Психосемантическое исследование содержания представлений и отношений школьников и студентов города Пермь и Пермского края

Психология «Проблемы психосемантики в современной психологии» (тематический выпуск)

Авторы

  • Вадим Геннадьевич Афанасьев Компания HB Assistance, 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, 12, оф. 13Н
  • Игорь Леонидович Соломин Компания HB Assistance, 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, 12, оф. 13Н

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-566-578

Ключевые слова:

психосеманика, психодиагностика, мотивация, отношение, представления, индивидуальное и групповое сознание, школьники, студенты

Аннотация

Исследование выполнено в 2017 г. по заказу Министерства образования и науки Пермского края в рамках задачи по раннему выявлению школьников и студентов, склонных к употреблению наркотических и психотропных веществ. С помощью методики психосемантической экспресс-диагностики мотивации на основе компьютерной программы Express было обследовано 56317 обучающихся г. Пермь и Пермского края. Большинство респондентов характеризовалось достаточно высоким уровнем эмоционального благополучия, широким кругом интересов, удовлетворенностью ведущих потребностей, высоким уровнем самооценки, оптимистичным отношением к будущему, позитивным отношением к своей семье, низким уровнем учебной мотивации и отсутствием интереса к учебной деятельности, негативным отношением к наркотикам, риску и смерти. Однако 7 % школьников продемонстрировали максимально позитивное отношение и интерес к наркотикам, 5 % школьников характеризовались повышенной привлекательностью темы смерти, и 15 % школьников испытывают стремление к риску и острым ощущениям. Была выявлена корреляционная связь между показателями общего эмоционального неблагополучия, негативного отношения к учебе, позитивного отношения к наркотикам, риску и смерти. В результате аппроксимации регрессии методом наименьших квадратов было выявлено, что показатели привлекательности наркотиков, риска и смерти прямо пропорциональны квадрату показателя общего эмоционального неблагополучия. Методика психосемантической экспресс-диагностики мотивации позволяет дифференцировать тестируемых по содержанию и уровню эмоциональных отношений и выявлять группы риска школьников и студентов, характеризующихся повышенным интересом к наркотикам и смерти и стремлением к рискованному поведению.

Биографии авторов

Вадим Геннадьевич Афанасьев , Компания HB Assistance, 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, 12, оф. 13Н

управляющий партнер

Игорь Леонидович Соломин , Компания HB Assistance, 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, 12, оф. 13Н

кандидат психологических наук,научный консультант

Библиографические ссылки

Афанасьев В.Г., Соломин И.Л., Соломина Л.Ю. Психосемантическое исследование мотивации спортсменов высокой квалификации // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019. Т. 14, № 2, С. 83–88. DOI: https://doi.org/10.14526/2070-4798-2019-14-2-83-88

Афанасьев В.Г., Соломин И.Л. Психосемантическое исследование отношения к наркотикам учащихся Московской области // Социальное поведение. Риски. Безопасность личности и социума: сб. ст. II Междунар. Конгресса девиантологов «Девиантологический нарратив XXI века: Социальное поведение. Риски. Безопасность личности и социума» (19–20 декабря 2020 г.) / под ред. Ю.А. Клейберга. Лондон; Тверь: Академия образования Великобритании, 2021. С. 63–72.

Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А. Психосемантика. Метод семантического дифференциала: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2016. 120 с.

Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 177 с.

Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2010. 440 с.

Смирнов А.Д., Соломин И.Л. Психосемантическое исследование самосознания и политического сознания студентов // Транспорт: проблемы, идеи, перспективы (Неделя науки – 2013): матер. LXXIII всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Санкт-Петербург, 1–19 апреля 2013 г.) / под ред. Т.С. Титовой. СПб.: ПГУПС, 2013. С. 221–223.

Соломин И.Л. Использование методики цветовых метафор для диагностики структуры эмоциональных отношений школьников // Педагогическая диагностика. 2015. № 2 . С. 75–86.

Соломин И.Л. Особенности интеллекта, личности и мотивации студентов транспортного вуза // Психологические факторы обеспечения безопасности и надежности эргатических систем / под ред. Е.Ф. Ященко, И.Л. Соломина. СПб.: ЭЛВИ-Принт, 2019. С. 158–185.

Соломин И.Л. Практикум по психодиагностике. Психосемантические методы: учеб.-метод. пособие. СПб.: ПГУПС, 2013. 96 с.

Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации: метод. руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. 112 c.

Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь, 2006. 280 с.

Соломин И.Л., Цзян Н. Кросскультурное исследование мотивационной сферы личности китайских и российских студентов // Карминские чтения: матер. Всерос. науч. конф. «Актуальные проблемы философии, культурологии, психологии, конфликтологии, образования» (Санкт-Петербург, 10–11 ноября 2015 г.). СПб.: ПГУПС, 2015. С. 79–88.

Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 158 с.

Эткинд А.М. Цветовой тест отношений: методические рекомендации. Л.: Ленингр. науч.-исслед. психоневрологический ин-т им. В.М. Бехтерева, 1985. 18 с.

Ященко Е.Ф., Соломин И.Л. Психосемантическое исследование мотивационно-эмоциональной сферы личности и предрасположенности к девиантному и экстремистскому поведению студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 1(93). С. 118–122. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2022.1.14

References

Afanas’ev, V.G., Solomin, I.L. and Solomina, L.Yu. (2019). [Psychosemantic study of highly-qualified athletes’ motivation]. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoy kul’tury i sporta [The Russian Journal of Physical Education and Sport]. Vol. 14, no. 2, p. 83–88. DOI: https://doi.org/10.14526/2070-4798-2019-14-2-83-88

Afanas’ev, V.G. and Solomin, I.L. (2021). [Psychosemantic study of the attitude towards drugs of students in the Moscow region]. Sotsial’noe povedenie. Riski. Bezopasnost’ lichnosti i sotsiuma: sbornik statey II Mezhdunarodnogo Kongressa deviantologov «Deviantologicheskiy narrativ XXI veka: Sotsial’noe povedenie. Riski. Bezopasnost’ lichnosti i sotsiuma» (19–20 dekabrya 2020 g.) [Social Behavior. Risks. Personal and Social Security: proceedings of the 2th International Congress of Deviantologists «The Deviantological Narrative of the 21st Century: Social Behavior. Risks. Security of the individual and society» (December 19–20,

]. London, Tver: Academy of Education of Great Britain Publ., pp. 63–72.

Etkind, A.M. (1985). Tsvetovoy test otnosheniy: metodicheskie rekomendatsii [Color test of relationships: guidelines]. Leningrad: LRPI named after V.M. Bekhterev Publ., 18 p.

Kozhevnikova, O.V. and V’yuzhanina, S.A. (2016). Psikhosemantika. Metod semanticheskogo differentsiala[Psychosemantics. Semantic differential technique]. Izhevsk: Udmurt University Publ., 120 p.

Petrenko, V.F. (1983). Vvedenie v eksperimental’nuyu psikhosemantiku: issledovanie form reprezentatsii v obydennom soznanii [Introduction to experimental psychosemantics: a study of forms of representation in ordinary consciousness]. Moscow: MSU Publ., 177 p.

Petrenko, V.F. (2010). Mnogomernoe soznanie: psikhosemanticheskaya paradigma [Multidimensional consciousness: psychosemantic paradigm]. Moscow: Novyy Khronograf Publ., 440 p.

Smirnov, A.D. and Solomin, I.L (2013). [Psychosemantic study of self-consciousness and political consciousness of student].Transport: problemy, idei, perspektivy (Nedelya nauki – 2013): materialy LXXIII vserossiyskoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii studentov,aspirantov i molodykh uchenykh (Sankt-Peterburg, 1–19 aprelya 2013 g.) [Transport: Problems, Ideas, Prospects (Science Week – 2013). Proceedings of the 73rd All-Russian Scientific and Technical Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists (St. Petersburg, April 1–19, 2013)]. St. Petersburg: PGUPS Publ., pp. 221–223.

Solomin, I.L. (2001). Psikhosemanticheskaya diagnostika skrytoy motivatsii. Metodicheskoe rukovodstvo[Psychosemantic diagnostics of hidden motivation. Methodical guidance]. St. Petersburg: IMATON Publ., 112 p.

Solomin, I.L. (2006). Sovremennye metody psikhologicheskoy ekspress-diagnostiki i professi-onal’nogo konsul’tirovaniya [Modern methods of psychological express diagnostics and professional counseling]. St. Petersburg: Rech’ Publ., 280 p.

Solomin, I.L. (2013). Praktikum po psikhodiagnostike. Psikhosemanticheskie metody [Workshop on psychodiagnostics.psychosemantic methods]. St. Petersburg: PGUPS Publ., 96 p.

Solomin I.L (2015). [Using the method of color metaphors for diagnosing the structure of emotional relations of schoolchildren].Pedagogicheskaya diagnostika [Pedagogical Diagnostics]. No. 2, pp. 75–86.

Solomin, I.L. (2019). [Features of intelligence, personality and motivation of students of a transport university]. Psikhologicheskiefaktory obespecheniya bezopasnosti i nadezhnosti ergaticheskikh system, pod red. E.F. Yaschenko, I.L. Solomina [E.F. Yaschenko, I.L. Solomina (eds.) Psychological factors for ensuring the safety and reliability of ergatic systems]. St. Petersburg: ELVI-Print Publ., pp. 158–185.

Solomin, I.L. and Jiang, N. (2015). [Cross-cultural study of the motivational sphere of the personality of Chinese and Russian students]. Karminskie chteniya: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii «Aktual’nye problemy filosofii, kul’turologii, psikhologii,

konfliktologii, obrazovaniya» (Sankt-Peterburg, 10–11 noyabrya 2015 g.) [Karmin Readings: Proceedings of the All-Russian Scientific Conference «Actual Problems of Philosophy, Cultural Studies, Psychology, Conflictology, Education», St. Petersburg, November 10–11, 2015]. St. Petersburg: PGUPS Publ., pp. 79–88.

Shmelev, A.G. (1983). Vvedenie v eksperimental’nuyu psikhosemantiku: teoretikometodologicheskie osnovaniya ipsikhodiagnosticheskie vozmozhnosti [Introduction to experimental psychosemantics: theoretical and methodological foundations and psychodiagnostic possibilities]. Moscow: MSU Publ., 158 p.

Yaschenko, E.F. and Solomin, I.L. (2022). [Psychosemantic study of motivational-emotional sphere of personality and predispositionto deviant and extremist behavior of students]. Obschestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika [Society: Sociology, Psychology,Pedagogics]. No. 1(93), pp. 118–122. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2022.1.14

Загрузки

Опубликован

01-12-2022

Выпуск

Раздел

Статьи