СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ РАБОТНИКОВ АГИТПРОПА И НОРМЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Авторы

  • A. V. Chashchukhin

Ключевые слова:

пропаганда, агитация, Агитпроп, нормы, социальные статусы, идеология, Великая Отечественная война

Аннотация

Исследуются нормы и практики идеологической работы в годы Великой Отечественной войны. Пропаганда и агитация рассматриваются в контексте анализа социальных статусов людей, ответственных за эту деятельность. Использование социологической оптики позволяет говорить о советской идеологии не только как о системе идей, но и как о социально обусловленном знании. Выявляются способы и приемы отстаивания своих социальных позиций посредством использования официального дискурса. Анализ рефлексии о нормах политической работы дает возможность обнаружить смысловые разрывы в интерпретации политического знания, определить тактику и стратегию использования идеологии при защите и отстаивании своих социальных позиций. В годы войны Управление агитации и пропаганды (Агитпроп) не стало монополистом в производстве и оценивании политических текстов. Между Агитпропом, советской цензурой и руководителями регионов регулярно возникали конфликты, которые решались при посредничестве Секретариата ЦК ВКП(б). Использование политического языка позволяло представителям высшей номенклатуры отстаивать свои позиции. Иная картина складывалась в провинции. В советском тылу происходила маргинализация социальных статусов агитаторов и пропагандистов. Идеологические работники были вынуждены решать хозяйственные задачи. Это рождало особый жанр отчета, в котором успехи экономики объяснялись агитацией и пропагандой. Новые практики позволяли усилить контроль над идеологическими работниками со стороны руководителей регионов, что давало им возможность оценивать работу пропагандистов, используя экономические показатели. Между тем политический язык сохранял доминирующую позицию. Это позволило после войны ослабить возникшую автономию региональных руководителей.

Библиографические ссылки

Библиографический список

Бранденбергер Д. Кризис сталинского агитпропа: Пропаганда, политпросвещение и террор в СССР, 1927–1941. М.: Полит. энциклопедия, 2017. 367 с.

Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Бурдье П. Социология социального пространства, М.; СПб: Алетейя, 2005. 288 с.

Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917–1991. 2-е изд., испр. М.: РОССПЭН, 2009. 407 с.

Козлова H. H. Горизонты повседневности советской эпохи: Голоса из хора. М., 1996. 215 с.

Козлова Н.Н. Советские люди: Сцены из истории. М.: Европа, 2005. 544 с.

Лейбович О.Л. «Эпоха зрелищ кончена, Пришла эпоха хлеба»: XX съезд КПСС и формирование новых паттернов политического поведения в советской провинциальной среде // 1956: незамеченный термидор. Пермь, 2012. С. 15–73.

Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Избранное. Диагноз нашего времени. М.: Юристъ, 1994. С. 7–276.

Остин Дж. Избранное. М.: Идея-Пресс, 1999. 332 с.

Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М.: РОССПЭН, 2010. 478 с.

References

Brandenberger, D. (2017), Krizis stalinskogo agitpropa: Propaganda, politprosveshhenie i terror v SSSR 1927–1941 [The crisis of the Stalinist agitprop: Propaganda, political education and terror in the USSR of 1927–1941], Polit. Enciklopediya, Moscow, Russia, 367 p.

Burdye, P. (2005), “Social space and symbolic power”, in Burdye, P., Sotsciologiya sotsial'nogo prostranstva [Sociology of social space], Institut eksperimental'noy sotsiologii, Moscow, Aleteya, St. Petersburg, Russia, pp.64-86.

Goryaeva, T.M. (2009), Politicheskaya tsenzura v SSSR. 1917-1991 [Political censorship in the USSR. 1917-1991.], ROSSPEN, Moscow, Russia, 407 p.

Hlevnyuk,E O.V. (2010) Hozyain. Stalin i utverzhdenie stalinskoy diktatury [Owner. Stalin and the establish-ment of Stalin's dictatorship], ROSSPEN, Moscow, Russia, 478 p.

Kozlova, N. N. (1996), Gorizonty povsednevnosti sovetskoy epohi: Golosa iz hora [Horizons of everyday life of the Soviet era: Voices from the choir], IF RAN, Moscow, Russia, 215 p.

Kozlova, N.N. (2005), Sovetskie lyudi. Stseny iz istorii [The Soviet people: scenes from the history], Evropa, Moscow, Russia, 544 p.

Leybovich O.L. (2012), “The era of spectacles is over, the era of bread has come”: XX Congress of the CPSU and the formation of new patterns of political behavior in the Soviet provincial environment”, in 1956: neza-mechennyy termidor [1956: unnoticed Thermidor], PGIIK, Perm, Russia, pp.15-73.

Manheym, K. (1994), “Ideology and Utopia”, in Manheym, K., Izbrannoe. Diagnoz nashego vremeni [Selected. Diagnosis of our time], Yurist, Moscow, Russia, pp. 7-276.

Ostin, Dzh. (1999), Izbrannoe [Selected], Ideya-Press, Moscow, Russia, 332 p.

Загрузки

Опубликован

2020-01-27

Как цитировать

Chashchukhin, A. V. (2020). СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ РАБОТНИКОВ АГИТПРОПА И НОРМЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, 47(4), 95–104. извлечено от https://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2957