Человек как проводник божественной идеи всеединства в природный мир

Философия

Авторы

  • Станислав Олегович Переход Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-1-16-23

Ключевые слова:

Бог, всеединство, человек, иерархия, бытие, история, цивилизация

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о смысле бытия как процесса восстановления всеединства мира и роли человека в этом процессе. Миссия человека, по мысли русских религиозных философов «серебряного века», заключается в организации жизни таким образом, чтобы обеспечить собирание мира в единую, цельную социальную систему. Именно человек является проводником идеи всеединства в природном мире. Такое духовное преобразование мира под руководством человека должно достигаться в результате органического субъектно-объективного или духовно-материального единения всего миропорядка. В статье рассмотрен закон всеединства как единство всего сущего, особая модель построения мира. Всеединство есть принцип тождества двух миров (божественного и природного). Воплощение Божества в человечество входит в общий план мироздания. Цивилизационный процесс направлен на достижение всеединства. Показаны этапы исторического развития. Исторический процесс рассматривается как процесс теогонический. Для восстановления внутреннего единства человек должен пройти все этапы религиозного развития, которые представляют три эпохи теогонического процесса, соответствующие трем эпохам мирового процесса. Иерархическая структура человека отражает все ступени космического бытия. Человек представляет микрокосмос, связанный с макрокосмосом. Трансцендентное средоточение человеческого бытия есть Бог, таким образом, человек творит историю, реализуя замысел Бога. Методом достижения всеединства во всех сферах деятельности человек является устремленность к достижению высшего нравственного состояния человека и общества.

Биография автора

Станислав Олегович Переход , Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

кандидат философских наук, сотрудник научной библиотеки

Библиографические ссылки

Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176 с.

Булгаков С.Н. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Ч. 1. М.: Общедоступный православный унт, 2000. 464 с.

Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.

Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. С. 153–324.

Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 2: Наши задачи: статьи 1948–1954 гг. М.: Русская книга, 1993. Кн. 1. 496 с.

Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: Комплект, 1993. 350 с.

Переход С.О. Идея всеединства в русской философии и духовной культуре. Симферополь: Изд-во КФУ им. В.И. Вернадского, 2023. 166 с.

Переход С.О. Метафизический аспект культурной идентификации русской цивилизации. Симферополь: Изд-во КФУ им. В.И. Вернадского, 2022. 202 с.

Русские философы: конец XIX – середина XX века: в 3 вып. / сост. А.Л. Доброхотов и др. М.: Кн. палата, 1993–1996. 357 с., 423 с., 325 с.

Соловьев В.С. Красота в природе // Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 12 т. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. Т. 6. С. 33–74.

Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 12 т. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. Т. 8. С. 3–516.

Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 12 т. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. Т. 1. С. 25–407.

Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве // Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 12 т. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. Т. 3. С. 3–185.

Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Трубецкой С.Н. Сочинения. М.: Мысль, 1994. С. 43–480.

Франк С.Л. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия // Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. С. 207–431.

Франк С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 181–559.

Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. 448 с.

References

Berdyaev, N.A. (1990). Smysl istorii [The meaning of history]. Moscow: Mysl’ Publ., 176 p.

Bulgakov, S.N. (1994). Svet nevecherniy [NonEvening Light]. Moscow: Respublika Publ., 415 p.

Bulgakov, S.N. (2000). Agnets Bozhiy. O Bogochelovechestve. Ch. 1 [The Lamb of God. On Godmanhood. Part 1]. Moscow: Obschedostupnyy Pravoslavnyy Universitet Publ., 464 p.

Dobrokhotov, A.L. et al. (eds.) (1993–1996). Russkie filosofy kontsa 19 – nachala 20 veka: v 3 vyp. [Russian philosophers of the late 19th-early 20th centuries: in 3 iss.]. Moscow: Knizhnaya Palata Publ., 357 p., 423 p., 325 p.

Frank, S.L. (1990). [Incomprehensible]. Frank S.L. Sochineniya [Frank S.L. Works]. Moscow: Pravda Publ., pp. 181–559.

Frank, S.L. (1997). [Reality and Man: an essay in the metaphysics of human nature]. Frank S.L. Real’nost’ i chelovek [Frank S.L. Reality and Man]. Moscow: Respublika Publ., pp. 207–431.

Il’in, I.A. (1993). Sobraniye sochineniy: v 10 t. T. 2: Nashi zadachi: stat’i 1948–1954 gg. [Collected works: in 10 vols. T. 2: Our tasks: articles 1948–1954]. Moscow: Russkaya kniga Publ., book 1, 496 p.

Karsavin, L.P. (1993). Filosofiya istorii [Philosophy of history]. St. Petersburg: AO Komplekt Publ., 350 p.

Khoruzhiy, S.S. (1994). Posle pereryva. Puti russkoy filosofii [After a break. The ways of Russian philosophy]. St. Petersburg: Aleteya Publ., 448 p.

Perekhod, S.O. (2022). Metafizicheskiy aspekt kul’turnoy identifikatsii russkoy tsivilizatsii [Metaphysical aspect of cultural identification of Russian civilization]. Simferopol: CFU Publ., 202 p.

Perekhod, S.O. (2023). Ideya vseedinstva v russkoy filosofii i dukhovnoy kul’ture [The idea of Unity in Russian philosophy and spiritual culture]. Simferopol: CFU Publ., 166 p.

Solovyov, V.S. (1966). [Beauty in nature]. Solov’yev V.S. Sobraniye sochineniy: v 12 t. [Solovyov V.S. Collected works: in 12 vols]. Brussels: Zhizn’ s Bogom Publ., vol. 6, pp. 33–74.

Solovyov, V.S. (1966). [Justification of good]. Solov’yev V.S. Sobraniye sochineniy: v 12 t. [Solovyov V.S. Collected works: in 12 vols]. Brussels: Zhizn’ s Bogom Publ., vol. 8, pp. 3–516.

Solovyov, V.S. (1966). [Philosophical principles of integral knowledge]. Solov’yev V.S. Sobraniye sochineniy: v 12 t. [Solovyov V.S. Collected works: in 12 vols]. Brussels: Zhizn’ s Bogom Publ., vol. 1, pp. 25–407.

Solovyov, V.S. (1966). [Readings on Godmanhood]. Solov’yev V.S. Sobraniye sochineniy: v 12 t. [Solovyov V.S. Collected works: in 12 vols]. Brussels: Zhizn’ s Bogom Publ., vol. 3, pp. 3–185.

Trubetskoy, S.N. (1994). [Doctrine of the Logos in its history]. Trubetskoy S.N. Sochineniya [Trubetskoy S.N. Works]. Moscow: Mysl’ Publ., pp. 43–480.

Vysheslavtsev, B.P. (1994). [The Eternal in Russian philosophy]. Vysheslavtsev B.P. Etika preobrazhennogo erosa [Vysheslavtsev B.P. Ethics of the transfigured Eros]. Moscow: Respublika Publ., pp. 153–324.

Загрузки

Опубликован

08-05-2024

Выпуск

Раздел

Статьи