Publ., 1975. 325 p. (In Russ.)
Perevalova E. M., Shtukkert M. L. Strakh v novelle Odoevskogo ʽBalʼ v kontekste spetsifiki narrativnykh modal'nostey [The fear in V. F. Odoevsky's novel ʽThe Ballʼ in the context of the specifics of narrative modalities]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bulletin of Irkutsk State University], 2022, issue 25, pp. 123-125. (In Russ.)
Podoroga V. A. Imya: Strakh. Ob odnoy ekzistentsial'noy strasti [Name: Fear. On one existential passion]. Filosofskiy zhurnal [Philosophy Journal], 2020, vol. 13, issue 3, pp. 49-66. doi 10.21146/2072-0726-2020-13-3-49-66. (In Russ.)
Pyatigorskiy A. M. Strakh iz 2009 goda [The Fear from 2009]. Neprikosnovennyy zapas [Reserve Stock], 2009, issue 5, pp. 3-16. (In Russ.)
Romanova E. N. Osnovnye smysly kategorii ʽstrakhʼ v aspekte fenomenologicheskogo i sotsial'no-filosofskogo analiza. Avtoreferat diss. kand. filos. nauk [The main meanings of the category ʽfearʼ in the aspect of phenomenological and socio-philosophical analysis. Abstract of Cand. philos. sci. diss.]. Omsk, 2002. 25 p. (In Russ.)
Sartre J.-P. Bytie i nichto. Opyt fenomenologicheskoy ontologii [Being and Nothingness. An Essay on Phenomenological Ontology]. Moscow, Respublika Publ., 2000. 644 p. (In Russ.)
Tur'yan M. A. Strannaya moya sud'ba [My Strange Fate]. Moscow, Kniga Publ., 1991. 401 p. (In Russ.)
Tyupa V. I. Avtor i narrator v istorii russkoy literatury [The author and narrator in the history of Russian literature]. Kritika i semiotika [Critique & Semiotics], 2020, issue 1, pp. 22-39. doi 10.25205/2307-1737-2020-1-22-39. (In Russ.)
Tyupa V. I. Vvedenie v sravnitel'nuyu narratologiyu [Introduction to Comparative Narratology]. Moscow, Intrada Publ., 2016. 148 p. (In Russ.)
Tyupa V. I. Zhanrovaya priroda narrativnykh strategiy [The genre nature of narrative strategies]. Filologicheskiy klass [Philological Class], 2018, issue 2 (52) pp. 19-24. doi 10.26710/fk18-02-03. (In Russ.)
Tyupa V. I. Narrativnaya strategiya romana [The narrative strategy of the novel]. Novyy filologicheskiy vestnik [The New Philological Bulletin], 2011, issue 3, pp. 8-24. (In Russ.)
Tyupa V. I. Pogranichnye sostoyaniya v literaturnom narrative [Border states in the literary narrative]. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [RSUH/RGGU Bulletin], 2019, issue 2, pp. 10-18. doi 10.28995/2686-7249-2019-2-10-18. (In Russ.)
Uspenskiy B. A. Poetika kompozitsii [The Poetics of Composition]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1970. 258 p. (In Russ.)
Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Ed. by L. F. Il'ichev, P. N. Fedoseev, S. M. Kovalev, V. G. Panov. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1983. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1163/STRAKh (accessed 10 Mar 2023). (In Russ.)
Schmid W. Narratologiya [Narratology]. Moscow, LRC Publishing House, 2003. 312 p. (In Russ.)
Filosofskaya entsiklopediya [Philosophical Encyclopedia]: in 5 vols. Ed by F. V. Konstantinov. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1960–1970, vol. 5. 740 p. (In Russ.)
The Penguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. Ed. J. Cuddon. London, Penguin Books, 1998. 1024 p. (In Eng.)