«Исповедь» Августина и трансцендентально-феноменологическая рефлексия

Философия

Авторы

  • Дарья Сергеевна Хомутова Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29

DOI:

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-3-337-345

Ключевые слова:

Августин, Гуссерль, феноменология, феноменологический проект, феноменологическая редукция, эпохэ, трансцендентальное ego, исповедь, трансцендентально-феноменологическая рефлексия, естественная установка

Аннотация

В статье раскрываются в сравнительной перспективе метод философствования Августина Аврелия и феноменологическая методология Эдмунда Гуссерля. Проанализирована литература, отражающая научный интерес к сравнительному анализу текстов Августина и Э. Гуссерля. Показано различие подходов к историко-философскому исследованию связи философии Августина и феноменологии Э. Гуссерля, обусловленное, с одной стороны, способом соотнесения философских концепций, с другой стороны — тем акцентом, который делается на спекулятивной позиции интерпретируемого автора. Интерпретация текста Августина с феноменологической позиции раскрывает проведенную средневековым философом дескрипцию имманентной сферы и позволяет уточнить феноменологическое описание времени Э. Гуссерля. Показано, что их способы описания реальности и процедуры работы с опытом имеют общие формы. В статье показано соответствие практики «исповеди», описанной Августином, опыту феноменологической дескрипции, проведенной в состоянии «эпохэ», поскольку процесс исповеди предполагает «собирание себя» внутри временного ряда. Это процесс идентичен по смыслу трансцендентально-феноменологической рефлексии, отличной от естественной рефлексии, раскалывающей субъекта на несколько ego-структур. Исходя из этой параллели можно говорить о содержательной близости понятий «внутреннего человека» и трансцендентального ego, а также «внешнего человека» и человека «естественной установки». Эти тезисы получены на основе анализа X и XI глав «Исповеди» Августина и текста «Картезианских размышлений» Э. Гуссерля. Кроме того, в статье задействованы идеи Ж. Деррида из книги «Голос и феномен», которые в значительной мере помогли прояснить конструкцию феноменологического ego и соотнести дескрипции Августина и Э. Гуссерля.

Биография автора

Дарья Сергеевна Хомутова , Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29

старший преподаватель кафедры философии и права

Библиографические ссылки

Августин. Исповедь. Минск: Харвест: Изд-во Белорусского Экзархата, 2006. 335 с.

Гуссерль Э. Картезианские размышления / пер. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 2006. 315 с.

Гуссерль Э. Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени / пер. В.И. Молчанова. М., 1994. 163 с.

Деррида Ж. Голос и феномен / пер. с фр. С.Г. Кашиной, Н.В. Суслова. СПб.: Алетейа, 1999. 208 с.

Леденева Е.В. «Феноменология внутреннего сознания времени» в историко-философском контексте // Credo new. 2009. № 2. URL: http://credonew.ru/content/view/807/61/ (дата обращения: 12.07.2018).

Литвин Т.В. Время, восприятие, воображение. Феноменологические штудии по проблеме времени у Августина, Канта, Гуссерля. СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2013. 208 c.

О Даре: Дискуссия между Жаком Деррида и Жан-Люком Марионом / пер. В.Р. Рокитянского // Логос. 2011. № 3. C. 144–171.

Фрейд З. О воспоминаниях детства и воспоминаниях, служащих прикрытием // Фрейд З. Психопатология обыденной жизни / пер. с нем. О. Медем. СПб.: Азбука, 2013. C. 47–48.

Хомутова (Собянина) Д.С. Дескрипция и интерпретация: методологические вопросы феноменологии // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2014. № 1. C. 94–99.

Юнг К.Г. Cознание и бессознательное / пер. с нем. В. Бакусева. М.: Академ. проект, 2009. 188 c.

Ямпольская А.В. Прощение между даром и обменом: антипелагианская полемика Августина в контексте философии XX века // Артикульт. 2012. № 7. URL: http://articult.rsuh.ru/upload/articult/journal_content/007/ARTICULT-07_(3-2012,P.1-18)-Yampolskaya.pdf (дата обращения: 12.07.2018).

Auguustini. Confession. URL: http://faculty.georgetown.edu/jod/latinconf/10.html (дата доступа: 01.07.18).

Barreau H. Living-Time and Lived Time: Rereading St. Augustine // KronoScope. 2004. Vol. 4, iss, 1. P. 39–68. DOI: 10.1163/1568524041269331.

Biebighauser J.O. Augustine and the Phenomenological Tradition: Thesis submitted to the University of Nottingham for the degree of Doctor of Philosophy, 2012. URL: http://eprints.nottingham.ac.uk/12725/1/augustine_and_the_phenomenological_tradition_july_2012.pdf (accessed: 12.07.2018).

Herrmann von F.W. Augustine and the Phenomenological Question Of Time. Lewiston: Edwin Mellen Press, 2008. 232 p.

Kelly R.M. Quand l’esprit «dit» le temps: la conscience du temps chez Aristote, Augustin et Husserl // Methodos. 2009. № 9: L’autre Husserl. URL: https://journals.openedition.org/methodos/2243 (accessed: 12.07.2018). DOI: 10.4000/methodos.2243.

Peres S.P. A reflexão como método de conhecimento psicologico em Agostinho e Husserl // Tese de Doutorado. 2011. URL: http://www.teses.usp.br/teses/disponiveis/59/59137/tde-21102013-155054/pt-br.php (accessed: 12.07.2018). DOI: 10.11606/t.59.2011.tde-21102013-155054.

Rivera J. Figuring the Porous Self: St. Augustine and Phenomenology of Temporality // Modern Theology. 2013. Vol. 29(1). P. 83–103. DOI: 10.1111/moth.12005.

Seron D. La Référence à Augustin chez Husserl // Philosophique. 2005. Vol. 8. P. 61–65. DOI: 10.4000/philosophique.98.

References

Augustine of Hippo. (2006). Ispoved [Confession]. Minsk: Harvest Publ., 335 p.

Augustini. (2018). Confession. Available at: http://faculty.georgetown.edu/jod/latinconf/10.html (accessed 01.07.18).

Barreau, H. (2004). Living-Time and Lived Time: Rereading St. Augustine. KronoScope. Vol. 4, iss, 1, pp. 39–68. DOI: 10.1163/1568524041269331.

Biebighauser, J.O. (2012). Augustine and the Phenomenological Tradition: Thesis submitted to the University of Nottingham for the degree of Doctor of Philosophy. URL: http://eprints.nottingham.ac.uk/12725/1/ augustine_and_the_phenomenological_tradition _july_2012.pdf (accessed 12.07.2018).

Derrida, J. (1999). Golos i fenomen: per. s fr. [Speech and Phenomena. Trans. From French]. Saint Petersburg: Aleteya Publ., 208 p.

Freud, Z. (2013). O vospominaniyakh detstva i vospominaniyakh, sluzhaschikh prikrytiem [Childhood and Concealing Memories]. Psikhopatologiya obydennoy zhizni. Per. s nem. [The Psychopathology of Everyday Life. Trans. from Ger.]. Saint Petersburg: Azbuka Publ., pp. 47–48.

Herrmann von F.W. (2008). Augustine and the Phenomenological Question Of Time. Lewiston: Edwin Mellen Press, 232 p.

Husserl, E. (2006). Kartezianskie razmyshleniia, per. s nem. [Cartesian meditations. Trans from Ger.]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 315 p.

Husserl, E. (1994). Lektsii po fenomenologii vnutrennego soznaniya vremeni. per. s nem. [On the Phenomenology of the Consciousness of Internal Time. Trans. From Ger.]. Moscow, 163 p.

Jung, C.G. (2009). Soznanie i bessoznatelnoe. Per. s nem. [On the Psychology of the Unconscious. Trans. From ger.]. Moscow: Akademicheskiy proekt Publ., 188 p.

Kelly, R.M. (2009). Quand l’esprit «dit» le temps: la conscience du temps chez Aristote, Augustin et Husserl [When the spirit «says» time: the consciousness of time in Aristotle, Augustin and Husserl]. No. 9: L’autre Husserl. Available at: https://journals.openedition.org/ methodos/2243 (accessed 12.07.2018). DOI: 10.4000/methodos.2243.

Khomutova (Sobyanina), D.S. (2014). Deskriptsiya i interpretatsiya: metodologicheskie voprosy fenomenologii [Description And Interpretation: Methodological Problems Of Phenomenology]. Vestnik PNIPU. Kultura. Istoriya. Filosofiya. Pravo [Bulletin of PNRPU. Culture. History. Philosophy. Law]. No. 1, pp. 94–99.

Ledeneva, E.V. (2009). «Fenomenologiya vnutrennego soznaniya vremeni» v istoriko-filosofskom kontekste [Phenomenology of Inner-Time Consciousness in historical and philosophical context]. Credo new. No. 2. Available at: http://credonew.ru/content/view/807/61/ (accessed 12.07.2018).

Litvin, T.V. (2013). Vremya, vospriyatie, voobrazhenie. Fenomenologicheskie shtudii po probleme vremeni u Avgustina, Kanta, Gusserlya [Time, perception, imagination. Phenomenological studies on the problem of time by Augustine, Kant, Husserl]. Saint Petersburg: Gumanitarnaya akademiya Publ., 208 p.

Peres, S.P. (2011). A reflexão como método de conhecimento psicologico em Agostinho e Husserl: Tese de Doutorado [Reflection as a method of knowledge of the psychological in Augustine and Husserl: Doctoral thesis]. Available at: http://www.teses.usp.br/teses/ disponiveis/59/59137/tde-21102013-155054/pt-br.php (accessed 12.07.2018). DOI: 10.11606/t.59.2011.tde21102013-155054.

Rivera, J. (2013). Figuring the Porous Self: St. Augustine and Phenomenology of Temporality. Modern Theology. Vol. 29(1), pp. 83–103. DOI: 10.1111/moth.12005.

Rokityanskii, V. (tr.) (2011). O Dare: Diskussiya mezhdu Zhakom Derrida i Zhan-Lyukom Marionom [On the Gift: A Discussion between Jacques Derrida and Jean-Luc Marion]. Logos. No. 3, pp. 144–171.

Seron, D. (2005). La Référence à Augustin chez Husserl [The reference to Augustine at Husserl]. Philosophique [Philosophical]. Vol. 8, pp. 61–65. DOI: 10.4000/philosophique.98.

Yampolskaya, A.V. (2012). Proschenie mezhdu darom i obmenom: antipelagianskaya polemika Avgustina v kontekste filosofii XX veka [The Pardon Is Gift Or Change? Augustine’s Antipelagianism In The 20th Century Philosophy]. Artikult. No. 7. Available at: http://articult.rsuh.ru/upload/articult/journal_content/00 7/ARTICULT-07_(3-2012,P.1-18)-Yampolskaya.pdf (accessed 12.07.2018).

Загрузки

Опубликован

30-09-2018

Выпуск

Раздел

Статьи