Дефициты родительской компетентности в вопросах воспитания и цифровой социализации как точки роста психологического благополучия детей и их родителей

Психология

Авторы

  • Александр Александрович Вихман Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24
  • Алексей Юрьевич Калугин Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24
  • Наталья Валерьевна Ротманова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24
  • Андрей Александрович Скорынин Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-609-620

Ключевые слова:

психологическое консультирование родителей, родительская компетентность, младший школьный возраст, психологическое благополучие, анкетирование

Аннотация

Статья посвящена исследованию потребностей в консультативной помощи у родителей младших школьников по широкому спектру психологических, педагогических и правовых вопросов. Анализ дефицитов родительской компетентности способствует выявлению и уточнению точек роста психологического благополучия родителей и их детей. Потребности в консультации выявлялись с помощью анкетирования родителей младших школьников в возрасте от 6 до 11 лет (n = 11436). Анализ наиболее востребованных родительских запросов охватывает темы развития способностей, самостоятельности и обучаемости ребенка, вопросы цифровой социализации и проблемы стресса и тревожности. Наблюдается тенденция к снижению общего количества запросов родителей младших школьников на консультацию на протяжении всего младшего школьного периода обучения. Данный факт может быть связан, с одной стороны, с повышенным риском психологического неблагополучия детей и родителей в кризисный период адаптации к школе, с другой стороны, с увеличением уверенности и осведомленности родителя младшего школьника и, соответственно, снижением их родительской тревожности. В отличие от родителей первоклассников, родители восьмилетнего школьника меньше интересуются темами логопедической помощи ребенку, формированием навыков чтения и письма, неправильного произношения звуков. Вместе с тем им более интересны вопросы учебной неуспешности и самостоятельности ученика. У родителей девятилетних младших школьников наблюдается тенденция снижения интереса к логопедической консультации и вопросов самостоятельности в обучении, однако увеличивается востребованность в консультировании на темы цифровой социализации ребенка (например, зависимость от компьютерных игр). Тенденция ростаинтереса родителей к теме цифровой социализации ребенка значительно увеличивается к десяти годам ребенка. Родительские запросы анализировались с помощью иерархической кластеризации (бинарные дистанции, метод Варда), которая позволила объединить темы в два больших кластера. Первый кластер обозначен как «Учеба, способности и стресс» и включает в себя 18 родительских запросов на консультативную помощь. Данный кластер делится на две подгруппы: «трудности в учебе» и «развитие способностей, совладание со стрессом и тревожностью». Вторая подгруппа делится на две самостоятельные группы: «развитие способностей и цифровой компетентности» и «стресс и тревожность». Второй кластер «Организация обучения, нежелательное поведение и сложности коммуникации» имеет сложную структуру и содержит 8 отдельных подгрупп, которые объединяются в 3 субкластера: «организация учебы, отдыха, чтения, цифрового и домашнего обучения», «нежелательное поведение и юридические вопросы» и «трудности с использованием, произношением и пониманием речи». Два выявленных кластера отражают две стороны социализации младшего школьника: внутреннюю динамику социализации и внешние условия ее успешности.

Биографии авторов

Александр Александрович Вихман , Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

кандидат психологических наук,доцент кафедры практической психологии

Алексей Юрьевич Калугин , Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической психологии

Наталья Валерьевна Ротманова , Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

кандидат психологических наук, доцент,доцент кафедры теоретической и прикладной психологии

Андрей Александрович Скорынин , Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24

старший преподаватель кафедрыпрактической психологии

Библиографические ссылки

Быкова Е.А., Истомина С.В., Самылова О.А. Особенности родительской компетентности современной российской семьи // Перспективы науки и образования. 2020. № 4(46). С. 111–125. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.7

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.

Вихман А.А. Профессиональные дефициты и временные затраты школьных психологов в работе с субъектами образования в Пермском крае // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности в период распространения COVID-19: сб. матер. XIII межрегион. науч.-практ. конф. ученых, преподавателей, специалистов, аспирантов и студентов (Пермь, 14 декабря 2021 г.) / под общ. ред. З.П. Замараевой и др.; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2021. С. 248–252.

Гаязова Л.А., Вихристюк О.В. Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19) // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № 2. С. 118–129. DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170211

Концепция развития психологической службы в системе образования Пермского края до 2025 года / Министерство образования и науки Пермского края. 2019. URL: https://minobr.permkrai.ru/dokumenty/71334/ (дата обращения: 26.07.2022).

Куфтяк Е.В. Психологическое благополучие младших школьников с разным типом привязанности // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Вып. 3. С. 383–390. DOI: https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-62

Маслова Н.А. Из практики развития «Я-концепции» у младших школьников // Начальная школа. 2008. № 3. С. 27–30.

Новикова Г.В. Подготовка занятий с родителями детей младшего возраста на основе контент-анализа их запросов // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2018. № 7. С. 115–116.

Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды: пер. с фр. М.: Просвещение, 1969. 659 с.

Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

Савина Е.А., Савенкова И.А., Эстерле А.Е., Овсяникова Е.А., Худаева М.Ю. Исследование потребностей в консультативной помощи педагога-психолога у учителей и родителей // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2017/n4/Savina_Savenkova_Esterle_et_al.shtml (дата обращения: 26.07.2022). DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090401

Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 71–80. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090308

Шнейдер Л.Б., Зыкова М.Н. Компетентное родительство: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2018. 126 с.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Carr N. The shallows: What the internet is doing to our brain. N.Y.: W.W. Norton & Company, 2011. 304 р.

Newland L.A., Chen H.-H., Coyl-Shepherd D.D. Associations among father beliefs, perceptions, life context, involvement, child attachment and school outcomes in the U.S. and Taiwan // Fathering: A Journal of Theory, Research, and Practice about Men as Fathers. 2013. Vol. 11, iss. 1. P. 3–30. DOI: https://doi.org/10.3149/fth.1101.3

Singh S., Lal R. A study of subjective wellbeing of adolescents in relation to big five factors of personality // Journal of Psychosocial Research. 2012. Vol. 7, iss. 1. P. 33–42.

Tamasauskas D., Sakalauskas V., Kriksciuniene D. Evaluation framework of hierarchical clustering methods for binary data // 12th International Conference on Hybrid Intelligent Systems (HIS). Pune, IN: IEEE, 2012. P. 421–426. DOI: https://doi.org/10.1109/his.2012.6421371

References

Bykova, E.A., Istomina, S.V. and Samylova, O.A. (2020). [Features of parental competence of a modern

Russian family]. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Perspectives of Science and Education]. No. 4(46), pp. 111–125. DOI:

https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.7

Bozhovich, L.I. (2008). Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and formation in childhood]. St. Petersburg: Piter Publ., 398 p.

Carr, N. (2011). The shallows: What the internet is doing to our brain. New York: W.W. Norton & Company Publ., 304 p.

Dubrovina, I.V. (ed.) (2004). Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya [Practical psychology of education]. Saint Petersburg: Piter Publ., 592 p.

Elkonin, D.B. (1989). Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika Publ., 560 p.

Gayazova, L.A. and Vikhristyuk, O.V. (2020). [Peculiarities of departure for remote psychological assistance during the period of self-solation (COVID-19)]. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya [Bulletin of Psychological Practical in Education]. Vol. 17,

no. 2, pp. 118–129. DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170211

Kontseptsiya razvitiya psikhologicheskoy sluzhby v sisteme obrazovaniya Permskogo kraya do 2025 goda (2019) [The concept of the development of psychological service in the education system of the Perm Territory until 2025]. Ministry of Education and Science of Perm region. Available at: https://minobr.permkrai.ru/dokumenty/71334/ (accessed 26.07.2022).

Kuftyak, E.V. (2020). [Psychological well-being of primary school children with different attachment

types]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii [The Herzen University Studies: Psychology in Education]. Iss. 3, pp. 383–390. DOI: https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-62

Maslova, N.A. (2008). Iz praktiki razvitiya «Yakontseptsii» u mladshikh shkol’nikov [From the development of the practice of «I-oncept» among younger choolchildren] Nachal’naya shkola [Primary School]. No. 3, pp. 27–30.

Newland, L.A., Chen, H.-H. and CoylShepherd, D.D. (2013). Associations among father beliefs, perceptions, life context, involvement, child attachment and school outcomes in the U.S. and Taiwan. Fathering: A Journal of Theory, Research, and Practice about Men as Fathers. Vol. 11, iss. 1, pp. 3–30. DOI: https://doi.org/10.3149/fth.1101.3

Novikova, G.V. (2018). [Preparation of classes with parents of young children based on the analysis of the content of their sources]. Vospitanie i obuchenie detey mladshego vozrasta [Education and Training of Young Children]. No. 7, pp. 115–116.

Ovcharova, R.V. (2006). Roditel’stvo kak psikhologicheskiy fenomen [Parenthood as a psychological phenomenon]. Moscow: MPSU Publ., 496 p.

Piaget, J. (1969). Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Prosveschenie Publ., 659 p.

Savina, I.A., Savenkova, A.E., Esterle, E.A., Ovsyanikova, M.Yu. and Khudaeva, M.Yu. (2017). [The study of teachers’ and parents’ needs for psychological consultation from school psychologist]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological-Educational Studies]. Vol. 9, no. 4. Available at: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2017/n4/Savina_Savenkova_Esterle_et_al.shtml (accessed 26.07.2022). DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090401

Shneider, L.B. and Zykova, M.N. (2018). Kompetentnoe roditel’stvo [Competent parenting]. Moscow: MPSU Publ., 126 p.

Singh, S. and Lal, R. (2012). A study of subjective wellbeing of adolescents in relation to big five factors of personality. Journal of Psychosocial Research. Vol. 7, iss. 1, pp. 33–42.

Soldatova, G.U. (2018). [Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world]. Sotsial’naya psikhologiya i obschestvo[Social Psychology and Society]. Vol. 9, no. 3, pp. 71–80. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090308

Tamasauskas, D., Sakalauskas, V. and Kriksciuniene, D. (2012). Evaluation framework of hierarchical clustering methods for binary data. 12th International Conference on Hybrid Intelligent Systems (HIS). Pune, IN: IEEE Publ., pp. 421–426. DOI:https://doi.org/10.1109/his.2012.6421371

Vikhman, A.A. (2021). [Professional deficits and time costs of school psychologists in work with educational consultations in the Perm Territory]. Sotsial’naya bezopasnost’ i zaschita cheloveka v usloviyakh novoy obschestvennoy real’nosti v period rasprostraneniya COVID-19: Sbornik materialov XIII mezhregional’noy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Perm, 14 dekabrya 2021 g.) [Social Security and Human Protection in the Conditions of a New Social Reality During the Spread of COVID-19: Proceedings of the 13th Interregional

Scientific and Practical Conference (Perm, December 14, 2021)]. Perm, pp. 248–252.

Загрузки

Опубликован

01-12-2022

Выпуск

Раздел

Статьи