Философско-антропологические представления Виктора Франкла: опыт исторической реконструкции
Философия
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-3-327-336Ключевые слова:
Виктор Франкл, платонизм, аристотелизм, логотерапия, смысл, антиредукционизм, конвергентные технологииАннотация
Статья посвящена исторической реконструкции системы философско-антропологических представлений, фундирующих логотерапию Виктора Франкла. В методологическом аспекте статья опирается на концептуальные средства платонизма и аристотелизма. В целях содержательной реконструкции системы философско-антропологических представлений В. Франкла рассматриваются представления о сущности, существовании, предназначении и насущных задачах человека. При описании философско-антропологических представлений В. Франкла на языке платонистской и аристотелистской традиций понимания человека сущность и существование человека объединяются как онтологическая диада, а предназначение и насущные задачи человека — как аксиологическая диада. Результаты осмысления Франклом онтологической диады позволяют рассматривать его как «спасителя платонизма» в ситуации доминирования эмпиризма и сциентизма в философской антропологии (традиция Декарта – Канта – Гуссерля). При осмыслении аксиологической диады В. Франкл следует аксиологическому онтологизму М. Шелера и предвосхищает имманентно-событийное понимание смысла Ж. Делёза. В антропологии В. Франкла ортогонально-холистическое понимание сущности и существования человека выступает основой интенционально-духовного способа реализации насущных задач и предназначения человека. В результате преобладающие концепты аристотелизма в антропологии В. Франкла дополняются платонистским представлением о духовном измерении человека. Интегральным результатом франкловской антропологии выступает образ Homo noeticus как человека светской духовности. В целом В. Франкл осуществляет синтез естественно-научного и философского понимания человека, потенциально совместимый с религиозной антропологией. Франкловский синтез платонизма и аристотелизма соответствует «аристотелистскому повороту» неклассической философии и потенциально продуктивен для осмысления особенностей реализации человеческой экзистенции в мире конвергентных технологий.Библиографические ссылки
Алейник Р.М. Натуралистский поворот в философской антропологии // Философская мысль. 2013. № 3. С. 139–169.
Бабалаева М.В. Виктор Франкл: философское истолкование смысла страдания: дис. … канд. филос. наук. М.: Ин-т философии Рос. академии наук, 2008. 197 с.
Буржуазная философская антропология ХХ века / отв. ред. Б.Т. Григорьян. М.: Наука, 1986. 295 с.
Вальверде К. Философская антропология. М.: Христианская Россия, 2000. 411 с.
Гончарова Н.А., Костылева И.В. Аксиологические основания надежности личности сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(61). С. 7–11.
Делёз Ж. Логика смысла. М.: Академ. проект, 2011. 472 с.
Замалиева С.А. Учение Виктора Франкла о человеке: философско-антропологический анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. СПб.: С.-Петербургский гос. ун-т, 2012. 19 с.
Лэнгле А. Виктор Франкл. Портрет. М.: Рос. полит. энциклопедия (РОССПЭН): Ин-т экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, 2011. 247 с.
Лэнгле А. Виктор Франкл — поверенный человечности // Вопросы психологии. 2005. № 3. С. 107–112.
Франкл В. Воля к смыслу. М.: Апрель-пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. 368 с.
Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. 287 с.
Франкл В. Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ. М.: Альпина-нон-фикшн, 2017. 338 с.
Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. 105 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / под общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
Шелер М. Человек и история // THESIS. 1993. Вып. 3. С. 132–154.
Maslow A.H. Comments on Dr. Frankl’s Paper // Journal of Humanistic Psychology. 1966. No. 6. P. 107–112.
Massey R.F. A Critique of Logotherapy as a Personality Theory // International Forum for Logotherapy. 1988. Vol. 11(1). P. 42–52.
Shea J.J. On the Place of Religion in the Thought of Viktor Frankl // Journal of Psychology and Theology. 1975. Vol. 3. P. 179–186.
References Aleinik, R.M. (2013). Naturalistskiy povorot v filosofskoy antropologii [Naturalistic’ Turn of Philosophical Anthropology]. Filosofskaya mysl [Philosophical thought]. No. 3, pp. 139–169.
Babalaeva, M.V. (2008). Viktor Frankl: filosofskoe istolkovanie smysla stradaniya: dis. … kand. filos. nauk [Viktor Frankl: philosophical interpretation of the suffering’s meaning: dissertation]. Moscow: Institute of Philosophy RAS, 197 p.
Deleuze G. (2011). Logika smysla [The Logic of Sense]. Moscow: Akademicheskii Proekt Publ., 472 p.
Goncharova, N.A. and Kostyleva, I.V. (2015). Aksiologicheskie osnovaniya nadezhnosti lichnosti sotrudnikov politsii [Axiological grounds for the personal reliability of a police officer]. Psikhopedagogika v pravookhranitelnykh organakh [Psychopedagogics in Law Enforcement]. No. 2 (61), pp. 7–11.
Grigoryan, B.T. (ed.) (1986). Burzhuaznaya filosofskaya antropologiya XX veka [The bourgeois philosophical anthropology of the twentieth century]. Moscow: Nauka Publ., 295 p.
Frankl, V. (1990). Chelovek v poiskakh smysla: sb. [Man’s Search for Meaning: col.]. Moscow: Progress Publ., 368 p.
Frankl, V. (1997). Doktor i dusha [The Doctor and the Soul]. Saint Peterburg: Yuventa Publ., 287 p.
Frankl, V. (2017). Doktor i dusha: Logoterapiya i ekzistentsialnyy analiz [The Doctor and the Soul: Logotherapy and existential analysis]. Moscow: Alpina-non-fikshn Publ., 338 p.
Frankl, V. (2011). Stradaniya ot bessmyslennosti zhizni. Aktualnaya psikhoterapiya [The Unheard Cry for Meaning. Actual psychotherapy]. Novosibirsk: Siberian University Publ., 105 p.
Frankl, V. (2000). Volya k smyslu [The Will to Meaning]. Moscow: Aprel-press Publ., EKSMO-Press Publ., 368 p.
Längle, A. (2011). Viktor Frankl. Portret [Viktor Frankl. Portrait]. Moscow: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN) Publ., 247 p.
Längle, A. (2005). Viktor Frankl — poverennyy chelovechnosti [Viktor Frankl — Advocate for Humanity]. Voprosy psikhologii. No. 3, pp. 107–112.
Maslow, A.H. (1966). Comments on Dr. Frankl’s Paper. Journal of Humanistic Psychology. No. 6, pp. 107–112.
Massey, R.F. (1988). A Critique of Logotherapy as a Personality Theory. International Forum for Logotherapy. Vol. 11 (1), pp. 42–52.
Scheler, M. (1993). Chelovek i istoriya [Man and History]. THESIS. No. 3, pp. 132–154.
Shea, J.J. (1975). On the Place of Religion in the Thought of Viktor Frankl. Journal of Psychology and Theology. Vol. 3, pp. 179–186.
Valverde, K. (2000). Filosofskaya antropologiya [Philosophical Anthropology]. Moscow: Khristianskaya Rossiya Publ., 411 p.
Zamalieva, S.A. (2012). Uchenie Viktora Frankla o cheloveke: filosofsko-antropologicheskiy analiz: avtoref. dis. … kand. filos. nauk [The doctrine of Victor Frankl about man: a philosophical-anthropological analysis: Abstract of Ph.D. dissertation]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State Universiry, 19 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.