Инструментарий исследования протестных социально-политических кампаний (на примере движения Pray For Paris)

Авторы

  • Александр Владимирович Алексеев Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-8193-8740

DOI:

https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-1-5-13

Ключевые слова:

соцсети; #PrayForParis; Google trends; гипертекст; виртуальная коммуникация; медиадискурс.

Аннотация

В настоящей статье рассматривается хештег современной виртуальной коммуникации #PrayForParis, который пользователи сетей Интернета второго поколения стали активно использовать в период террористических атак в Париже в 2015 г. Материалом исследования послужили тексты, включающие цифровую лексическую единицу #PrayForParis. Методология исследования включает в себя три основных этапа. При сопоставительном анализе работ различных ученых, рассматривавших феномен хештегирования на примере лексемы #PrayForParis, установлено, что гипертекстовые лексемы следует изучать с двух различных позиций. Были отображены данные ученых о феномене #PrayForParis по различным соцсетям, а также проведен авторский анализ данной цифровой лексической единицы в интернет-сервисе Google Trends. Затем был выполнен собственный критический анализ дискурса, в котором функционирует хештег #PrayForPаris в настоящее время. Актуальность исследования определяется итерационным характером использования лексических единиц, выраженных в форме хештегов, что говорит о важности осмысления событий прошлого для понимания текущей ситуации, когда лексическая единица #PrayForPаris обозначает противостояние коммуникантов, представляющих арабский мир, с их оппонентами в новых условиях, в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке, повторяя в определенном смысле ситуацию в 2015 г. во Франции. Комплексный подход к анализу функционирования и распространения цифровой лексемы #PrayForParis в современной виртуальной коммуникации (в частности, на социальных платформах) позволяет не только рассмотреть феномен с точки зрения коммуникантов во Франции, но и показать лексическую единицу, выражающую протест в современной виртуальной коммуникации.

Биография автора

Александр Владимирович Алексеев, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

к. филол. н., доцент кафедры английского языка № 6

Библиографические ссылки

Агнистикова О. И. Особенности формирования медиаповесток неинституциональными акторами журналистского поля // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2022. Т. 14, вып. 3. С. 136–144. doi 10.17072/2073-6681-2022-3-136-144

Алексеев А. В. Методы измерения манипулятивной воздействующей силы инфлюэнсеров в социальных сетях в рамках исследования цифровых лексем // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 11-2. С. 126–130. doi 10.37882/2223-2982.2022.11-2.03

Сергеева Д. С. Языковые модели стратегии самопрезентации в виртуальном пространстве (на материале анализа твитов Хилари Клинтон) // Верхневолжский филологический вестник. 2017. № 3. С. 52–55.

Cvetojevic S., Hochmair H. Analyzing the spread of tweets in response to Paris attacks // Computers, Environment and Urban Systems. 2018. Vol. 71. P. 14–26.

Guille A. et al. Information Diffusion in Online Social Networks: A Survey / A. Guille, H. Hacid, C. Favre, D. A. Zighed // ACM SIGMOD Record. 2013. Vol. 42. Iss. 2. P. 17–28. doi 10.1145/2503792.2503797

Laurent O. 70 Million People Shared Their Prayers for Paris on Instagram This Weekend // Time. 2015. 16 Nov. URL: https://time.com/4114288/paris-instagram/ (дата обращения: 22.01.2024).

Nandagiri V., Leena Ph. Impact of Influencers from Instagram and Youtube on their Followers // International Journal of Multidisciplinary Research and Modern Education. 2018. Vol. 4. Iss. 1. P. 61–65.

O'Reilly T. What is Web 2.0: Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software // Communications & Strategies. 2007. No. 1. P. 17-37.

Patel N., Cédric L., Partalas I., Avouac P. A., Segond F. Detecting Influencial Users in Social Network Conversations: A Linguistic Approach // Proceedings of AI4KM 2017 (IJCAI'17). 2017. P. 1–6.

Sichynsky T. These 10 Twitter hashtags changed the way we talk about social issues // Washington Post. 2016. URL: https://www.washingtonpost.com/news/the-switch/wp/2016/03/21/these-are-the-10-mostinfluential-hashtags-in-honor-of-twitters-birthday/ (дата обращения: 22.01.2024).

Silva R. #PrayFor (insert tragedy here) Mapping interactivity throughout the use of hashtags on Facebook and Instagram - the case of the Manchester attack (22nd May 2017). 2019. Available at: https://www.researchgate.net/publication/337496193_PrayFor_insert_tragedy_here_Mapping_Interactivity_througout_the_use_of_hashtags_on_Facebook_and_Instagram_-the_case_of_the_Manchester_Attack_22nd_May_2017.

Strippel C. Dhiraj Murthy (2013): Twitter. Social Communication in the Twitter Age // Medien & Kommunikationswissenschaft. 2014. № 62(1). P. 110–111. doi 10.5771/1615-634x-2014-1-110.

Trianni F. This Is What the Future of Instagram Looks Like // Time. 2015. URL: https://time.com/collection-post/4059656/this-is-what-the-future-of-instagram-looks-like/ (дата обращения: 22.01.2024).

Tufekci Z., Wilson C. Social Media and the Decision to Participate in Political Protest: Observations From Tahrir Square // Journal of Communication. 2012. Vol. 62, iss. 2. P. 363–379. doi 10.1111/j.1460-2466.2012.01629.x

Vismara A. Deuil public ou Slacktivisme? URL: http://www.mabucom.ch/deuil-public-ou-slacktivisme/ (дата обращения: 22.01.2024).

References

Agnistikova O. I. Osobennosti formirovaniya mediapovestok neinstitutsional’nymi aktorami zhurnalistskogo polya [Media agendas built by non-institutional actors of the journalistic field: specific features]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Perm University Herald. Russian and Foreign Philology], 2022, vol. 14, issue 3, pp. 136-144. doi 10.17072/2073-6681-2022-3-136-144. (In Russ.)

Alekseev A. V. Metody izmereniya manipulyativnoy vozdeystvuyushchey sily influenserov v sotsial'nykh setyakh v ramkakh issledovaniya tsifrovykh leksem [Methods of measuring manipulative influencing the forces of influencers in social networks in as part of the study of digital tokens]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki [Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities], 2022, issue 11-2, pp. 126-130. doi 10.37882/2223-2982.2022.11-2.03. (In Russ.)

Sergeeva D. S. Yazykovye modeli strategii samoprezentatsii v virtual'nom prostranstve (na materiale analiza tvitov Khilari Klinton) [Self-presentation strategy on virtual space (as exemplified on Hillary Clinton’s twitter account)]. Verkhnevolzhskiy filologicheskiy vestnik [Verhnevolzhski Philological Bulletin], 2017, issue 3, pp. 52-55. (In Russ.)

Cvetojevic S., Hochmair H. Analyzing the spread of tweets in response to Paris attacks. Computers, Environment and Urban Systems, 2018, vol. 71, pp. 14-26. (In Eng.)

Guille A. et al. Information diffusion in online social networks: A survey. ACM SIGMOD Record, 2013, vol. 42, issue 2, pp. 17-28. doi 10.1145/2503792.2503797. (In Eng.)

Laurent O. 70 million people shared their prayers for Paris on Instagram this weekend. Time, 2015, 16 Nov. Available at: https://time.com/4114288/paris-instagram/ (accessed 22 Jan 2024). (In Eng.)

Nandagiri V., Leena Ph. Impact of influencers from Instagram and YouTube on their followers. International Journal of Multidisciplinary Research and Modern Education, 2018, vol. 4, issue 1, pp. 61-65. (In Eng.)

O’Reilly T. What Is Web 2.0: Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. Communications & Strategies, 2007, issue 1, pp. 17-37. (In Eng.)

Patel N., Cédric L., Partalas I., Avouac P. A., Segond F. Detecting influencial users in social network conversations: A linguistic approach. Proceedings of AI4KM 2017 (IJCAI'17), 2017, pp. 1-6. (In Eng.)

Sichynsky T. These 10 Twitter hashtags changed the way we talk about social issues. Washington

Post, 2016. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/the-switch/wp/2016/03/21/these-are-the-10-mostinfluential-hashtags-in-honor-of-twitters-birthday/ (accessed 22 Jan 2024). (In Eng.)

Silva R. #PrayFor (insert tragedy here) Mapping interactivity throughout the use of hashtags on Facebook and Instagram - the case of the Manchester attack (22nd May 2017). 2019. Available at: https://www.researchgate.net/publication/337496193_PrayFor_insert_tragedy_here_Mapping_Interactivity_througout_the_use_of_hashtags_on_Facebook_and_Instagram_-the_case_of_the_Manchester_Attack_22nd_May_2017.

Strippel C. Dhiraj Murthy (2013): Twitter. Social communication in the Twitter Age. Medien & Kommunikationswissenschaft. Cambridge, Polity Press, 2014, issue 62, pp. 110-111. doi 10.5771/1615-634x-2014-1-110. (In Eng.)

Trianni F. This is what the future of Instagram looks like. Time. 2015. Available at: https://time.com/collection-post/4059656/this-is-what-the-future-of-instagram-looks-like/ (accessed 22 Jan 2024). (In Eng.)

Tufekci Z., Wilson C. Social media and the decision to participate in political protest: Observations from Tahrir Square. Journal of Communication, 2012, vol. 62, issue 2, pp. 363-379. doi 10.1111/j.1460-2466.2012.01629.x (In Eng.)

Vismara A. Deuil public ou Slacktivisme? Available at: http://www.mabucom.ch/deuil-public-ou-slacktivisme/ (accessed 22 Jan 2024). (In Fr.)

Загрузки

Опубликован

2025-04-23

Как цитировать

Алексеев, А. В. (2025). Инструментарий исследования протестных социально-политических кампаний (на примере движения Pray For Paris). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 17(1). https://doi.org/10.17072/2073-6681-2025-1-5-13

Выпуск

Раздел

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО