Культурные факторы формирования доверия в организации: социологический анализ

Социология

Авторы

  • Светлана Сергеевна Гордеева Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15
  • Софья Юрьевна Шарыпова Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-3-494-503

Ключевые слова:

организационное доверие, факторы доверия, обобщенное доверие, социальный контроль, коллективизм, индивидуализм

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена высокой конкуренцией среди организаций, которая заставляет руководителей искать новые методы для повышения эффективности деятельности. Одним из наиболее значимых факторов успешной деятельности является высокий уровень организационного доверия, в связи с чем активно исследуются различные факторы формирования доверия в организации. На сегодняшний день достаточное количество работ посвящено организационным и индивидуальным условиям формирования организационного доверия. Меньше внимания уделяется культурным предпосылкам, таким как обобщенное доверие, социальный контроль и ценности коллективизма и индивидуализма в обществе. На основе теоретического обзора были описаны механизмы формирования доверия посредством указанных культурных предпосылок. Выявлено, что организационное доверие связано с восприятием поведения со стороны других сотрудников (обобщенное доверие), но не идентично доверию на поведенческом уровне. Сотрудники могут демонстрировать высокий уровень обобщенного доверия, но при этом — готовность быть уязвимыми перед другими в совместной деятельности. Установлено, что социальный контроль в обществе отрицательно влияет на организационное доверие, поскольку нарушает неформальные связи и не позволяет формироваться неформальным нормам и правилам, которые являются важными условиями для создания доверия. И наконец, обнаружено, что организационное доверие положительно связано с индивидуализмом и с ориентацией на коллективную деятельность. При этом доверие коллективистов ограничено людьми с тесными социальными связями, доверие индивидуалистов выходит за рамки этих отношений. Исходя из этого, особую роль приобретает поведенческая стратегия формирования положительной репутации «хорошего» человека, которая способствует благополучию индивида, обеспечивая ему помощь и поддержку со стороны других. Сформулированные выводы позволяют говорить о значимости культурных предпосылок при формировании доверия в организации, что в последующем должно учитываться в эмпирических исследованиях.

Биографии авторов

Светлана Сергеевна Гордеева , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

кандидат социологических наук,доцент кафедры социологии

Софья Юрьевна Шарыпова , Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

преподаватель кафедры социологии

Библиографические ссылки

Рукавишников В.О. Межличностное доверие: измерение и межстрановые сравнения // Социологические исследования. 2008. № 2. C. 17–25.

Сасаки М., Давыденко В.А., Латов Ю.В., Ромашкин Г.С. Доверие как элемент социального капитала современной России (компаративистский анализ) // Мир России. Социология. Этнология. 2010. Т. 19, № 2. С. 78–97.

Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: пер. с англ. М.: АСТ, 2004. 736 c.

Шеина М.В., Паклина С.Н. Социальный капитал: подходы к определению и измерению // Российский экономический интернет-журнал. 2015. № 3. URL: https://www.e-rej.ru/upload/iblock/b49/b49e35b554d6024de9c39b18c0709c2b.pdf (дата обращения: 02.06.2022).

Bahadir M., Levent A.F. The mediating role of the locus of control in the impact of organizational trust on organizational cynicism // International Journal of Modern Education Studies. 2022. Iss. 6, no. 1. P. 133–158. DOI: https://doi.org/10.51383/ijonmes.2022.167

Cain D.M., Dana J., Newman G.E. Giving versus giving in // The Academy of Management Annals. 2014. Vol. 8, no. 1. P. 505–533. DOI: https://doi.org/10.5465/19416520.2014.911576

Coleman J.S. Foundations of social theory. Cambridge, MA; London, UK: Belknap Press of Harvard University press, 1990. 993 p.

Colquitt J.A., Scott B.A., LePine J. Trust, trustworthiness, and trust propensity: A meta-analytic test of their unique relationships with risk taking and job performance // Journal of Applied Psychology. Vol. 92, iss. 4. P. 909–927. DOI: https://doi.org/10.1037/0021-9010.92.4.909

Cook J., Wall T. New work attitude measures of trust, organizational commitment and personal need non-fulfilment // Journal of Occupational Psychology. 1980. Vol. 53, iss. 1. P. 39–52. DOI: https://doi.org/10.1111/j.2044-8325.1980.tb00005.x

Gelfand M.J., Nishii L.H., Raver J.L. On the nature and importance of cultural tightness-looseness // The Journal of Applied Psychology. 2006. Vol. 91, iss. 6. P. 1225–1244. DOI: https://doi.org/10.1037/0021-9010.91.6.1225

Glaeser E., Laibson D., Scheinkman J.A., Soutter C.L. What is social capital? The determinants of trust and trust worthiness // NBER Working Paper. 1999. No. 7216. URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w7216/w7216.pdf (accessed: 07.07.2022). DOI: https://doi.org/10.3386/w7216

Goffman E. The presentation of self in everyday life. N.Y.: Anchor Books, 1959. 259 p.

Hardin R. Trust. Cambridge, UK: Polity Press, 2006. 216 p.

Higgins E.T. Continuities and discontinuities in self-regulatory and self-evaluative processes: a developmental theory relating self and affect // Journal of Personality. 1989. Vol. 57, iss. 2. P. 407–444. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1989.tb00488.x

Hofstede G.H. Culture’s consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills, CA: Sage, 1980. 475 p.

Huff L., Kelley L. Is collectivism a liability? The impact of culture on organizational trust and customer orientation: a seven-nation study // Journal of Business Research. 2005. Vol. 58, iss. 1. P. 96–102. DOI: https://doi.org/10.1016/s0148-2963(02)00478-2

Huff L., Kelley L. Levels of organizational trust in individualist versus collectivist societies: a seven-nation study // Organization Science. 2003. Vol. 14, no. 1. P. 81–90. DOI: https://doi.org/10.1287/orsc.14.1.81.12807

Judeh M. The influence of organizational trust on job performance: mediat-ing role of employee engagement // International Journal of Business Research. 2016. Vol. 16, iss. 5. P. 53–66. DOI: https://doi.org/10.18374/ijbr-16-5.4

Julian J. Organizational involvement and social control // Social Forces. 1968. Vol. 47, iss. 1. P. 12–16. DOI: https://doi.org/10.2307/2574706

Khouya M., Benabdelhadi A. A holistic overview on the antecedents of organizational trust: Aggregated theoretical framework // International Journal of Accounting, Finance, Auditing, Management and Economics. 2021. Vol. 2, iss. 6–1. P. 518–530. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.5736469

Kirkman B.L., Shapiro D.L. The impact of cultural values on job satisfaction and organizational commitment in self-managing work teams: the mediating role of employee resistance // The Academy of Management Journal. 2001. Vol. 44, no. 3. P. 557–569. DOI: https://doi.org/10.5465/3069370

Kramer R.M., Tyler T.R. Trust in organizations: frontiers of theory and research. Thousand Oaks, CA: Sage, 1996. 440 p. DOI: https://doi.org/10.4135/9781452243610

Lazzarini S., Madalozzo R., Artes R. Siqueira J. Measuring trust: An experiment in Brazil // Insper Working Paper / Insper Instituto de Ensino e Pesquisas. São Paulo, 2004. Vol. 49. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/6228649.pdf (accessed: 04.07.2022).

Leung K., Su S., Morris M.W. When is criticism not constructive? The roles of fairness perceptions and dispositional attributions in employee acceptance of critical supervisory feedback // Human Relations. 2001. Vol. 54, iss. 9. P. 1155–1187. DOI: https://doi.org/10.1177/0018726701549002

Malinen S., Wright S., Cammock P. What drives organizational engagement? A case study on trust, justice perceptions and withdrawal attitudes // Evidence-based HRM. 2013. Vol. 1, iss. 1. P. 96–108. DOI: https://doi.org/10.1108/20493981311318638

Organizational trust: a cultural perspective / ed. by M.N.K. Saunders, D. Skinner, G. Dietz, N. Gillespie, R. Lewicki. N.Y.: Cambridge University press. 2010. 456 p. DOI: https://doi.org/10.1017/cbo9780511763106

Paldam M. Social Capital: One or Many? Definition and Measurement // Journal of Economic Surveys. 2000. Vol. 14, iss. 5. P. 629–653. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-6419.00127

Realo A., Koido K., Ceulemans E., Allik J. Three components of individualism // European Journal of Personality. 2002. Vol. 16, iss. 3. P. 163–184. DOI: https://doi.org/10.1002/per.437

Rothstein B. Sweden: social capital in the social democratic state // Democracies in Flux: The Evolution of Social Capital in Contemporary Society / ed. by R.D. Putnam. N.Y.: Oxford University Press, 2002. P.289–332. DOI: https://doi.org/10.1093/0195150899.003.0008

Rotter J.B. A new scale for the measurement of interpersonal trust // Journal of Personality. 1967. Vol. 35, iss. 4. P. 651–665. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1967.tb01454.x

Samaha S.A., Beck J.T., Palmatier R.W. The role of culture in international relationship marketing // Journal of Marketing. 2014. Vol. 78, iss. 5. P. 78–98. DOI: https://doi.org/10.1509/jm.13.0185

Simon H.A. Models of man: social and rational. N.Y.: John Wiley and Sons, 1957. 287 p.

Triandis H.C. Individualism-collectivism and personality // Journal of Personality. 2001. Vol. 69, iss. 6. P. 907–924. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-6494.696169

Yamagishi T., Kikuchi M., Kosugi M. Trust, gullibility, and social intelligence // Asian Journal of Social Psychology. 1999. Vol. 2, iss. 1. P. 145–161. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-839x.00030

References

Bahadir, M. and Levent, A.F. (2022). The mediating role of the locus of control in the impact of organizational trust on organizational cynicism. International Journal of Modern Education Studies. Vol. 6, no. 1, pp. 133–158. DOI: https://doi.org/10.51383/ijonmes.2022.167

Cain, D.M., Dana, J. and Newman, G.E. (2014). Giving versus giving in. The Academy of Management Annals. Vol. 8, no. 1, pp. 505–533. DOI: https://doi.org/10.5465/19416520.2014.911576

Coleman, J.S. (1990). Foundations of social theory. Cambridge, MA; London, UK: Belknap Press of Harvard University Press, 993 p.

Colquitt, J.A., Scott, B.A. and LePine, J. (2007).

Trust, trustworthiness, and trust propensity: A metaanalytic test of their unique relationships with risk taking and job performance. Journal of Applied Psychology. Vol. 92, iss. 4, pp. 909–927. DOI: https://doi.org/10.1037/0021-9010.92.4.909

Cook, J. and Wall, T. (1980). New work attitude measures of trust, organizational commitment and personal need non-fulfilment. Journal of Occupational Psychology. Vol. 53, iss. 1, pp. 39–52. DOI: https://doi.org/10.1111/j.2044-8325.1980.tb00005.x

Fukuyama, F. (2004). Doverie: sotsial’nye dobrodeteli i put’ k protsvetaniyu [Trust: the social virtues and the creation of prosperity]. Moscow: AST Publ., 736 p.

Gelfand, M.J., Nishii, L.H. and Raver, J.L. (2006). On the nature and importance of cultural tightnesslooseness. The Journal of Applied Psychology. Vol. 91, iss. 6, pp. 1225–1244. DOI: https://doi.org/10.1037/0021-9010.91.6.1225

Glaeser, E., Laibson, D., Scheinkman, J.A., Soutter, C.L. (1999). What is social capital? The determinants of trust and trust worthiness. NBER Working Paper. No. 7216. Available at: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w7216/w7216.pdf (accessed 07.07.2022). DOI: https://doi.org/10.3386/w7216

Goffman, E. (1959). The presentation of self in everyday life. New York: Anchor Books Publ., 259 p.

Hardin, R. (2006). Trust. Cambridge, UK: Polity Press, 216 p.

Higgins, E.T. (1989). Continuities and discontinuities in self-regulatory and self-evaluative processes: a developmental theory relating self and affect. Journal of Personality. Vol. 57, iss. 2, pp. 407–444. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1989.tb00488.x

Hofstede, G.H. (1980). Culture’s consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills, CA: Sage Publ., 475 p.

Huff, L. and Kelley, L. (2003). Levels of organizational trust in individualist versus collectivist societies: a seven-nation study. Organization Science. Vol. 14, no. 1, pp. 81–90. DOI: https://doi.org/10.1287/orsc.14.1.81.12807

Huff, L. and Kelley, L. (2005). Is collectivism a liability? The impact of culture on organizational trust and customer orientation: a seven-nation study. Journal of Business Research. Vol. 58, iss. 1, pp. 96–102. DOI: https://doi.org/10.1016/s0148-2963(02)00478-2

Judeh, M. (2016). The influence of organizational trust on job performance: mediat-ing role of employee engagement. International Journal of Business Research. Vol. 16, iss. 5, pp. 53–66. DOI: https://doi.org/10.18374/ijbr-16-5.4

Julian J. (1968). Organizational involvement and social control. Social Forces. Vol. 47, iss. 1, pp. 12–

DOI: https://doi.org/10.2307/2574706

Khouya, M. and Benabdelhadi, A. (2021). A holistic overview on the antecedents of organizational trust: Aggregated theoretical framework. International Journal of Accounting, Finance, Auditing, Management and Economics. Vol. 2, iss. 6–1, pp. 518–530. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.5736469

Kirkman, B.L. and Shapiro, D.L. (2001). The impact of cultural values on job satisfaction and organizational commitment in self-managing work teams: the mediating role of employee resistance. The Academy of Management Journal. Vol. 44, no. 3, pp. 557–

DOI: https://doi.org/10.5465/3069370

Kramer, R.M. and Tyler, T.R. (1996). Trust in organizations: frontiers of theory and research. Thousand Oaks, CA: Sage Publ., 440 p. DOI: https://doi.org/10.4135/9781452243610

Lazzarini, S., Madalozzo, R., Artes, R. and Siqueira, J. (2004). Measuring trust: An experiment in Brazil. Insper Working Papers. São Paulo: Insper Instituto de Ensino e Pesquisas Publ., vol. 49. Available at: URL: https://core.ac.uk/download/pdf/6228649.pdf (accessed: 04.07.2022).

Leung, K., Su, S. and Morris, M.W. (2001). When is criticism not constructive? The roles of fairness perceptions and dispositional attributions in employee acceptance of critical supervisory feedback. Human Relations. Vol. 54, iss. 9, pp. 1155–1187. DOI: https://doi.org/10.1177/0018726701549002

Malinen, S., Wright, S. and Cammock, P. (2013). What drives organizational engagement? A case study on trust, justice perceptions and withdrawal attitudes. Evidence-based HRM: a Global Forum for Empirical Scholarship. Vol. 1, iss. 1, pp. 96–108. DOI: https://doi.org/10.1108/20493981311318638

Paldam, M. (2000). Social capital: One or many? Definition and measurement. Journal of Economic Surveys. Vol. 14, iss, 5, pp. 629–653. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-6419.00127

Realo, A., Koido, K., Ceulemans, E. and Allik, J. (2002). Three components of individualism. European Journal of Personality. Vol. 16, iss. 3, pp. 163–184. DOI: https://doi.org/10.1002/per.437

Rothstein, B. (2002). Sweden: social capital in the social democratic state. R.D. Putnam (ed.) Democracies in flux: the evolution of social capital in contemporary society. New York: Oxford University Press, pp. 289–332. DOI: https://doi.org/10.1093/

003.0008

Rotter, J.B. (1967). A new scale for the measurement of interpersonal trust. Journal of Personality. Vol. 35, iss. 4, pp. 651–665. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1967.tb01454.x

Rukavishnikov, V.O. (2008). [Interpersonal trust: measurement and cross-country comparisons].

Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 2, pp. 17–25.

Samaha, S.A., Beck, J.T. and Palmatier, R.W. (2014). The role of culture in international relationship marketing. Journal of Marketing. Vol. 78, iss. 5, pp. 78–98. DOI: https://doi.org/10.1509/jm.13.0185

Sasaki, M., Davydenko, V.A., Latov, Yu.V. and Romashkin, G.S. (2010). [Trust as an element of social capital in contemporary Russia (a comparative analysis)]. Mir Rossii. Sotsiologiya. Etnologiya [Universe of Russia. Sociology. Ethnology]. Vol. 19, no. 2, pp. 78–97.

Saunders, M.N.K., Skinner, D., Dietz, G., Gillespie, N. and Lewicki, R. (eds.) (2010). Organizational trust: a cultural perspective. New York: Cambridge University Press, 456 p. DOI: https://doi.org/10.1017/cbo9780511763106

Sheina, M.V. and Paklina, S.N. (2015). [Social capital: approaches to definition and measurement]. Rossiyskiy ekonomicheskiy internet-zhurnal [Russian economic online journal]. No. 3. Available at: https://www.e-rej.ru/upload/iblock/b49/b49e35b554d6024de9c39b18c0709c2b.pdf (accessed 02.06.2022).

Simon, H.A. (1957). Models of man: social and rational. New York: John Wiley and Sons Publ., 287 p.

Triandis, H.C. (2001). Individualism-collectivism and personality. Journal of Personality. Vol. 69, iss. 6, pp. 907–924. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-6494.696169

Yamagishi, T., Kikuchi, M. and Kosugi, M. (1999). Trust, gullibility, and social intelligence. Asian Journal of Social Psychology. Vol. 2, iss. 1, pp. 145–161. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-839x.00030

Загрузки

Опубликован

29-09-2022

Выпуск

Раздел

Статьи