От классической антропологии к «антропотехнике». И обратно?
Философия «Проблематизация человека: незавершённый проект» (Тематический выпуск)
DOI:
https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-3-318-325Ключевые слова:
антропология, гуманизм, образование, гумбольдтовский университет, постмодернАннотация
Делается попытка рассмотреть в общих чертах эволюцию антропологии, понимаемой, с одной стороны, как особый взгляд на природу человека, а с другой — как метод формирования человека. Рассматривается взаимосвязь воззрений на природу человека с целями и стратегиями образования. Особое внимание уделено гумбольдтовской модели образования как наиболее полному и последовательному воплощению антропологии модерна. Выдвигается и обосновывается гипотеза о корреляции спора Сократа и софистов с противостоянием гумбольдтовской и постмодернистской моделей образования и взглядов на природу человека. Существо этого противостояния — в двух различных взглядах на человека: исходящего из конечной цели человека либо исходящего из его наличной фактичности. Первый взгляд соответствует антропологии и педагогике Сократа и культуре модерна, а второй — софизму и культуре постмодерна. Культура постмодерна рождает постгуманизм, который смотрит на человека как на некий агрегат свойств и способностей. Соответствующая ему образовательная стратегия состоит в стремлении «проапгрейдить» человека, что-то дополнить или отбросить ради максимизации его ситуативного приспособления к изменчивой реальности и приращения наличного множества возможностей в каждом здесь-и-теперь. Такому взгляду и отношению к человеку более релевантен термин «антропотехника» в его механистическом значении. Выдвинуто предположение и приведены аргументы того, что за различными видами «антропотехники», этическим релятивизмом и тому подобным просматривается намерение элит конструировать потребный им образа человека. В заключение ставится вопрос о возможности поворота от «антропотехники» к новой антропологии. Показано, что в основе этой антропологии должно лежать стремление увидеть реального человека, т.е. увидеть в нем главное за покровом случайного и второстепенного, не впадая при этом в абстрактную идеализацию. В качестве перспективной основы предлагаются философские концепции Э.Гуссерля и С.Н.Трубецкого.Библиографические ссылки
Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М.; СПб.: Степной ветер; ИД «Коло», 2005. 448с.
Выступление Михаила Ковальчука в Совете Федерации 30 сентября 2015 года // Троицкий вариант – Наука. 2015. 8окт. URL: https://trv-science.ru/2015/10/vystuplenie-mikhaila-kovalchuka-v-sf/ (дата обращения: 25.07.2021).
Гуссерль Э. Картезианские размышления / пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001. 316 с.
Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. 895 с.
Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1 / пер. с нем. А.И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2001. 594с.
Колесников А. Конкурс пророков: ставка на мотивацию роста и поведенческую экономику // Economy Times. 2017. 24 окт. URL: http://economytimes.ru/?q=kurs-rulya/konkurs-prorokov-stavka-na-motivaciyu-rosta-i-povedencheskuyu-ekonomiku (дата обращения: 25.07.2021).
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
Нуссбаум М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки. М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. 192 с.
Паскаль Б. Мысли / пер. с фр. Э. Фельдман-Линецкой. СПб.: Азбука-классика, 2004. 336 с.
Платон. Теэтет // Платон. Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 192–274.
Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Трубецкой С.Н. Сочинения. М.: Мысль, 1994. С. 481–592.
Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии // Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. С. 273–390.
Фуко М. Технологии себя // Логос. 2008. № 2(65). С. 96–122.
Humboldt W. Ideen zu einem Versuch die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen. 2018. 224 S. URL: https://www.dreigliederung.de/essays/1792-wilhelm-von-humboldt-ideen-zu-einem-versuch-die-grenzen-der-wirksamkeit-des-staates-zu-bestimmen (accessed: 25.07.2021).
Humboldt W. Werke. Bd. 4: Schriften zur Politik und zum Bildungswesen. 4 Auf. Darmstadt: Stuttgart, 1993. 590 S.
References
Ado, P. (2005). Dukhovnye uprazhneniya i antichnaya filosofiya [Spiritual exercise and ancient philosophy]. Moscow, Saint Petersburg: Stepnoy Veter Publ.; Kolo Publ., 448 p.
Deleuze, G. and Guattari, F. (2010). Tysyacha plato: Kapitalizm i shizofreniya [A thousand plateaus: capitalism and schizophrenia]. Yekaterinburg: U-Faktoriya Publ.; Moscow: Astrel’ Publ., 895 p.
Fichte, I.G. (2000). [A clear message to the general public as clear as the sun about the true essence of modern philosophy]. Fakty soznaniya. Naznachenie cheloveka. Naukouchenie [Facts of consciousness. The appointment of a person. Science studies]. Minsk: Harvest Publ., Moscow: AST Publ., pp. 273–390.
Fuko, M. (2008). [Technology yourself]. Logos. No. 2(65), pp. 96–122.
Humboldt, W. (1993). Werke. Bd. 4: Schriften zur Politik und zum Bildungswesen [Factories. Vol. 4: Writings on politics and education]. 4th ed. Darmstadt: Stuttgart, 590 p.
Humboldt, W. (2018). Ideen zu einem Versuch die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen [Ideas for an attempt to determine the limits of the effectiveness of the state]. 224 p. Available at: https://www.dreigliederung.de/essays/1792-wilhelm-von-humboldt-ideen-zu-einem-versuch-die-grenzen-der-wirksamkeit-des-staates-zu-bestimmen (accessed 25.07.2021).
Husserl, E. (2001). Kartezianskie razmyshleniya [Cartesian meditations: an introduction to phenomenology]. Saint Petersburg: Nauka Publ., 316 p.
Jaeger, W. (2001). Paydeyya. Vospitanie antichnogo greka. T. 1. [Paideia: the ideals of Greek culture. Vol. 1]. Moscow: Greko-Latinskiy Kabinet Yu.A. Shichalina Publ., 594 p.
Kolesnikov, A. (2017). [Prophet competition: betting on growth motivation and behavioral economics]. Economy Times. Oct. 24. Available at: http://economytimes.ru/?q=kurs-rulya/konkurs-prorokov-stavka-na-motivaciyu-rosta-i-povedencheskuyu-ekonomiku (accessed 25.07.2021).
Lyotard, Zh.-F. (1998). Sostoyanie postmoderna [The postmodern condition: a report on knowledge]. Moscow: IES Publ., Saint Petersburg: Aleteyya Publ., 160 p.
[Mikhail Kovalchuk’s speech at the Federation Council on September 30, 2015]. Troitskiy variant – Nauka [Troitsk variant – Science]. Oct. 8. Available at: https://trv-science.ru/2015/10/vystuplenie-mikhaila-kovalchuka-v-sf/ (accessed 25.07.2021).
Nussbaum, M. (2014). Ne radi pribyli: zachem demokratii nuzhny gumanitarnye nauki [Not for profit: why democracy needs the humanities]. Moscow: HSE Publ., 192 p.
Paskal, B. (2004). Mysli [Thoughts]. Saint Petersburg: Azbuka-Klassika Publ., 336 p.
Plato (1993). [Theaetetus]. Platon. Sobranie sochineniy v 4 t. [Plato. Collected works: in 4 vols].. Moscow: Mysl’ Publ., vol. 2, pp. 192–274.
Trubetskoy, S.N. (1994). [About the nature of human consciousness]. Sochineniya [Works]. Moscow: Mysl’ Publ., p.481–592.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.