Соотношение субъективных характеристик и объективных критериев личностной зрелости студентов

Психология «Проблемы психосемантики в современной психологии» (тематический выпуск)

Авторы

  • Оксана Вячеславовна Кожевникова Удмуртский государственный университет, 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-543-553

Ключевые слова:

экспериментальная психосемантика, специализированный семантический дифференциал, эксплораторный факторный анализ, семантическое пространство, нелинейные закономерности в психологии, личностная зрелость

Аннотация

Категория личностной зрелости все чаще становится предметом научных исследований, в том числе реализуемых с использованием методов, применяемых в экспериментальной психосемантике. Целью данной работы является изучение соотношения субъективных характеристик и объективных критериев личностной зрелости студентов. Основная гипотеза исследования строится на предположении о том, что в субъективные представления студентов об уровне собственной личностной зрелости не совпадают с ее актуальным, объективно проявляемым уровнем. В ходе решения первой эмпирической задачи, связанной с изучением субъективных представлений студентов об уровне собственной личностной зрелости, был разработан специализированный семантический дифференциал. Создание исследовательского инструментария данного типа осуществляется в несколько этапов, среди которых: определение объектов оценивания, определение шкал оценивания, апробация специализированного семантического дифференциала. Массив эмпирических данных, полученных в результате применения специализированного семантического дифференциала, был обработан посредством эксплораторного факторного анализа. В результате было выделено два фактора — «субъектная позиция» и «позитивный настрой». Субъективные характеристики личностной зрелости отражаются через положение объекта «я в настоящем» в семантическом пространстве данных факторов. Представления о личностной зрелости у студентов, воспринимающих себя личностно зрелыми или незрелыми, в целом, идентичны, о чем свидетельствует сходная картина расположения большинства оцениваемых объектов, однако положение объекта «я в настоящем» отличается, что позволяет нам выделить две контрастные группы респондентов. По данным психодиагностического обследования, более высокий уровень личностной зрелости демонстрируют студенты, воспринимающие себя личностно незрелыми: они более ответственны, самостоятельны, автономны. Представленный алгоритм разработки специализированного семантического дифференциала может быть полезен исследователями, изучающими неосознаваемые, латентные, слабо инструментализированные психологические явления.

Биография автора

Оксана Вячеславовна Кожевникова , Удмуртский государственный университет, 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1

кандидат психологических наук, доцент,доцент кафедры общей психологии

Библиографические ссылки

Агапова И.Ю. Восприятие рекламы: методика использования «репертуарных решеток» для формирования биполярных шкал семантического дифференциала // Социология: методология, методы, математические модели (4M). 1999. № 11. C. 73–100.

Бовкун М.Ю., Кожевникова О.В. Об опыте применения психосемантического подхода в психологических исследованиях // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019. Вып. 1(3). С. 542–550.

Габаева Л.М. Разработка шкал оценивания специализированного семантического дифференциала в ходе изучения представлений студентов о личностной зрелости // Актуальные исследования языка и культуры: теоретические и прикладные аспекты / отв. ред. Е.А. Денисова. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. С. 475–479.

Кожевникова О.В. О структуре личностной зрелости студентов университета // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31, № 4. С. 428–434. DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2021-31-4-428-434

Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А. Психосемантика. Метод семантического дифференциала: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2016. 120 с.

Кожевникова О.В., Ионова А.С. Образ интернет-зависимости у студенток с тенденциями отклоняющегося поведения // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. Вып. 4(24). С. 88–98.

Митина О.В., Петренко В.Ф., Низовских Н.А., Эрдынеева К.Г., Кожевникова О.В., Супрун А.П. Восприятие политических лидеров студентами российских университетов: психосемантический подход // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2020. № 1–2. С. 50–64. DOI: https://doi.org/10.26653/2076-4685-2020-1-2-05

Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: Эксмо, 2010. 480 с.

Руженков В.А., Руженкова В.В., Лукьянцева И.С. Методика диагностики личностной зрелости // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2016. № 26(247), вып. 36. С. 65–70.

Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2006. 176 с.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. 490 с.

Mann F.D., DeYoung C.G., Krueger R.F. Patterns of cumulative continuity and maturity in personality and well-being: Evidence from a large longitudinal sample of adults // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 169. URL: https://midus.wisc.edu/findings/pdfs/2044.pdf (accessed: 24.09.2022). DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2019.109737

Morales-Vives F., Camps E., Dueñas J.M. Predicting academic achievement in adolescents: The role of maturity, intelligence and personality // Psicothema. 2020. Vol. 32, no. 1. Р. 84–91. DOI: https://doi.org/10.7334/psicothema2019.262

Niiyama H., Kontkanen I., Paavilainen E., Kamibeppu K. A comparison of personality maturity among Japanese youth and Finnish young adult students: a cross-sectional study using Erikson psychosocial stage inventory and sense of coherence scale // International Journal of Adolescence and Youth. 2018. Vol. 23, iss. 4. Р. 482–495. DOI: https://doi.org/10.1080/02673843.2018.1435418

Osgood C.E. The nature and measurement of meaning // Psychological Bulletin. 1952. Vol. 49, iss. 3. Р. 197–237. DOI: https://doi.org/10.1037/h0055737

Yong A.G., Pearce S. A beginner’s guide to factor analysis: focusing on exploratory factor analysis // Tutorials in Quantitative Methods for Psychology. 2013. Vol. 9, iss. 2. Р. 79–94. DOI: https://doi.org/10.20982/tqmp.09.2.p079

References

Agapova, I. Yu. (1999). [Advertising perception: methodology for using «repertoire grids» to form bipolar scales of the semantic differential]. Sotsiologiya: metodologiya, metody, matematicheskiye modeli (4M)[Sociology: Methodology, Methods, Mathematical Models (4M)]. No. 11, pp. 73–100.

Bovkun, M.Yu. and Kozhevnikova, O.V. (2019). [On the implementation of psychosemantic approach

in research practices in psychology]. Sotsial’nye i gumanitarnye nauki: teoriya i praktika [Social Sciences and Humanities: Theory and Practice]. Iss. 1(3), pp. 542–550.

Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. and Manuylov, G.M. (2002). Sotsial’no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnosis of the development of personality and small groups]. Moscow: Psychotherapy Institute Publ., 490 p.

Gabaeva, L.M. (2021). [Development of scales of evaluation of specialized semantic differential while

studying students’ ideas about personal maturity]. Aktual’nye issledovaniya yazyka i kul’tury: teoreticheskie i prikladnye aspekty, pod red. E.A. Denisovoy[E.A. Denisova (ed.) Topical studies of language and culture: theoretical and applied aspects]. St. Petersburg: PLSU Publ., pp. 475–479.

Kozhevnikova, O.V. (2021). [On the structure of personal maturity of university students]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy]. Vol. 31, no. 4, pp. 428–434. DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2021-31-4-428-434

Kozhevnikova, O.V. and Ionova, A.S. (2015). [Cyber-addiction image of female students with deviant behaviour tendencies]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 4(24), pp. 88–98.

Kozhevnikova, O.V. and V’yuzhanina, S.A. (2016). Psikhosemantika. Metod semanticheskogo differentsiala[Psychosemantics. Semantic differential technique]. Izhevsk: Udmurt University Publ., 120 p.

Mann, F.D., DeYoung, C.G., and Krueger, R.F. (2021). Patterns of cumulative continuity and maturity in personality and well-being: Evidence from a large longitudinal sample of adults. Personality and Individual Differences. Vol. 169. Available at:https://midus.wisc.edu/findings/pdfs/2044.pdf (accessed 24.09.2022). DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2019.109737

Mitina, O.V., Petrenko, V.F., Nizovskih, N.A., Erdyneeva, K.G., Kozhevnikova, O.V. and Suprun, A.P. (2020). [Perception of political leaders by students at Russian universities: psychosemantic approach]. Nauchnoe obozrenie. Seriya 2: Gumanitarnye nauki [Scientific Review. Series 2: Human Science]. No. 1–2, pp. 50–64. DOI: https://doi.org/10.26653/2076-4685-2020-1-2-05

Morales-Vives, F., Camps, E. and Dueñas, J.M. (2020). Predicting academic achievement in adolescents: The role of maturity, intelligence and personality. Psicothema. Vol. 32, no. 1, pp. 84–91. DOI: https://doi.org/10.7334/psicothema2019.262

Niiyama, H., Kontkanen, I., Paavilainen, E. and Kamibeppu, K. (2018). A comparison of personality maturity among Japanese youth and Finnish young adult students: a cross-sectional study using Erikson psychosocial stage inventory and sense of coherence scale.International Journal of Adolescence and Youth. Vol. 23, iss. 4, pp. 482–495. DOI: https://doi.org/10.1080/02673843.2018.1435418

Osgood, C.E. (1952). The nature and measurement of meaning. Psychological Bulletin. Vol. 49, iss. 3, pp. 197–237. DOI: https://doi.org/10.1037/h0055737

Petrenko, V.F. (2010). Osnovy psikhosemantiki [Fundamentals of psychosemantics]. Moscow: Eksmo Publ., 480 p.

Rumyantseva, T.V. (2006). Psikhologicheskoe konsul’tirovanie: diagnostika otnosheniy v pare [Psychological counseling: diagnosis ofrelationships in a couple]. St. Petersburg: Rech’ Publ., 176 p.

Ruzhenkov, V.A., Ruzhenkova, V.V. and Lukyantseva, I.S. (2016). [Methodology for diagnosing personal maturity]. Nauchnyyevedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Meditsina. Farmatsiya [Belgorod State University Scientific Bulletin]. No. 26(247), iss. 36, pp. 65–70.

Yong, A.G. and Pearce, S. (2013). A beginner’s guide to factor analysis: focusing on exploratory factor analysis. Tutorials in Quantitative Methods for Psychology. Vol. 9, iss. 2, pp. 79–94. DOI: https://doi.org/10.20982/tqmp.09.2.p079

Загрузки

Опубликован

01-12-2022

Выпуск

Раздел

Статьи